Что такое морфологический разбор слова: пример на всех частях речи. Морфологический разбор всех частей речи Полный разбор существительного как часть речи

Разбор слова как части речи иначе называют морфологическим. С ним знакомятся уже в школе, изучая отдельные части речи. В первую очередь это вид разбора призван педагогами развивать у учеников логическое мышление, прививать языковые навыки. Морфологический разбор помогает усвоить основные сведения обо всех частях речи, научиться отличать их друг от друга, не путать понятия «часть речи» и «член предложения». Подобное явление встречается иногда даже в старших классах и на лингвистических факультетах, однако, безусловно, умеющие производить разбор слова как части речи никогда не спутает существительное с подлежащим.


Разбор слова как части речи в школе выполняет серьёзную функцию: таким образом материал максимально закрепляется, в процессе осуществления разбора, когда ученики по очереди анализируют разные слова, происходит повторение всех тем раздела. Например, разбирая глагол как часть речи после изучения темы «глагол», школьники повторяют все его основные категории: возвратность, переходность, вид, спряжение, наклонение, время, лицо, число и род. Именно разбор слова как части речи является эффективным практическим занятием, развивающим языковые навыки и умения.

В вузовской практике разобрать слово как часть речи несколько сложнее, поскольку там морфологический разбор производится по более сложной схеме, учитывается большее количество языковых факторов, категории рассматривают подробнее.

В каждом вузе могут быть свои требования к морфологическому разбору, его сущности и оформлению, поэтому поступающим на филологические специальности нужно узнавать стандарты разбора в конкретном образовательном учреждении.

Уметь определять часть речи, категории необходимо, чтобы грамотно излагать свои мысли.

Основные требования к разбору слова как части речи

Как же разобрать слово как часть речи? Обозначим основные требования к разбору в целом, независимо от того, какой частью речи оно является.

Морфологический разбор , как и любой другой тип языкового разбора, должен производиться по чёткому конкретному плану. Даётся алгоритм, которому необходимо следовать. Нельзя указывать категории в произвольном порядке. Например, если школьник сначала называет, в каком числе употреблено существительное, а о категории одушевлённости/неодушевлённости говорит только в конце анализа, из этого сразу можно сделать вывод: ученик плохо ориентируется в категориях, не знает, какие из них являются постоянными, а какие – изменяемыми. Знание правильного порядка разбора обеспечивает лучшее запоминание категорий и их связи, последовательный анализ каждого слова как представителя определённой части речи.

Порядок разбора везде одинаков.

  1. Сначала указывается словоформа разбираемого слова. Это та форма, в котором слово фигурирует в контексте, без каких либо дополнительных изменений. Морфологическому анализу подвергают слова, представленные в отрывке текста.
  2. Затем указывается начальная форма слова. Для каждой части речи она определяется индивидуально. Например, у существительного это именительный падеж единственного числа.
  3. Третьим пунктом нужно обозначить общее грамматическое значение слова. У существительных – значение предмета, у глаголов – действия, у прилагательных – значение признака предмета, у числительных – количества и т.д.
  4. Затем определяют грамматические категории. Сначала все постоянные признаки слова, а потом – изменяемые. Грамматические категории индивидуальны для каждой части речи. Их следует указывать в определённом порядке.
  5. Последний пункт морфологического разбора – определение синтаксической функции слова. Это имеет большое значение именно для разбора слова как части речи, хотя зачастую школьники считают, что требование не вполне относится к морфологии и больше уместно в разделе «синтаксис». На самом же деле именно по синтаксической функции слова в предложении можно иногда точно выяснить, какой частью речи оно является. Тем более, данное требование позволяет связать различные разделы русского языка, создать единую языковую картину.
    Разбор слова как части речи. Требования к морфологическому разбору конкретных частей речи
К разбору каждой части речи предъявляются индивидуальные требования, поскольку у всех частей речи свои категории, которые необходимо указывать в строго определённом порядке. Так выглядят классические требования к разбору слова как части речи.

Имя существительное

  1. Указывается словоформа.
  2. Пишется начальная форма: слово нужно поставить в именительный падеж и единственное число.
  3. Затем определяются лексико-грамматические категории. Постоянные: собственное или нарицательное, неодушевлённое или одушевлённо, род, тип склонения. Изменяемые: число и падеж. Определяются непостоянные признаки по словоформе в контексте.
  4. Синтаксическая роль.
Имя прилагательное
  1. Словоформа.
  2. Начальная форма. Слово ставится в именительный падеж и единственное число, употребляется в мужском роде.
  3. Определяются признаки слова. Постоянные: разряд по значению (прилагательные бывают качественными, относительными и притяжательными); степень сравнения (бывает, но только у качественных прилагательных); краткая или полная форма (у качественных).
  4. Непостоянные признаки: падеж, число и род.
  5. Синтаксическая функция в предложении.
Имя числительное
  1. Словоформа.
  2. Начальная форма. Определяется в зависимости от разряда числительного по значению. Начальная форма количественных, собирательных и дробных числительных – именительный падеж. Начальная форма порядковых числительных – именительный падеж, единственное число, мужской род.
  3. Указываются постоянные признаки (категории) имён числительных: разряд по значению (количественное, дробное, порядковое, собирательное); разряд по морфологической структуре (составное, сложное, простое).
  4. Определяются изменяемые признаки, то есть, в какой форме употреблено числительное в данном контексте. Нужно написать падеж, число, род числительного, если оно обладает этими признаками.
  5. Обозначается роль в предложении.
Местоимение
  1. Указывается форма слова, в которой оно употреблено в контексте.
  2. Определяется начальная форма местоимения. Слово нужно поставить в мужской род, единственное число и именительный падеж, если это возможно.
  3. Затем пишут постоянные признаки местоимения как части речи. К ним относятся разряд по значению, группа по соотношению с другими частями речи и лицо для личных местоимений. Разряды местоимений по значению: неопределённые, отрицательные, относительные, вопросительные, притяжательные, личные и возвратное местоимение себя. Группы по соотношению с прочими частями речи: местоимения-наречия (наречные местоимения), местоимения-числительные, местоимения-прилагательные и местоимения-существительные.
  4. Потом указывают непостоянные признаки местоимений: число, род и падеж, если они есть.
  5. Определяется синтаксическая функция в предложении.
Наречие
  1. Наречие – неизменяемая часть речи, что следует отдельно указать в процессе осуществления морфологического разбора. Поэтому достаточно обозначить саму языковую единицу, то есть слово.
  2. Категории наречия – разряд и степень сравнения (если она есть). Наречия делят на следующие разряды: наречия образа действия, цели, причины, времени, меры и степени, места. Степени сравнения бывают сравнительными и превосходными. Например, строжайше – превосходная степень, строже – сравнительная.
  3. Указывается роль в предложении.
Слова категории состояния
Данная часть речи обладает единым признаком, не изменяется, всегда является сказуемым в безличных предложениях. Грустно. Солнечно.

Глагол

  1. Обозначается словоформа.
  2. Глагол ставится в неопределённую форму (инфинитив). Например: писал – писать.
  3. Определяются постоянные категории глагола как части речи: спряжение, вид (совершенный или несовершенный), возвратность (возвратные глаголы имеют постфикс -ся или –сь), переходность.
  4. Непостоянными признаками глагола являются наклонение, время (у глаголов изъявительного наклонения), число, лицо и род. Все категории нужно написать, если они имеются.
  5. Затем указывается синтаксическая функция.
Причастие
  1. Пишется словоформа.
  2. Определяется начальная форма, для этого причастие нужно поставить в именительный падеж, мужской род и единственное число.
  3. Затем указывают постоянные признаки причастия: залог (страдательный или действительный), форма (краткая или полная), время, вид и возвратность.
  4. Непостоянные признаки причастия: число, род, падеж.
  5. Роль в предложении.
Деепричастие
Это неизменяемая часть речи. Указывают только вид и возвратность, а также синтаксическую функцию.

Иногда разбору подвергают служебные части речи.
Предлоги делят на непроизводные и производные (образованные от другой части речи).

Союзы бывают сочинительными (разделительные, противительные, соединительные) и подчинительными (изъяснительные, сравнительные, следственные, уступительные, условные, целевые, причинные, временные).

Частицы принято подразделять на формообразовательные, указательные, отрицательные, усилительные, восклицательные, вопросительные, утвердительные, ограничительные, уточняющие, сравнительные и частицы, выражающие сомнение.

Междометие является обособленной частью речи, не входя ни в служебные, ни в самостоятельные части речи. Его разбору не подвергают.

Нюансы и особенности разбора слова как части речи в вузе
В вузовских разборах филологи описывают категории более подробно. Части речи анализируют в свете детального изучения языка в целом. Наиболее сильно отличается морфологический разбор глагола. Отдельно указываются основы: основа инфинитива и основа настоящего времени. По ним определяется класс глагола, всего имеется пять классов. В категориях времени выделяют абсолютное и относительное время. Например, определяют четыре подкатегории настоящего времени: неактуальное, абстрактное, комментирующее, изобразительное. Будущее время может быть конкретным, результатом настоящего, постоянным, обозначать повторяющееся в настоящем действие, невозможное в настоящем действие.

У существительного иначе выделяют типы склонения: субстантивные (местами меняются 1 и 2 склонение), адъективные (так склоняются конверсивы, то есть прилагательные как существительные), смешанное склонение. Есть несклоняемые существительные – они также выделяются иногда в отдельное, четвёртое, склонение.

Каждому падежу в вузовских разборах присваивают своё значение: субъектное, объектное, обстоятельственное или определительное.

Анализируя числительное, в вузах зачастую определяют тип связи с существительным, падеж главного существительного. Говоря о прилагательных и их формах сравнения, выделяют синтетические и аналитические формы сравнительной и превосходной степени.

Существуют и другие нюансы анализа слова как части речи, но все они индивидуальны, зависят от точки зрения конкретного учёного, программы вуза.

    Разбор слова как части речи - это морфологический разбор. Его назначение это логическое мышление, морфологический разбор помогает усвоить основные сведения обо всех частях речи. К тому же благодаря ему учимся отличать друг от друга части речи.

    Имя существительное.

    План разбора.

    1.Часть речи.

    2.Морфологические признаки: падежи, ед./мн. число, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение.

    3.Синтаксическая роль.

    Пример: Ветер по морю гуляет

    (По) морю им. сущ. , обозначает предмет, (что?) море; н. ф. - море, нариц. , неодуш. , ср. р. , 2 скл. ; в дат. п. , в ед. ч. ; обстоятельство.

    Имя прилагательное.

    План разбора.

    1.Часть речи.

    2.Морфологические признаки: разряд - качественное, относительное, притяжательное, непостоянные признаки - степень сравнения, краткая или полная форма, падеж, число, род (в ед. ч.) .

    3.Синтаксическая роль.

    Глагол .

    1. Часть речи. Обозначается словоформа.
    2. Глагол ставится в неопределнную форму (писал писать).
    3. Морфологический разбор: спряжение, вид (совершенный или несовершенный), возвратность (возвратные глаголы имеют постфикс -ся или сь), переходность, наклонение, время, число, лицо и род.
  • Разбор слова, как часть речи (морфологический разбор) - одна из самых непростых задач, которая ставится учителем на уроках русского (или родного) языка. Сложность заключается в том, что мы знаем немало частей речи, а у каждой из них - свои признаки. Кроме того, разбираемое слово, как правило, находится не в начальной форме, а в любом падеже, числе, лице и так далее.

    Чтобы верно разобрать слово морфологически, нужно знать схему этого разбора, которую можно увидеть .

    Порядок разбора имени существительного :

    • задаем вопрос;
    • ставим слово в начальную форму(единственное число, именительный падеж)
    • указываем часть речи;
    • указываем постоянные признаки:(одушевленное или неодушевленное;собственное или нарицательное;род; склонение);
    • указываем постоянные признаки (падеж; число);

    Порядок разбора имени прилагательного. :

    Находим существительное,с которым связанно наше прилагательное и задаем вопрос(от существительного);

    Ставим прилагательное в начальную форму(единственное число, именительный падеж, мужской род);

    • указываем часть речи;
    • определяем род(в единственном числе);
    • определяем число;
    • определяем падеж;
    • определяем каким членом предложения является.

    Порядок разбора глагола :

    Задаем вопрос;

    Устанавливаем что слово является глаголом;

    Ставим глагол в неопределенную форму(что делать?,что сделать?)

    Определяем постоянные признаки глагола(спряжение);

    Определяем непостоянные признаки глагола (число; время; лицо; род);

    Определяем каким членом предложения является.

    В любом учебнике есть порядок разбора слова как части речи. например у существительного значение (вопрос кто или что) постоянные признаки: собственное или нарицательное, одуш. неодуш. склонение, род. число падеж. и синтаксическая роль (каким членом предложения является). есть памятки для всех частей речи раздел морфологический разбор. В учебниках эти задания над словом обозначаются цифрой 3.

    Если совсем примитивно, то существительное обозначает предмет, глагол действие этого предмета, а прилагательное признак его.

    Разобрать существительное как часть речи по таблице. Выполните задание по примеру в таблице. Укажите признаки существительного, его место в предложении.

    Разберите по примеру в таблице прилагательное.

    Также по таблице разбираем глагол как часть речи со всеми его признаками..

    Разбор слова, как части речи это морфологический разбор слова (разбор под цифрой 3), который дат характеристики слова, как части речи исходя из особенностей использования слова.

    Морфологический разбор производят согласно следующей схемы:

    Определяется общее грамматическое значение слова (при необходимости выделяется начальная форма слова)

    Определяются постоянные свойства слова (морфологическая характеристика) и его непостоянные свойства (морфологическая характеристика словоформы)

    Определяется роль слова в предложении.

    Любое слово является той или иной частью речи, и следовательно его можно разобрать как часть речи, то есть выполнить морфологический разбор.

    Схема этого разбора универсальна и подходит для любой части речи, хотя некоторые из них разбирать интересно и занимательно, а другие скучно и нудно.

    Прежде всего следует определить, к какой части речи относится данное слово. Обычно это достигается постановкой вопроса. Например Стол. Что это? - Стол - это существительное. Или слово Гулять. Задаем вопрос: Что делать? - Гулять - это глагол.

    Далее следует определить начальную форму слова. Это именительный падеж единственного числа, а для глагола это инфинитив. Некоторые части речи не изменяются и мы указываем эту особенность этих слов. Например наречие Вповалку оказывается неизменяемым словом, как и деепричастие Открывши.

    Далее находим постоянные лексические признаки слова. Это могут быть склонение или спряжение, возвратность, переходность для глаголов, или одушевленность, имя собственное или нарицательное для существительных.

    Следующим этапом находим уже непостоянные грамматические признаки. Это обычно падеж, время, число, род, лицо.

    После этого указываем какую лексическую роль данное слово играет в предложении: подлежащие, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

    Ну и для красивого завершения морфологического разбора обязательно приводим пример предложения, если оно не задано изначально.

Основное в морфологии - понимание внутренних механизмов формирования словесной формы.

Любой образец морфологического разбора существительного учитывает это условие.

Словоформа - результат согласования слова с другими частями речи. Взаимодействуя, слова частично изменяют состав друг друга.

Поэтому морфологический анализ существительного - это в первую очередь идентификация его морфем. И уже исходя из морфемного состава анализируют следующие показатели:

  • характеристика как части речи;
  • постоянные и непостоянные признаки;
  • взаимосвязь с другими членами предложения.

Главное, чему следует уделить внимание при разборе существительного, - это способ формирования слова и его связь с членами предложения.

Поэтому перед анализом следует:

  1. Выделить контекст, в котором употребляется слово;
  2. Проанализировать структуру этого слова (из каких морфем состоит);
  3. Отдельно разобрать каждый признак.

И лишь потом можно переходить к плану.

Последовательность разбора существительных

План морфологического разбора существительного имеет четкую иерархию:

  1. Выявляем начальную форму;
  2. Определяем постоянные признаки:
  • собственное или нарицательное;
  • неодушевлённое или одушевлённое;
  • склонение и род.
  • Выясняем непостоянные черты:
    • множественное или единственное число;
    • падеж.
  • Характеризуем роль в предложении.
  • Рассмотрим морфологический разбор существительного на примере слова «автобус»:

    «В автобусе ехала приятная на вид дама».

    1. Определяем часть речи: существительное, обозначающее предмет;
    2. Задаем вопрос: «в чём?» - «в автобусе»;
    3. Выявляем начальную форму: «автобус»;
    4. Описываем постоянные черты: является неодушевлённым, нарицательное, мужского рода, 2-го склонения;
    5. Выделяем непостоянные черты: число - единственное, падеж - предложный;
    6. Выявляем синтаксическую роль: в данном контексте имеет роль обстоятельства места.

    Анализ должен проводиться в строгой последовательности.

    Основные правила, которым необходимо следовать

    Главное первое правило - вне контекста разбор слова осуществлять нежелательно.

    Именно поэтому морфологический разбор существительного онлайн - не всегда удачная идея. Машина не может проанализировать контекст.

    Например, слово «печь» может быть как глаголом, так и существительным. Следовательно, и подход будет разным.

    Правило второе - семантическое значение слова играет второстепенную роль.

    Так, можно сказать следующим образом: «Существительное - это вещь, живое существо, место или идея». Но насколько удачно такое определение?

    Например, «аппетит» - это существительное. Но оно не является ни живым существом, ни местом, ни вещью, ни идеей.

    Поэтому в морфологическом разборе принято воспринимать часть речи как структурную единицу. Другими словами, существительное характеризуется исходя из двух принципов:

    1. Его позиция в предложении;
    2. Его внутренняя структура.

    Таким образом, следует брать во внимание конкретную синтаксическую роль, которую выполняет существительное.

    В морфологическом разборе имён существительных есть много замысловатых ловушек, о которых часто забывают. Напомним самое главное.

    По своему значению и морфологическим признакам существительные делятся на несколько разрядов: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

    Собственные имена легко узнать: они называют какой-нибудь единичный предмет и пишутся с большой буквы (Петя, Зорька, Рига, Италия, «Огонёк»), иногда образуют наименования в виде словосочетаний (Красная Пресня, Александр Сергеевич Пушкин, Великая Отечественная война), имеют только единственное число. Собственное наименование выписываем целиком и разбираем как одно существительное.

    У существительных общее грамматическое значение - предмет. Вопросы кто? или что? помогают различить одушевлённые и неодушевлённые существительные. Но наши представление о живом и неживом не всегда совпадают, поэтому используем подсказку: сравниваем падежи во множественном числе. У одушевлённых совпадают винительный и родительный падежи (вижу брата - нет брата), у неодушевлённых - винительный и именительный (вижу книги - лежат книги).

    Предмет может быть разным: живым существом, растением или лицом, промежутком времени, событием или явлением природы, качеством или процессом. Группы конкретных (ворона, стол), вещественных (сахар, водород), отвлечённых (смелость, вражда) и собирательных существительных (вороньё, народ) в школьном разборе не указываются, но играют не последнюю роль в определении некоторых признаков. Например, одушевлённости или числа, рода или падежа.

    Конкретные существительные поддаются счёту, хорошо сочетаются с количественными числительными, употребляются в единственном и множественном числе.

    Вещественные называют пищевые продукты, напитки, материалы, ткани, химические элементы, лекарства, имеют форму только единственного числа (молоко, нефть) или только множественного числа (духи, опилки), их можно измерить, но не сосчитать. В количественном значении они имеют окончание -У в родительном падеже: купить мёду, плитка шоколаду, дайте сахарку.

    Абстрактные (отвлечённые) существительные обозначают понятия, никак не связанные со счётом, и тоже не изменяются по числам, обладают суффиксами -ИЗМ-, -ОСТЬ-, -ИЗН-, -ИН-, -ОТ-, -СТВ-, -ТИЙ-, -НИЙ-: героизм, смелость, белизна, тишина, доброта, озорство, прибытие, воспитание.

    Собирательные называют множество предметов как единое целое, являются неодушевлёнными, имеют только единственное или только множественное число, не поддаются счёту (листва, мебель). Узнать их можно и по суффиксам -j-, -ОТ-, -В-, -СТВ, -ЕСТВ-, -НИК-, -НЯК-: вороньё, беднота, листва, студенчество, ельник, ивняк.

    После указания разрядов существительных переходим к роду, который определяем по форме именительного падежа единственного числа или методом подстановки местоимений ОН-ОНА-ОНО; МОЙ, МОЯ, МОЁ. Формально род можно определить и по окончаниям:

    А, -Я, нулевое, -О, -Е, особый тип как у прилагательного -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ - это мужской род (папа, дядя, врач, домишко, топорище, больной, участковый, рабочий);

    А, -Я, нулевое, особый тип как у прилагательного -АЯ, -ЯЯ - это женский род (мама, тётя, степь, гостиная, передняя);

    О, -Е, слова на -МЯ, особый тип как у прилагательного -ОЕ, -ЕЕ - это средний род (окно, море, время, мороженое, будущее);

    А, -Я - это общий род (плакса, соня).

    Слова общего рода делятся на 3 группы: неофициальные имена Женя, Шура), несклоняемые фамилии (Живаго, Гюго) и существительные со значением свойств и оценки лиц по внешности (коротышка), поведению (забияка), интеллекту (тупица), нравственности (скряга), социальному положению (деревенщина). К общему роду не относят существительные, обозначающие профессии или род занятий (учитель, агроном, директор - все мужского рода).

    У несклоняемых существительных род определяется по смыслу и зависимым словам (маэстро, леди, горячий кофе, тёплое пальто). Нельзя установить род у слов во множественном числе (часы, сани).

    Склоняемые существительные распределяются на три группы. К 1 склонению: мужской и женский род с окончаниями -А, -Я; ко второму - средний род с окончаниями -О, -Е, мужской род с нулевым окончанием, к 3 склонению: женский род с нулевым окончанием.

    Есть группа слов разносклоняемых (10 слов на -МЯ и «путь») и несклоняемых (иноязычные слова, имена собственные, сложносокращённые слова и аббревиатуры на гласные). У слов, имеющих форму только множественного числа, и у существительных, перешедших из прилагательных, с особым типом склонения, нельзя определить склонение, например: грабли, ворота; животное, раненый.

    Большинство конкретных слов изменяются по числам: кот - коты, чудо - чудеса, человек - люди, новое пальто - новые пальто. Но если существительное имеет только одну форму числа, это его постоянный признак.

    Все падежи, кроме именительного, принято называть косвенными, так как они употребляются с предлогами и без них, а предложный падеж только с предлогами. Падежи отличаются вопросами и окончаниями.

    Именительный (Им.п.): есть кто? что?

    Родительный (Р.п.): нет кого? чего?

    Дательный (Д.п.): дам кому? чему?

    Винительный (В.п.): вижу кого? что?

    Творительный (Т.п.): горжусь кем? чем?

    Предложный (Пр.п.): думаю о ком? чём?

    Нельзя путать падежи! Рассуждайте так.

    В предложении: Весь год шли дожди - слово «дожди» стоит в Им.п., так как связано со сказуемым «шли», шли как долго? (временной отрезок) год - это слово стоит в В.п.

    В предложении: Завтра будут объявлены результаты конкурса - слово «результаты» в Им.п. связано со сказуемым «будут объявлены», результаты чего? конкурса - это слово стоит в Р.п.

    В предложении: Нужно вылечить животных - слово «животных» стоит в Р.п. при сказуемом, выраженном переходным глаголом.

    В предложении: По истечении срока гарантии товар нельзя починить - слово «по истечении» стоит в Пр.п. (думаю о чём? об истечении).

    Если существительное употреблено в именительном падеже, оно может быть подлежащим или обращением, именной частью сказуемого или приложением. Существительное в косвенных падежах выступает в роли дополнения, обстоятельства и определения.

    Знакомимся с планом морфологического разбора существительных и приступаем к изучению примеров.

    ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

    1. Часть речи и общее грамматическое значение.

    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.) и морфологические признаки:
    Постоянные (П.п.):
    - разряд:
    собственное или нарицательное,
    одушевлённое или неодушевлённое;
    - род,
    - склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - числе,
    - падеже.

    3. Синтаксическая роль существительного.

    Предложения выбраны из смешных рассказов детского писателя Сергея Вольфа .

    Сначала мы по бульвару вышагиваем.

    1. (По) бульвару - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): бульвар
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - м.род,
    - 2 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - ед.числе,
    - Д.падеже.
    3. Вышагиваем (по чему? где?) по бульвару (обстоятельство места).

    Там цветы растут, похожие на укроп, деревья и второй день мяукает кошка, которую я никак не могу выследить.

    1. Цветы - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): цветок
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - м.род,
    - 2 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - мн.числе,
    - Им.падеже.
    3. Растут (что?) цветы (подлежащее).

    На улице мы взялись за руки и дошли до парка.

    1. (На) улице - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): улица
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - ж.род,
    - 1 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - ед.числе,
    - Пр.падеже.
    3. Взялись (на чём? где?) на улице (обстоятельство места).

    Что с тобой, Алёша ? - сказала она и потрогала мой лоб.

    1. Алёша - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Алёша
    Постоянные (П.п.):
    - собственное,
    - одушевлённое;
    - м.род,
    - 1 склонение,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - Им.падеже.
    3. (Кто?) Алёша (не является членом предложения, т.к. обращение).

    Отпустите вашего мальчика в Москву !

    1. (В) Москву - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Москва
    Постоянные (П.п.):
    - собственное,
    - неодушевлённое;
    - ж.род,
    - 1 склонение,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Отпустите (во что? куда?) в Москву (обстоятельство места).

    Но он неделю назад взял расчёт и уехал в Сибирь строить новую железную дорогу.

    1. (В) Сибирь - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Сибирь
    Постоянные (П.п.):
    - собственное,
    - неодушевлённое;
    - ж.род,
    - 3 склонение,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Уехал (во что? куда?) в Сибирь (обстоятельство места).

    Потом мы пьём кофе и едим слоёные пирожки.

    1. Кофе - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): кофе
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - м.род,
    - несклоняемое,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Пьём (что?) кофе (прямое дополнение).

    Очень стыдно в наше время верить во всякое такое.

    1. (В) время - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): время
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - ср.род,
    - разносклоняемое,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. верить в время (во что? когда?) время (обстоятельство времени).

    Сядут, расставят шахматы и - давай о литературе.

    1. Шахматы - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): шахматы
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - нет рода,
    - нет склонения,
    - имеет только мн.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Расставят (что?) шахматы (прямое дополнение).

    Во дворе уже полно было ребят из соседних домов.

    1. Ребят - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): ребята
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - нет рода,
    - нет склонения,
    - имеет только мн.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Полно было (кого?) ребят (прямое дополнение).

    И лошадь вытянула морду и мягко так, губами взяла этот сахар прямо с Сергея Васильевича ладони.

    1. Сахар - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): сахар
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - м.род,
    - 2 склонение,
    - имеет только ед.число.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - В.падеже.
    3. Взяла (что?) сахар (прямое дополнение).

    Вошёл учитель Лев Евгеньевич.

    1. Учитель - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): учитель
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - одушевлённое;
    - м.род,
    - 2 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - ед.числе,
    - И.падеже.
    3. Вошёл (кто?) учитель (подлежащее).

    Учишься ты неплохо, но я не знал, что ты такая балда .

    1. Балда - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): балда
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - одушевлённое;
    - общий род,
    - 1 склонение.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - ед.числе,
    - И.падеже.
    3. Ты (кто?) балда (составное именное сказуемое).

    Отнесёшь папины рубашки в прачечную .

    1. (В) прачечную - существительное, т.к. обозначает предмет.
    2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): прачечная
    Постоянные (П.п.):
    - нарицательное,
    - неодушевлённое;
    - ж.род,
    - склоняется как прилагательное.
    Непостоянные (Н.п.):
    употреблено в
    - ед.числе,
    - В.падеже.
    3. Отнесёшь (во что? куда?) в прачечную (обстоятельство места).

    Тренировочные задания

    Выполните морфологический разбор указанных имён существительных.

    1)"Видишь, − говорит, − а имя моё запомнил, приятно.

    2)Но вот когда ребята поставили спектакль "Ну, погоди" и я увидел Светулю в костюме зайца , я потерял голову .

    3)Весь день я ходил сам не свой и очень радовался.

    4)Я так запутался в этих размышлениях .

    5)У меня плотва брала нормально, более или менее часто, у Светы − тоже ничего себе.

    6)Там, в полукилометре от санатория , обнаружилась речка, дед даже поначалу воспрянул духом, удочку-то он с собой взял, но быстро выяснилось, что речка − совсем крохотуля , узенькая, а главное − там ничего, кроме пескаря, не было.

    7)Все, как это обычно бывает в начале пути , ошеломленные отъездом, сидели по своим купе , в коридоре вагона было пусто и тихо, вообще (я прислушался) стояла полная тишина .

    8)Кто-то пискнул и завозился в кустах ивняка …

    Литература

    1. Илюшина Л.А. О морфологическом разборе имени существительного / Русский язык в школе и дома. - 2002. - № 3.

    2. Чуглов В.И. О морфологическом разборе / Русский язык в школе. - 2002. - №3.

    §1. Что такое морфологический разбор, в чём его специфика

    Морфологический разбор слова - это полная грамматическая характеристика данной словоформы. При морфологическом анализе важно уметь определять, к какой части речи относится слово, какими постоянными и изменяемыми признаками оно обладает, в какой форме оно употреблено, а также какова его роль в предложении. Морфологический разбор проводится только для слов, представленных в конкретном предложении. Это важно, т.к. в русском языке распространена омонимия форм и частей речи. Правильно охарактеризовать слово, представленное изолированно, вне контекста, невозможно.

    §2. Что нужно знать и уметь делать

    Морфологический разбор требует знаний и умений.
    Нужно знать:

    • какие части речи выделяются в русском языке,
    • каковы морфологические признаки каждой части речи,
    • какие признаки являются постоянными, неизменяемыми и характеризуют всё слово в целом,
    • какие признаки являются непостоянными, переменными, изменяемыми и характеризуют данную форму слова,
    • какую синтаксическую роль разные части речи могут играть в предложении.

    Нужно уметь:

    • определять, к какой части речи относится слово,
    • находить его начальную форму,
    • определять постоянные признаки, свойственные слову в целом (всем его формам),
    • определять изменяемые признаки, свойственные форме слова, представленной для разбора,
    • определять синтаксическую роль данного слова в предложении.

    §3. Порядок разбора разных частей речи

    Поскольку части речи обладают разным значением, отвечают на разные вопросы, имеют различные наборы постоянных и изменяемых признаков и могут выполнять в предложении разные роли, то схемы разборов даны ниже по частям речи.

    Схема разбора существительного


    2) Морфологические признаки:

    а) постоянные:

    • нарицательное / собственное
    • одушевлённое / неодушевлённое
    • род: м.р. / ср.р. /ж.р. /общ. р
    • склонение: 1 скл. / 2 скл. /3 скл. /нескл./разн

    б) непостоянные:

    • число: ед.ч. /мн.ч.
    • падеж: И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п

    Примечание:

    1) Обозначения:

    • Общ. р. - общий род
    • Нескл. - несклоняемое
    • Разн. - разносклоняемое

    2) Комментарий:
    Число может быть для существительных как изменяемым, так и неизменяемым признаком. Для большинства существительных число - изменяемый признак, но есть существительные, которые употребляются только в ед. или только во мн. ч. Они не изменяются по роду. Для них род - постоянный неизменяемый признак. Примеры:
    Только ед.ч. :

    • у собирательных сущ. (детвора, молодёжь)
    • у вещественных сущ. (железо, молоко, кефир)
    • у имён собственных (Псков, Волга, Россия)

    Только мн. ч.:

    • у названий предметов, имеющих две части (ножницы, джинсы)
    • у вещественных сущ. (чернила, сливки)
    • у имён собственных (Альпы, Курилы)
    • у отвлечённых сущ. (выборы, дебаты)
    • у собирательных сущ. (всходы)

    Схема разбора прилагательного

    1) Часть речи. Начальная форма.

    2) Морфологические признаки:

    а) постоянные:

    • разряд по значению: качественное/относительное/притяжательное
    • для качественных: степень сравнения: положительная/сравнительная/превосходная
    • для качественных: полная норма /краткая форма

    б) непостоянные:

    • число: мн.ч. / ед.ч
    • в ед.ч.: род: м.р./ ж.р./ср.р
    • для полных: падеж: И.п. / Р.п. /Д.п. / В.п. / Т.п. / П.п

    3) Роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложений

    Примечание:

    Степень сравнения и полная форма - постоянные признаки у прилагательных, не имеющих других форм. Например: бледно-красный, тёмно-голубой.
    Для прилагательных, имеющих степени сравнения и краткие формы, эти признаки считаются непостоянными, Например: бедный /беднее / самый бедный; бедный / беден.

    Схема разбора числительного

    1) Часть речи. Начальная форма.

    2) Морфологические признаки:

    а) постоянные:

    • разряд по значению: количественные / порядковые
    • для количественных: целое / дробное /собирательное
    • простое / составное

    б) непостоянные:

    • падеж: И.п. / Р.п. / Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п

    3) Роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложения.

    Примечание:

    Род у большинства числительных - непостоянный изменяемый признак, как например, у порядковых числительных. Но у слов тысяча, миллион, миллиард и у дробных числительных - постоянный признак: эти слова, имея признак рода, не изменяются по родам.

    Схема разбора местоимения

    1) Часть речи. Начальная форма.

    2) Морфологические признаки:

    а) постоянные:

    • с какой часть речи соотносится местоимение: с существительным (указывает на предмет и имеет
    • форму, схожую с существительными / с прилагательным (указывает на признак и имеет форму, схожую с прилагательным) / с числительным (указывает на количество и имеет форму, сходную с числительным)
    • разряд по значению: личные / возвратное / притяжательные/ указательные / определительные / вопросительные / относительные / неопределённые /отрицательные
    • для личных: лицо: 1 л./ 2 л. /3 л
    • для личных: число: ед.ч. / мн.ч
    • для личных: род: м.р. / ср.р. / ж.р

    б) непостоянные:

    • род (если есть): м.р. / ср.р. / ж.р
    • число (если есть): ед.ч. / мн.ч
    • падеж (если есть): И.п. / Р.п. / Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п

    3) Синтаксическая роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложения

    Примечание:

    Традиционно считается, что лицо, число и род - это постоянные признаки у личных местоимений. Для прочих местоимений число и род - изменяемые признаки. У притяжательных местоимений его, её, их непостоянных признаков нет.

    Схема разбора наречия

    1)Часть речи. Для наречий в сравнительной или превосходной степени: начальная форма.

    2)Морфологические признаки.

    а) постоянные:

    • разряд по значению:
      обстоятельственные: времени, места, цели, причины
      определительные: меры и степени, образа действия
    • знаменательные/местоименные

    б) непостоянные:

    • для большинства наречий непостоянных признаков нет
    • для наречий, образованных от качественных прилагательных, степени сравнения:
    • положительная / сравнительная /превосходная

    Примечание:

    У некоторых наречий может не быть всех степеней сравнения. Например, у наречия времени дальше - существует только одна сравнительная форма. Её нужно указывать как постоянный признак.

    Схема разбора глагола

    1). Часть речи. Начальная форма.

    2) Морфологические признаки:

    а) постоянные:

    • переходность: переходный /непереходный
    • возвратность: возвратный / невозвратный
    • вид: СВ / НСВ
    • спряжение: 1 спр. / 2 спр. /разноспрягаемые
    • для безличных: безличность

    б) непостоянные:

    • для неопределённой формы глагола: признаков нет, указать: н.ф.гл.
    • наклонение: изъявительное /условное / повелительное
    • для изъявительного накл.: время: настоящее / прошедшее / будущее
    • для наст. и буд. времени изъявит. накл.: лицо: 1 л. / 2 л. /3 л.
    • для прош. времени изъявит. накл. и усл. накл.: род: м.р. / ср.р. /ж.р.
    • число

    3)Синтаксическая роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложения

    Схема разбора причастия

    1) Часть речи. Начальная форма.

    2) Морфологические признаки:

    а) постоянные:

    • вид: СВ / НСВ
    • возвратность: возвратн. / невозвратн
    • переходность: переходн. / непереходн
    • залог: действительное / страдательное
    • время: настоящее / прошедшее

    б) непостоянные:

    • число: ед.ч. / мн.ч.
    • для ед. ч.: род: м.р. / ср.р. / ж.р.
    • для полных форм: падеж: И.п. / Р.п. / Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.
    • для страдательных: форма: полная / краткая

    3)Синтаксическая роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложения

    Примечание:

    Существует два подхода к разбору причастий, обусловленные позицией при определении их статуса:
    1)разбор причастия как особой формы глагола ,
    2)разбор причастия как самостоятельной части речи .

    При разборе причастия как формы глагола указывается:
    2) Морфологические признаки:

    • кроме указанных в схеме, определяется тип спряжения глагола: 1 спр. / 2 спр.
    • время определяется как непостоянный признак

    При разборе причастия как части речи указывается:
    1) Часть речи: причастие, начальная форма - форма ед.ч., м.р., И.п. (как у прилагательных)
    2) Морфологические признаки:

    • В постоянных признаках указываются признаки, свойственные данному причастию в целом (всем его формам)
    • В непостоянных признаках указываются признаки, свойственные данной конкретной форме причастия

    Схема разбора деепричастия

    1) Часть речи.

    2) Морфологические признаки:

    а) постоянные: вид

      б) непостоянных признаков нет: неизменяемая форма

    3)Синтаксическая роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложения

    Примечание:

    Существует два подхода к разбору деепричастий, обусловленные позицией при определении их статуса:
    1)разбор деепричастия как особой формы глагола ,
    2)разбор деепричастия как самостоятельной части речи .

    При разборе деепричастия как формы глагола указывается:
    1) Часть речи - глагол, начальная форма - н.ф.гл.
    2) Морфологические признаки:

    • кроме указанных в схеме, определяется: переходность, возвратность, тип спряжения глагола: 1 спр. / 2 спр.

    При разборе деепричастия как части речи указывается:
    1) Часть речи: деепричастие, неизменяемая часть речи;
    2) Морфологические признаки: вид.
    Обе интерпретации встречаются в школьных учебниках, обе приняты как равновозможные и не влияющие на оценку знаний учащихся.