Экзистенциальные дихотомии эриха фромма. Б

Различия в характере человека не биологически заданы, а есть продукт социального процесса (любовь и ненависть, вожделе­ние власти и стремление подчиняться, наслаждение чувственным удовольствием и страх перед ним). В личности нет ничего прирожденного, а все пси­хические проявления есть результат ее погруженности в различные социальные среды. Человек – раб «дихото­мии существования » («экзистенциальной дихотомии»), он имеет много потенций, но не в состоянии их реализовать за короткую жизнь, он часть общества, но никогда не живёт в гармонии с ним. Человек обрёл свободу, но утратил социальную безопасность. Предпочитая безопасность свободе, человек выбирает соответствующие механизмы «бегства от свободы» :

-) садизм – стремление иметь неограниченную власть над другими;

-) мазохизм – подчинить себя другим;

-) деструктивизм – разрушить мир, чтобы он не разрушил меня;

-) автоматический конформизм – быть в таком согласии с социальными нормами, которое отрицает все оригинальное.

Фашизм представляет собой психологическую готовность людей отказаться от свободы с целью обеспечить свою безопас­ность, спастись от постылой свободы путем автоматического подчинения лидеру или принятым нормам.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспективный курс философии

Высшего профессионального образования.. Гуманитарно социальный институт.. М Ю Чернавский..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Люберцы 2011
Чернавский М.Ю. Конспективный курс философии/ Гуманитарно-социальный институт. Люберцы, 2011. - 264 с. Рецензенты:

Трактовки философии
-) слово «философия» впервые употребил Пифагор, понимая под ним, что человеку может быть доступна лишь «любовь к мудрости», но не сама мудрость, которая сосредоточена у Бога; -) «с

Особенности философии как формы познания
-) является результатом критического интеллектуально-творческого осмысления познавательных, ценностных, эстетических принципов понимания и отношения к реальности в спектре личностных установок опре

Философия и другие виды познавательной деятельности
Дофилософской формой восприятия человеком окружающего мира и трактовок его сущности являлось мифологическое объяснение устройства мироздания. Миф – практическая, нравстве

Области философского знания
-) Онтология – раздел философии, в рамках которого делается попытка ответить на вопрос о принципах и началах бытия, о его сущности, свойствах и категориях. -)

Основные проблемы античной философии
Античная философия представляет собой комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с VII в. до н.э. по VI в. н.э. Античная философия хара

Теология и теоцентризм
Теоцентризм – Бог в центре мироздания, философия исходит из веры в Бога и в божественное откровение, а философская рефлексия о предельных основаниях бытия подчинена теологии.

Патристика и схоластика
Патристика– (лат. – pater – отец) – II‑VIII вв. – философия раннехристианских авторов – Отцов церкви (Ориген, Киприан, Тертуллиан, Климент Александрийский, Иероним, Ам

Проблема универсалий
-) Реализм – подлинной реальностью, субстанциальным бытием обладают не единоличные вещи, а только общие понятия (универсалии), существующие вне сознания и материального мира

Христианская философия Аврелия Августина
Попытка соединить христианские принципы с установками платонизма. Бог – есть высшее бытие, в нём содержатся вечные и неизменные идеи, обусловливающие порядок в мире. Мир сотворён Бо

Философия эпохи Возрождения
Возрождение (Ренессанс) – термин, обозначающий переходную эпоху от средневековья к Новому времени XIV‑XVI вв. Модель усвоения античных идей в средневековой философии ограничивалась рел

Философия Нового времени
Философия Нового времени характеризуется тесной взаимосвязью между метафизикой и естествознанием. Складывающаяся философская картина мира была одновременно и естественнонаучной, а философия,

Трансцендентальная философия Иммануила Канта
«Коперниканский переворот» в философии – отказ от принятого мнения, что наши знания истинны, если они соответствуют вещам и принятие допущения, что наши знания истинны, если вещи соответству

Идеалистическое посткантианство
Критика философии Канта с идеалистических позиций: -) «вещь в себе» нельзя мыслить вне сознания, иначе она стала бы не-вещью, вздором, небылицей. В познании есть форма, относительн

Субъективный идеализм Иоганна Готлиба Фихте
«Вещь в себе» понимается как природа, что является аберрацией нерефлективного мышления, которое, ничего не зная о деятельности «продуктивного воображения», принимает его продукты за нечто, с

Философия тождества Фридриха Йозефа Шеллинга
Натурфилософия. Природа есть становление духовного начала («интеллигенции»), которое имеет бессознательную природу и осознаёт себя в человеке. Через природу проходит динамическое единство и

Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Основания философии: -) Реальность есть бесконечный дух. -) Жизнь духа (процесс развития философского познания) есть диалектика. -) Диалектика «спекулятивна» (пов

Философия иррационализма Артура Шопенгауэра
В основе всего сущего лежит деятельность бессознательной воли, она неудовлетворенная, мятущаяся, раздираемая разными силами. Воля объективирует себя на различных ступенях – от элементарных с

Волюнтаризм Фридриха Ницше
Отвержение всей рационалистической философской традиции XVII-XVIII веков с её аналитической тенденцией и абстрактной систематикой вызвало ориентацию на досократовскую философию с отстаиванием идеи

Философия бессознательного Эдуарда фон Гартмана
На базе волюнтаризма Шопенгауэра и философии тождества Шеллинга, пытался с помощью спекулятивно-индуктивного метода вывести то, что лежит по ту сторону сознания (является трансцендент

Неоспинозизм и философия всеединства В.С. Соловьева
Мировая душа лежит в основе всего сущего – это есть первообраз идеи, в соответствии с которой был сотворён мир, это созидательное творческое начало. I. София (первообраз мног

Мистическая философия свободы Н.А. Бердяева
Персоналистические идеи – апофеоз человека и его духа как центра бытия и всех миров – философия призвана познать бытие из человека и через человека. Два мира в человеке:

Философия жизни
Философия жизни – философское направление преимущественно в немецкой и отчасти во французской философии последней трети XIX – начала ХХ века, рассматривающее жизнь как первичную реальность,

Марксизм
Социальные явления есть факты, что позволяет строить обществоведение по образцу естественных наук. Это позволит дать причинно-следственное объяснение социальных фактов. Принципы материа

Марбургская школа
Попытка войти в учение Канта без «вещи в себе» на базе абсолютного идеализма с использованием философских положений Гегеля. Бытие – не ощущаемое, а категориально мыслимое, нет

Баденская школа
Предмет познания ищется не в каком-то бытии вне сознания, и не в имманентных сознанию созерцательных актах, а в «долженствовании», имеющем трансцендентную природу в духе философии Фихте

Разновидности неогегельянства
-) Британо-американская традиция абсолютного идеализма (Ф.Г. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Мак‑Таггарт) – сделала выбор в пользу гегелевской системы, пожертвовав при

Философская антропология
Философская антропология – течение в западной философии первой половины ХХ века, имевшее цель воссоздания целостного понятия о человеке путём использования и истолкования дан

Персонализм
Персонализм – концепция человека в современной христианской философии, полагающая личность, её духовные ценности и неповторимость в качестве высшего смысла человеческой цивилизации. Мир

Проблема сущности и существования
В гносеологии необходимо «преодоление» научного, понятийного способа рассмотрения действительности и создания нового метода познания: ■ «существование предшест­вует сущности»:

Антропология экзистенциализма
Стремление онтологизировать учение о человеке (т.н. экзистенциальная онтология) в качестве задачи раскрытия «смысла бытия» в отличие от исследования законов предметного мира, «мира сущего».

Пограничная ситуация
Уловить (но не понять) экзистенцию можно в пограничной ситуации как освобождения из-под власти предметного мира, переживание подлинного существования. Человек отрешается от господствующих це

Психоанализ Зигмунда Фрейда
Структура личности: -) «Сверх-Я» (Super‑ego) – носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции; -) «Я» (Ego) – осуществляет контроль личности,

Коллективное бессознательное Карла Густава Юнга
Либидо понималось как жизненная энергия вообще. Сексуальность есть лишь одно из многих влечений в психике. Человек не есть только продукт детских переживаний (Фрейд), но он определяется еще

Социальный психоанализ Альфреда Адлера
«Индивидуальная психология» построена на подчеркивании роли социального, а не биологического фактора в мотивационной структуре человека. Критика пансексуализма Фрейда и отстаивание пр

Невротически-агрессивная реальность Карен Хорни
На фоне экономического кризиса и фашизма психологам не до объяснения невротических расстройств от сексуальных пертурбаций в детстве. Определяющим в поведении человека является потребность в безо

Структурный психоанализ Жака Лакана
На базе логической конструкции -) реальное («Сверх‑Я») – совокупность биологических и психических потребностей и инстинктов; -) воображаемое («Я») – порядок т

Философская герменевтика Фридриха Шлейермахера
Герменевтика есть искусство понимания чужой индивидуальности, «другого», где предметом анализа становится не столько содержание, сколько аспект выявления смысла как способа воплощения индивидуально

Философия понимания Ханса Георга Гадамера
Философия понимания есть универсальный способ бытия человека в мире. Существование человека неразрывно связано с его «опытом мира», который формируется с помощью языка, через который человек

Феноменология
Феноменология – метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеческого существования. Феноменология рассматривает внеопытные и внеисторические структуры сознания

Характеристики структурализма
Интерес представляет не субъект, его духовная жизнь, состояния его сознания и его ориентированность на свободу и творчество, но безличные структуры, бессознательные и всеопределяющие (■

Структурная лингвистика Фердинанда де Соссюра
-) определение структуры языка в отвлечении от процессов его развития (■ «синхрония важнее диахронии») ; -) отделить язык от географических, социальных, исторических обстоятельств ег

Черты постструктурализма
-) Убеждение в алогичной сущности мира вызывает критику логоцентрического сознания, стремящегося во всём найти порядок и смысл, отыскать первопричину, а точнее, навязать их всему, на что нап

Репрессивное знание Мишеля Фуко
Применил структуралистский метод по отношению к истории культуры и мышления и выявил способ, которым люди выражают свой страх перед неразумным – они прячут разум неразумных за решётки, что о

Диктатура симулякров Жана Бодрийяра
Теория исторического развития способов обозначения, в рамках которой знак: -) отражает реальность – отображение некоей глубинной сущности (порядок причастия, таинства) ;

Философия постмодернизма
Постмодернизм – явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров

Черты философии постмодернизма
-) антирационализм – мир сопротивляется нашим усилиям его переделать; -) антисистематичность – мир не укладывается в теоретические схемы и не поддаётся систематизации, так к

Трактовки бытия в истории философии
-) Представление о единстве мысли и бытия, а также о тождестве не-мысли и небытия. Бытие – умопостигаемо, так как любая мысль – это есть мысль о бытии, мысль бытийственна (невозможно думать ни о че

Три направления в философии
Относительно решения вопроса о том, сколько субстанций лежит в основе бытия, существуют направления: -) Монизм – (от греч. – один, единственный) – способ рассмо

Трактовки материи в философии
-) чувственно-наглядное представление, «гилозоизм» («живоматериализм»), тождественное «стихиям», «первоначало всего» (античная натурфилософия – вода (Фалес), воздух (Анаксимен)

Разновидности материализма
-) Французский механистический материализм XVIII века Материя – единственная реальность, которой свойственно вечное пространственно-временное существование, непреры

Трактовки понятия идея
-) умозрительно-телесная форма, высшее выражение самого бытия: --) онтологическая интерпретация мысли: ■ «одно и то же мыслить и то, о чем мысль, ведь не найти тебе мысль без бытия

Мари Франсуа Пьера Мен де Бирана
Генезис самосознания предусматривает, что «Я» не может быть выведено из пассивных ощущений. Мыслящее индивидуальное «Я» является активным субъектом, определяющим возникновение восприятий. Активност

Модели развития
-) Градуалистская модель – придерживается представления о всеобщей постепенной эволюции природы, в основе которой лежит процесс механического перераспределения частиц матери

Трактовки диалектики
-) диалог (диалектический метод) – движение к истинному знанию путем беседы через нахождение и опровержение мнимого знания путём выяснения понятий (Сократ) ; -) метод познани

Законы диалектики
-) Закон единства и борьбы противоположностей – (закон диалектического противоречия) – определяет источник, сущность развития. В любом предмете существуют противопо

Трактовки категориального аппарата философии
-) Четыре категории – идентичность, отличие, постоянство, изменчивость (Платон). -) Десять категорий (единичного и общего) – субстанция, количество, качество, отношение, место, врем

Бытие и небытие
Бытие – философская категория, обозначающая наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании. Небытие – категория о

Причина и следствие
Философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (причина) своим действием порождает другое явление (

И целое
Часть и целое – философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Часть

Пространство и время
Пространство – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расс

Субстанциональная и реляционная концепции
Субстанциональная концепция – пространство и время – формы бытия, которые полностью автономны от вещей и явлений, которые в них «помещены», в них существуют и актуализируются: -) и

Гносеология и эпистемология
Теория познания (гносеология – от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение) – раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру его познават

Трактовки сознания в философии
-) Античность – отсутствует строгое расчленение идеального и материального, сознание есть пассивное воспроизведение космоса, разум – космичен: --) Логос – это и ог

Семантический треугольник
-) Имя (выражение языка). -) Предмет, обозначаемый именем (денотат, десигнат). -) Смысл имени (денотат оказывается содержанием гносеологического образа, соотносимого с предметом).

Понятия рациональной ступени познания
---) Анализ – способ мысленного расчленения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и отношений между ними. ---) Синтез (противоположен анализу)

Разновидности агностицизма
-) Скептицизм – исходил из учения софистов (V- IV вв. до н.э.) с их утверждением о том, что человек есть мера всех вещей (Протагор, Горгий). Исповедовался принцип

Эмпирическая концепция теории познания
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, а всякое знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Тем сам

Эмпирическая теория познания Джона Локка
Единственным источником знаний является опыт: -) Внешний опыт основан на ощущениях, даёт первичные качества (величина, фигура, движение, количество). -) Внутренн

Сенсуалистский идеализм Джорджа Беркли
Вещи есть «сумма идей» (■ цвет + вкус + запах + форма). Вещи существуют как предмет восприятия, т.е. это устойчивые постоянные комбинации ощущений. Но нет восприятия материи как

Рационалистический анализ Рене Декарта
Истины математического знания достоверны, они обладают всеобщностью и необходимостью, так как вытекают из природы самого интеллекта. Механизмом получения истинного знания является дедукция к

Монистический пантеизм Бенедикта Спинозы
Основание философии – пантеизм как тождество Бога и природы, которая есть единая и единственная, вечная и бесконечная субстанция, исключающая существование какого-либо другого начала, то ест

Панлогизм монадологии Готфрида Вильгельма Лейбница
Все вещи обладают способностью непрерывно действовать и отличаться друг от друга благодаря собственной внутренней силе, являющейся их субстанцией – монадой как «единицей» бытия, «кирпичиком

Интуитивизм А. Бергсона
Интуиция есть способ реализации «жизненной силы», проявляемый в бессознательном начале творчества, это разум в возвратном движении к инстинкту, она действует изнутри жизни, это «видение духа

Докритический период
Первостепенное внимание уделялось естественнонаучной проблематике, идея создать историю неба, земли и человека, т.е. естественную историю. -) До Канта считалось, что --) ве

Критический период
«Критика чистого разума» (1781) «Критика практического разума» (1788) «Критика способности суждения» (

Теории истины
-) Классическая(корреспондентская) концепция – истина есть соответствие знания: I. объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Ф. Бэкон,

Абсолютная и относительная истины
Абсолютная и относительная ис­тины – это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективн

Критерии научности
-) Объективность – научное знание должно быть свободно от личностных предпочтений и точно отображать реальность таковой, какова она существует вне и независимо от познающего субъекта.

Принципы научного познания
Принцип –(основание) – то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний и относится к сферам человеческой деятельности (закон же – принцип применительно к

Общенаучные методы исследования
Метод – форма практического и теоретического освоения действительности, исходящая из закономерностей движения изучаемого объекта; система регулятивных принципов преобразующ

Эволюция научной картины мира
Научная картина мира – обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обуславливающее стиль и способ научного мышления. -) Классическая (меха

Позитивизм
Черты позитивизма: -) известно лишь то, что сообщают науки с помощью естественно-научного метода (каузальные законы, господству­ющие над фактами) ; -) вера в неизменность

Второй позитивизм (эмпириокритицизм)
-) Эмпириокритицизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса Познание – это увязывание между собой ощущений и представлений, которое не достигает никакой «реальности», кроме са

Неопозитивизм
-) Черты неопозитивизма --) главное не суммирование или систематизация специально-научного знания (позитивизм), а разработка методов анализа знания; -

Бертрана Рассела, Рудольфа Карнапа, Морица Шлика
--) Необходимость реформирования языка в соответствии с законами логики, которая трактуется как единая структура действительности; --) обыденный язык есть источник заблуждений и философск

Постпозитивизм
Главный предмет изучения – не история науки, но механизмы развития знания (как появляется новая теория и добивается признания). В центре внимания – история развития и смены научных идей и теорий. Н

Концепция личностного знания Майкла Полани
Критика неопозитивистской модели научного познания и идеи деперсонализированного научного знания. Знание обладает чертами наблюдаемого по содержанию и конвенционального по форме. Научное з

Эволюционная эпистемология
-) Эволюционная эпистемология Герхарда Фоллмера Гипотетический реализм как комплекс недоказуемых, но очевидных постулатов есть главная философская предпосылка эволю

Новый рационализм Гастона Башляра
Призыв перестроить знание в соответствии со спецификой современного мышления и с учётом «нового духа науки», который определяют теория относительности и квантовая механика. -) Концепция

Джеральда Холтона
Господствующий анализ эмпирических и аналитических (логико-математических) приводит к стандартному анализу науки на базе --) неопозитивистской гипотетико-дедуктивной модели, которая

Специфика социальной философии
Социальная философия – раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Социальная философия анализирует проблемы см

Проблема субстанции социального
I. Природа – натуралистические модели общества – концепции, в которых бытие общества выводится из природных закономерностей, а законы природы являются определяющими в жизни

Экономическая сфера
Материальное производство – единство двух сторон: отношений людей к природе и отношений людей друг к другу, то есть, в процессе производства происходит воспроизводство не только вещей, но и

Социальная сфера
Социальная структура – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. То есть, это анализ всех значимых различий меж

Структура политики
-) Субъекты политики – конкретно-политические носители многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих интересов

Социальное познание
Социальное познание – особая форма познания, предметом которого является общество. -) Монистический характер социального познания – из сфер жизни общества выделяется какая-ли

Моральные ценности в обществе
Ценность – вещи и явления, имеющие для человека и общества определенную значимость, личностный или общественный смысл, существенное значение. Ценности удовлетворяют опре

Разновидности этических концепций
-) Этический рационализм Платона Исходя из принципа, что «добродетель есть знание», делался вывод, что добрый человек – это человек знающий. Соответственно, нельзя поступа

Трактовки мифа
-) детское восприятие реальности, предполагающее процесс переноса на предметы окружающего мира своих собственных свойств при богатстве воображения и отсутствии рациональности (Дж. Вико) ;

Трактовки сущности идеологии
-) Марксизм --) идеология – ложная форма отражения действительности, содержащая в себе материально-экономические интересы различных социальных групп и классов (К

Идеология как матрица социально значимых смыслов
Формы и содержание идеологии как матрицы социальных смыслов обозначаются: -) через понятие «габитус» как общепринятой установки в восприятии социальной действительности, как навязываемый

Идеология и наука
-) идеология – ложная форма отражения действительности, которая должна быть заменена социальной наукой – марксизмом (К. Маркс, Ф. Энгельс) ; -) «научная идеология» (марксизм) способ

Дискуссия о перспективах развития идеологий
-) Концепции «конца идеологий» Идеология – система ложных социальных идей, которые искажают, мистифицируют действительность и используются той или иной общес

Структура идеологий
Процесс осмысления социальных процессов и явлений протекает в концептуально строгом режиме, заимствуя соответствующий категориальный и понятийный аппарат, компоненты которого можно классифицировать

Разновидности идеологий
-) Либерализм – (лат. liberalis – свободный) (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.‑Л. Монтескье, А. Смит, И. Бентам) – исходит из принципа ограничения государственного

Циклическая модель
-) Языческая идея «вечного возвращения» Характерна для языческих мифологических систем, в которых развитие повторяло природные циклы – смену суток и в

Линейная модель
Регресс (лат. regressus – возвращение, движение назад) – переход от более высоких форм развития к низшим; деградация, понижение уровня организации, изменения к худшему.

Цивилизационная (локальность развития)
Цивилизация – тип организации общества, характеризуемый специфической общественно-производственной технологией и соответствующей ей культурой, определенной философией и обще

Стадиальная (линейность развития)
-) Трёхстадиальная (К.А. де Сен-Симон, О. Конт) – общество последовательно проходит три стадии: --) теологическая (примитивные мифологические и рел

Мир-системная (отрицание развития)
Мир‑системная концепция (А.Г. Франк, Ф. Бродель, И. Валлерстайн, Й. Галтунг, Р. Кокс, С. Амин, М. Рогальски) – выявляет большие экономические образования: -) акцент де

Марксизм
Социальное бытие определяет сознание – история направляется материальными условиями жизни людей, которые определяются экономическими структурами, а образ жизни человека зависит от его положе

Неомарксизм
Современный пролетариат как революционный класс перестал существовать, растворившись в массе. Революционной, системочуждой потенцией обладают лишь те, кто люмпенизирован западной цивилизацией и стр

Постмарксизм
-) Симулятивная реальность Жана Бодрийяра Критика общества потребления – усталость от переизбытка потребления и производства --) вещей-объектов вызывает к

Модели социального развития России
Историософия П.Я. Чаадаева Выступил против теории прогресса и истории как естественного развития человека, утверждая, что народ есть особа

Самобытность славянофильства и западнизм западничества
Черты славянофильства: (Аксаков К.С., Киреевский И.В., Хомяков А.С., Самарин Ю.Ф.) : -) идея своеобразного пути развития России; -) признание главенства

Русский консерватизм
(Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, А.А. Фишер, С.С. Уваров, К.Н. Леонтьев) Необходимость возведения «умственных плотин» для появления политической благонадежности. «Якорь спасения России

Историософия евразийства
(Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Л.П. Карсавин, Н.Н. Алексеев) Выступали против европеизации, в которой видели подрыв национального единства России и

Значения понятия модернизация
-) Модернизация как переход к индустриальному обществу – (связывается с понятием modern (современный)) – указывает на определенный тип общества, общество модерна, пришедшее

Модели модернизации
-) Структурно-функциональная модель модернизации Т. Парсонса – ориентиром для модернизирующихся стран является схема AGIL: adaptation – адаптация, goal attainment – достижение

Концепция периферийного капитализма Р. Пребиша
Капиталистическая мировая экономика представляет собой единое мировое целое, разграниченное на: -) «центр» – включает в себя индустриально высокоразвитые державы и -) «

Признаки глобализации
-) развитие новых информационных технологий и формирование единого общемирового промышленно-финансового и информационно-культурного пространства; -) слияние национальных экономик в единую

Оценки процесса глобализации
-) Бравурно-оптимистические – обосновывают неизбежность и благотворность процесса глобализации планеты: -) «поздний капитализм» (Ф. Джеймсон),

Два доминирующих взгляда на глобализацию
(по О.Ю. Маслову) -) Глобализация – естественноисторический процесс --) «Глобализация является амбивалентным процессом, который необратим» (У. Бек

Теории глокализации
Глокализация (глокализм) (от лат. global – всемирный и local – местный) –– процесс сложного переплетения глобальных тенденций общественного развития и локальных, местных особенностей куль

Традиционное общество (премодерн)
Традиционное общество (премодерн, домодерн) (доминация – с сер. I тыс. до н.э. – XV век) – отличается доминированием в социуме религиозной составляющей, человек с

Индустриальное общество (модерн)
Индустриальное общество (общество модерна, современное общество) (XVI – пер. пол. ХХ веков) – сложилось под влиянием эпохи Возрождения и движения Реформации. Индустриаль

Постиндустриальное общество (постмодерн)
Постиндустриальное общество (постмодерн, информационное общество) (со второй половины ХХ века) – характеризуется преобладанием сферы услуг над производственной сф

Сценарии развития
-) Идеалисты (Ф. Витториа, Г. Гроций, И. Кант, Т. Мюррей, Д. Перкинс, В. Дин, У. Липпман, Т. Кук и др.) – убеждены в возможности покончить с войнами и вооруженными конфл

Диалектика Абсолютной идеи Г.В.Ф. Гегеля
24. Философия иррационализма А. Шопенгауэра. Понятие воли. 25. Волюнтаризм Ф. Ницше. «Воля к власти». 26. Философия бессознательного Э. фон Гартмана. 27. Неоспинозизм и в

Идеализм
Трактовки понятия идея ……………………………………………….. 84 Объективный идеализм …………………………………………………. 85 -) Реальность Абсолюта Ф.Г. Брэдли ………………………..………. 86 -)

Познавательные способности человека
Операции познания ……………………………………………………. 117 Ступени познания -) Чувственное познание ……………………………………………. 118 -) Рациональное познание ………………………

Основные направления в философии науки
Позитивизм ………………………………………………………….. 145 -) «Позитивная» философия О. Конта …………………….……. 146 Второй позитивизм (эмпириокритицизм) -) Эмпириокритици

Социальная мифология и идеология
Социальная мифология …………………………………………………. 177 Трактовки мифа ………………………………………………………… 177 Трактовки сущности идеологии ………………………………………. 178 Идеоло

Модели социальной динамики
Циклическая модель -) Языческая идея «вечного возвращения» ……………………..…. 188 -) Циклизм локальных цивилизаций Н. Данилевского, О. Шпенглера

Концепции общественного развития
Цивилизационная (локальность развития) -) Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского …………………………………………………. 191 -) Цивилизацио

В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихото-мичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

17. Дайте определения понятий: «конфликтная ситуация» и «инцидент». Перечислите типы конфликтных ситуаций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, создающие истинную причину конфликта;

Инцидент – это стечение обстоятельств (искры), которые являются поводом для конфликта;

Типы конфликтных ситуаций

Характер конфликтной ситуации Проявления
Недобросовестное исполнение обязанностей Нарушение трудовой дисциплины Брак в работе
Неудовлетворительный стиль управления Ошибки в подборе и расстановке кадров Ошибки в организации контроля Просчеты в планировании Нарушение этики общения
Неадекватное представление о конкретных ситуациях Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций
Индивидуально-психологические особенности личности Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений Нарушение этики общения
Низкая профессиональная подготовка Брак в работе Неспособность принять адекватное решение

Основные этапы конфликта

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.

18. Что такое конфликтогены? В чем суть закона эскалации конфликтогенов (первая формула конфликтов)? Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, вытекающие из закона эскалации конфликтогенов.

Конфликтогены – это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.

Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.

Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно выразить следующим образом:

где КФГ1 - первый конфликтоген; КФГ2 - второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 - третий конфликтоген, ответный на второй, и т. д.

При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ(, КФГ3> КФГ2 и т. д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликто-генов).

Конфликты, возникающие по первой формуле, условно будем называть конфликтами типа А. Важно отметить, что по наблюдениям специалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия.

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Для успешного применения сформулированных правил важно знать конкретные проявления конфликтогенов. В табл. 3.1 дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми.

Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

КС + И = КФ

Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.

Типы конфликтогенов

Характер конфликтогена Форма проявления
Прямое негативное отношение Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм
Снисходительное отношение Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание
Хвастовство Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах
Менторские отношения Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения
Нечестность и неискренность Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека
Нарушения этики Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т. п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека
Регрессивное поведение Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания

Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следующим образом:

КС, + КС2 + ... + КСп = КФ, при этом п > 2

Словами эту формулу можно выразить так:

Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту.Конфликты, возникающие по третьей формуле, условно будем называть конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.

Эрих Фромм известен прежде всего своими многочисленными книгами. У него сравнительно мало последователей, причем членами небольшого Международного общества Э. Фромма состоят в основном не практикующие врачи-психоаналитики. Своей школы Фромм не создал, вероятно, уже потому, что был, так сказать, вечным диссидентом. Он последовательно расставался с фрейдизмом, с Франкфуртским институтом социальных иследований, с неофрейдистской ассоциацией Хорни, с Социалистической партией Америки, одним из основателей которой он был в 50-е годы. Кажется, только правозащитные организации не вызывали у него возражений: он самым активным образом участвовал в кампаниях против политических репрессий в самых разных странах; по завещанию Фромма все гонорары за посмертные издания его книг получает Amnesty International.

Получив социологическое образование в Гейдельберге, Фромм приобщился к психоанализу в Берлинском психоаналитическом институте, сотрудничал с основателями Франкфуртской школы Т. Адорно и М. Хоркхаймером. После прихода нацистов к власти он эмигрировал в США, а с 1949 г. четверть века работал в Мексике, создав там психоаналитический институт. Первой книгой, принесшей Фромму широкую известность, было "Бегство от свободы" (1941). В ней содержатся основные положения его концепции, развитые затем в двух десятках книг - "Человек для самого себя", "Здоровое общество и его враги", "Забытый язык", "Анатомия человеческой деструктивности", "Иметь или быть?" и др.

И "гуманистический психоанализ" Фромма, и его "демократический социализм" определяются видением человеческой природы, отличным как от биологического редукционизма Фрейда, так и от различных социологических теорий "среды", превращающих человека в игрушку внешних сил. "Человек - не чистый лист бумаги, на котором культура пишет свой текст". Имеется некая человеческая природа, сохраняющаяся во всех изменениях и во всех культурах. Она ставит границы для социальных "экспериментов", она служит критерием для оценки тех или иных экономических и политических режимов как способствующих или препятствующих свободной реализации этой природы. И современный капитализм, и "реальный социализм" осуждались Фроммом не просто как несправедливые или недемократичные, но как враждебные самой человеческой природе, производящие "психических калек".

Природу человека, согласно Фромму, не следует понимать субстанциалистски, поскольку неизменным ядром ее являются не какие-то постоянные качества или атрибуты, но противоречия, называемые Фроммом экзистенциальными дихотомиями. Человек - часть природы, он, подчинен ее законам и не может их изменить, но он же все время выходит за пределы природы; он отделен от мирового целого, бездомен, но стремится к гармонии с миром; он конечен и смертей, знает об этом, но пытается реализовать себя в отпущенный ему недолгий век, утверждая вечные ценности и идеалы; человек одинок, сознает свою обособленность от других, но стремится к солидарности с ними, в том, числе с прошлыми и будущими поколениями. Экзистенциальная противоречивость служит источником специфических для человека потребностей, поскольку, в отличие от животного, он лишен равновесия, гармонии с миром. Эту гармонию ему приходится всякий раз восстанавливать, создавая все новые формы соотнесенности с миром, которые, однако, никогда не бывают окончательными. Экзистенциальные дихотомии неустранимы. Разрешимы для человека исторические противоречия, вроде современного разрыва между ростом технических средств и неспособностью их должным образом использовать во благо всего человечества. На экзистенциальные противоречия каждый из нас дает свой ответ, причем не только умом, но всем своим существом. Поэтому природа человека определяется Фроммом не как биологически заданная совокупность влечений - это всегда уже "вторая природа", осмысленный ответ, как целостное отношение к миру. Таким ответом могут стать стремление к свободе, справедливости, истине, но в равной степени - и ненависть, садизм, нарциссизм, конформизм, деструктивность. В отличие от инстинктов, или "органических влечений" Фрейда, такие специфические для человека черты Фромм называет "укорененными в характере страстями". Социально-исторические обстоятельства способствуют или препятствуют тем или иным проявлениям человеческой природы, но эти черты - непреходящие вечные спутники человечества.

Характер определяется Фроммом как "относительно стабильная система всех неинстинктивных стремлений, через которые человек соотносится с природным и человеческим миром". Наследуемые психофизиолоогические свойства - темперамент, инстинкты - лишь в малой мере детерминируют способ взаимоотношения человека с миром. Садистом может стать и флегматик, и меланхолик. Характер - это заместитель отсутствующих у человека инстинктов. Органические влечения у людей примерно одинаковы, индивиды различаются теми страстями, которые занимают господствующее положение в их характере - именно в этом смысле Гераклит говорил о характере как "роке" для человека.

Характер снимает с индивида бремя решения всякий раз, когда требуется действие: он задает типичный для данного человека способ восприятия идей и ценностей, отношения к другим людям. Личность как бы "инстинктивно" ведет себя в соответствии со своим характером. Скупец не задумывается, копить ему или тратить - его влечет сбережение. Именно в этом смысле Фромм предлагает употреблять термин "влечение" - речь идет не об инстинкте, а о "страсти", которая воспринимается носителем такого характера как нечто само собой разумеющееся и "естественное".

Такого рода дебиологизация влечения ведет к пересмотру понятия "бессознательного". Фромм отвергает субстанциалистское понимание Фрейда и локализацию бессознательного (Оно). Понятия "сознательное" и "бессознательное" суть функциональные термины, относимые к субъективным состояниям психики индивида. Сознание не равнозначно интеллектуальной рефлексии, поскольку последняя является лишь малой частью того, что нами осознается. Каждый из нас отдает себе отчет о том, что дышит, но это не значит, что мы все, время думаем о дыхании. Сознание не есть нечто более высокое, чем бессознательное: содержание сознания многих людей нельзя оценить иначе, как фикции, клишированные образы и иллюзии. В свою очередь, человеческое бессознательное не есть нечто "животное", поскольку к неосознаваемому относятся и многие высшие устремления и черты характера человека. "По своему содержанию бессознательное не является ни добром, ни злом, ни чем-то рациональным или иррациональным - в нем есть и то, и другое, все, что является человеческим". Всякая социальная система создает совокупность "фильтров", не пропускающих в сознание те или иные содержания. Такая "цензура" происходит уже на уровне данного языка, на уровне логики, принимаемой за нечто само собой разумеющееся; вытесняются (прежде всего воспитанием) и многие чувства, которые считаются нежелательными в данном обществе. Индивидуальные табу связаны с социальными запретами, а характер данного человека находится в зависимости от того, что Фромм называет социальным характером.

Человек живет не сам по себе, он является членом какой-то конкретной исторической группы (рода, племени, класса, нации). Каждое такое сообщество обладает некими общими для ее членов чертами, поскольку все они живут в примерно одинаковых исторических обстоятельствах и должны приспосабливаться к условиям природной и социальной среды. Мир древнеегипетского крестьянина отличается от мира средневекового рыцаря или жителя современного мегаполиса. При этом каждая группа заинтересована в развитии определенных психических черт: ее члены "должны желать делать то, что они обязаны делать для нормального функционирования общества"". Семья служит "психическим агентом" общества, поскольку в ней осуществляется первичная социализация, способствующая формированию именно такого "социального характера", т.е. общей для большинства членов группы структуры характера, выступающей как образец для подражания и как норма для данного общества.

Эти нормы, типичные установки и ориентации также не осознаются индивидом, будучи усвоенными в раннем детстве. Они функциональны, пока общество стабильно, но во времена значительных общественных перемен консервативность социального характера препятствует необходимым реформам. Функциональность социального характера, "нормального" для конкретного общества, не означает того, что он является чем-то положительным. Приспосабливаться индивидам приходилось и к тоталитарным диктатурам. Фромм критикует современный капитализм на уровне описания господствующего типа социального характера, а его чертами для него непременно оказываются конформизм, накопительство ("анальный характер" Фрейда) и даже растущая деструктивность - вплоть до "некрофилии". Но даже там, где речь идет не об индивидуальных и социальных патологиях, Фромм выступает как критик индустриально-технической цивилизации. Например, индустриальное общество требует дисциплины, порядка, пунктуальности, и эти черты развиты у современных европейцев в значительно большей мере, чем у их предков XVI-XVII вв., живших до промышленной революции. Эти черты должны усваиваться не по одному принуждению, они должны стать желанными, на них делается ударение в процессе воспитания, они одобряются, тогда как противоположное им поведение осуждается. Но за все приходится платить, и развитие таких черт сопровождается упадком спонтанности, непосредственности, открытости другим людям. Рационально управляемое общество оборачивается механичностью поведения и мышления: "Люди во все большей степени делаются автоматами, производящими машины: разумность первых уменьшается вместе с ростом интеллекта вторых". Роботоподобные люди, обладающие самой совершенной техникой, просто опасны и для себя самих, и для всего живого на Земле. К тому же, сделавшись Големом, человек не может оставаться психически здоровым существом.

Критику современной цивилизации питают у Фромма религиозные истоки. В одном из своих интервью он заметил, что средневековообщинная традиция всегда была для него точкой отсчета. И "гуманистический психоанализ", и "демократический социализм" Фромма непосредственно связаны с его религиозными исканиями: библейские пророки, христианские мистики, даосизм и буддизм имели для него не меньшее значение, чем Фрейд или Маркс. Сторонников "гуманистической религии" Фромм находит среди представителей всех вероисповеданий, противопоставляя их воззрения идолопоклонству и превращению церкви в инструмент социального контроля.

Хотя Фромм приложил немалые усилия, направленные на синтез идей Фрейда и Маркса (прежде всего "Экономико-философских рукописей 1844 г."), его вряд ли можно отнести к направлению, получившему название "фрейдомарксизм". Родоначальником последнего является В. Райх, полузабытые труды которого стали настольной книгой многих студентов-бунтарей конца 60 - начала 70-х годов. Другим мыслителем, наиболее последовательно соединявшим марксизм и психоанализ, был Г. Маркузе. Как и другие представители Франкфуртской школы, Маркузе отрицательно относился к дебиологизации психоанализа, осуществляемой неофрейдистами. В работе "Эрос и цивилизация" и во многих статьях он полемизировал с "ревизионистом" Фроммом. На первом месте в трудах Маркузе стоит критика "репрессивной цивилизации". В дальнейшем в рамках Франкфуртской школы получила развитие иная трактовка психоанализа: Ю.Хабермас предложил герменевтическое прочтение трудов Фрейда, а психоанализ стал для него образцом "эмансипативной науки".

Психоанализ соединяли не только с марксизмом. Одной из самых "философичных" интерпретаций метапсихологии является направление, получившее название Daseinsanalyse или "экзистенциальный анализ". Оно. прямо связано с Daseinsanalytik ("аналитика здесь-бытия") в "Бытии и времени" М. Хайдеггера. К ведущим теоретикам этого направления можно отнести швейцарских психиатров Л. Бинсвангера и М. Босса. Первый из них создал на основе идей Хайдеггера собственное философско-антропологическое учение, второй стремился к применению хайдеггеровской онтологии в психиатрии, не внося никаких собственных поправок. В обоих случаях исходным пунктом является феноменологический метод, противопоставляемый натурализму Фрейда. Различные варианты "гуманистической" и "экзистенциальной" психологии, широко распространенные в 60-х годах, представляли собой попытки переосмысления психоанализа в терминах феноменологии, экзистенциализма и философской герменевтики. Другим важным направлением стал "структурный психоанализ" Ж. Лакана, создавшего во Франции свою собственную ассоциацию (впоследствии расколовшуюся на несколько групп и обществ).

б. Экзистенциальная и историческая дихотомия человека

Осознание себя, разум и воображение разрушили «гармонию», которая характеризует существование животного. Их появление превратило человека в аномалию, в каприз Вселенной. Он – часть природы, подчиняется ее физическим законам и не способен их изменить, однако он превосходит остальные творения природы. Он выделяется, оставаясь частью, он бездомен, но прикован к жилищу, которое разделяет со всеми живыми существами. В случайном месте и времени брошенный в этот мир, он так же по воле случая изгоняется из него. Осознавая себя, он понимает свое бессилие и ограничения своего существования. Он представляет себе собственную смерть. Никогда не бывает он свободен от дихотомии своего существования; он не может избавиться от разума, даже если бы захотел; он не может избавиться от тела, покуда жив, – а тело заставляет его хотеть жить.

Разум, благословение человека, есть также его проклятие; он заставляет его до бесконечности пытаться разрешить неразрешимую дихотомию. Существование человека в этом отношении отличается от существования всех живых организмов; человек находится в состоянии постоянной и неизбежной неустойчивости. Жизнь человека не может «быть прожита» путем повторения паттерна, общего для всех представителей его вида: он должен жить сам. Человек – единственное животное, способное испытывать скуку и неудовлетворенность, чувствовать себя изгнанным из рая. Человек – единственное животное, для которого собственное существование представляет проблему, которую он должен разрешать и от которой не может избавиться. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет господином природы и самого себя.

Возникновение разума создало дихотомию, вынуждающую человека непрестанно стремиться к новым решениям. Динамизм человеческой истории порождается наличием разума, заставляющего человека развиваться и благодаря этому создавать собственный мир, в котором он мог бы существовать в согласии с собой и другими людьми. Каждый сделанный им шаг оставляет его неудовлетворенным и обеспокоенным, и именно это беспокойство заставляет его продвигаться к новым решениям. У человека нет врожденной «тяги к прогрессу»; только противоречия его существования заставляют его двигаться дальше по тому пути, на который он вступил. Утратив рай, единство с природой, человек стал вечным странником (Одиссеем, Эдипом, Авраамом, Фаустом); он должен идти вперед в непрекращающихся попытках сделать неизвестное известным, находить ответы, позволяющие заполнить пробелы в его знании. Он должен давать себе отчет в своем существовании, в его смысле. Он испытывает потребность в том, чтобы преодолеть этот внутренний разлом, мучительно жаждет «абсолюта», другой разновидности гармонии, которая избавит его от проклятия, отделившего его от природы, от других людей, от самого себя.

Этот раскол в человеческой природе ведет к дихотомиям, которые я называю экзистенциальными, потому что они коренятся в самом существовании человека; это противоречия, которые человек не может уничтожить, но на которые может реагировать различным образом, в соответствии со своим характером и культурой.

Наиболее фундаментальная экзистенциальная дихотомия имеет место между жизнью и смертью. Тот факт, что мы должны умереть, не может быть изменен человеком. Человек это осознает, и само это осознание глубочайшим образом влияет на его жизнь. Однако смерть остается полной противоположностью жизни и чуждой ей; она несовместима с переживанием жизни. Все знания о смерти не меняют того, что смерть не является значимой частью жизни; нам не остается ничего другого, как принять факт смерти, и тем самым, насколько это касается жизни, – поражения. По словам Спинозы, все, что человек имеет, он отдаст за свою жизнь; мудрый человек думает не о смерти, а о жизни. Человек пытается преодолеть эту дихотомию с помощью идеологий, например христианской концепции бессмертия, которая, постулируя существование бессмертной души, отрицает тот трагический факт, что жизнь человека заканчивается смертью.

То, что человек смертен, приводит к другой дихотомии: хотя каждый человек есть носитель всех человеческих возможностей, краткость существования не позволяет ему в полной мере реализовать их даже в самых благоприятных условиях. Только если бы продолжительность жизни индивида была такой же, как продолжительность жизни человечества, мог бы он участвовать в человеческом развитии, происходящем в историческом процессе. Жизнь человека, начинающаяся и заканчивающаяся в случайной точке процесса эволюции вида, трагически конфликтует с претензией индивида на реализацию всех своих возможностей. Об этом противоречии между тем, что он мог бы реализовать, и тем, что реализует в действительности, человек имеет лишь смутное представление. Здесь тоже идеология имеет тенденцию сглаживать или отрицать противоречие, утверждая, что полное завершение жизни происходит после смерти или что исторический промежуток жизни человека является окончательным и венчающим достижения человечества. Другое учение гласит, что смысл жизни заключается не в полном раскрытии человеческого потенциала, а в социальном служении и выполнении общественного долга, что развитие, свобода и счастье индивида уступают или даже несущественны по сравнению с благом государства, общины или иного образования, символизирующего вечную власть, трансцендентную человеку.

Человек одновременно одинок и связан с другими. Он одинок в том смысле, что представляет собой уникальное существо, не идентичное никому другому, и осознает себя как отдельную личность. Он должен быть одинок, когда должен выносить суждения или принимать решения только силой своего разума. И тем не менее человек не может вынести одиночества, оторванности от других людей. Его счастье зависит от единения, которое он ощущает с другими, с прошлыми и будущими поколениями.

Радикально отличаются от экзистенциальных дихотомий многочисленные исторические противоречия индивидуальной и общественной жизни, не являющиеся неотъемлемой частью человеческого существования, а созданные людьми и разрешимые – или во время своего возникновения, или в более поздний период человеческой истории. Современное противоречие между изобилием технических средств материального процветания и неспособностью использовать их исключительно для мира и благосостояния людей разрешимо: оно не является необходимым, а вызвано недостатком у человека смелости и мудрости. Институт рабства в Древней Греции может рассматриваться как пример относительно неразрешимого противоречия, разрешение которого могло быть достигнуто только в более поздний исторический период, когда был создан материальный базис для равенства людей.

Различение экзистенциальной и исторической дихотомии имеет большое значение, поскольку путаница между ними ведет к далеко идущим последствиям. Те, кто заинтересован в поддержании исторических противоречий, стремятся доказать, что они – дихотомии экзистенциальные и, следовательно, изменены быть не могут. Они стараются уверить человека в том, что «чего не должно быть, того и не может быть» и что он должен смириться со своей трагичной судьбой. Однако эти усилия смешать два вида противоречий недостаточны для того, чтобы удержать человека от попыток разрешить их. Одной из странных особенностей человеческого ума является неспособность при встрече с противоречием оставаться пассивным. Он приходит в движение с целью противоречие разрешить. Этому факту обязан своим существованием весь человеческий прогресс. Если человеку нельзя помешать реагировать на осознание противоречия действием, само существование такого противоречия должно отрицаться. Гармонизировать и тем самым устранять противоречия есть функция рационализаций в индивидуальной жизни и идеологий (социально соответствующих рационализаций) в жизни общественной. Впрочем, поскольку человеческий разум может удовлетвориться только рациональными ответами, истиной, эти идеологии должны были бы остаться неэффективными. Однако еще одной особенностью человека является склонность принимать за истину идеи, разделяемые большинством представителей его культуры или утверждаемые мощным авторитетом. Если гармонизирующие идеологии поддержаны консенсусом или авторитетом, человеческий разум умиротворяется, хотя сам человек и не успокаивается в полной мере.

Человек способен реагировать на исторические противоречия, уничтожая их собственными действиями, но устранить экзистенциальные дихотомии он не может, хотя может тем или иным способом на них реагировать. Он может умиротворить свой разум утешительными и гармонизирующими идеологиями. Он может попытаться избежать внутреннего беспокойства, полностью погружаясь в удовольствия или дела. Он может отречься от своей свободы и превратить себя в инструмент внешней силы, подчинившись ей. Однако он остается при этом неудовлетворенным, тревожным, неугомонным. У человека есть лишь одно решение проблемы: посмотреть в лицо истине, признать свое полное одиночество и изолированность во вселенной, равнодушной к его судьбе, осознать, что нет превосходящей его силы, которая разрешила бы проблему за него. Человек должен взять на себя ответственность за себя и принять тот факт, что придать смысл своей жизни он может только собственными силами. Однако смысл не предполагает достоверности; более того, поиск уверенности препятствует поиску смысла. Неуверенность есть необходимое условие для того, чтобы побудить человека к полному раскрытию своих возможностей. Если он без паники посмотрит в лицо истине, то поймет, что нет другого смысла жизни, кроме того, который он сам ей придает, развивая свои силы, живя продуктивно, и что только постоянная бдительность, активность и усилия могут обеспечить успех в единственной имеющей значение задаче – полном развитии собственных сил в пределах, обозначенных законами существования. Человек никогда не перестанет тревожиться, удивляться, задавать новые вопросы. Только если он осознает человеческую ситуацию, внутренние дихотомии своего существования и свою способность раскрывать собственные силы, будет он в силах преуспеть в решении своей задачи: быть самим собой и для себя, достичь счастья благодаря полной реализации тех особенностей, которые присущи только ему, – разума, любви, продуктивного труда.

Обсудив экзистенциальные дихотомии, присущие человеческому существованию, мы можем вернуться к утверждению, сделанному в начале этой главы, согласно которому рассмотрение человеческой ситуации должно предшествовать рассмотрению личности. Более точный смысл этого утверждения может быть прояснен указанием на то, что психология должна основываться на антрополого-философской концепции человеческого существования.

Наиболее поразительной чертой человеческого поведения является чрезвычайная интенсивность страстей и стремлений, обнаруживаемая человеком. Фрейд более, чем кто-либо, осознавал этот факт и пытался объяснить его в терминах механистически-натуралистических представлений своего времени. Он считал, что те страсти, которые не были явными выражениями инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода (в более поздней его формулировке Эроса и инстинкта смерти), тем не менее являлись лишь более скрытыми и сложными проявлениями инстинктивно-биологических влечений. Однако какими бы блестящими ни были выводы Фрейда, они не убедительны в своем отрицании того факта, что большая часть страстных влечений человека не может быть объяснена силой его инстинктов. Даже если голод, жажда и сексуальные желания человека удовлетворены, «он» не удовлетворен. В отличие от животных его наиболее жгучие проблемы этим не разрешаются, они только начинаются. Человек стремится к власти, или к любви, или к разрушению, он рискует жизнью ради религиозных, политических или гуманистических идеалов, и именно эти устремления формируют и характеризуют особенности человеческой жизни. Воистину, «не хлебом единым жив человек».

В противоположность фрейдовскому механистически-натуралистическому объяснению это утверждение понимается в том смысле, что человеку присуща внутренняя религиозная потребность, которая не может быть выведена из его естественного существования и требует объяснения чем-то трансцендентным, порождаемым сверхъестественными силами. Впрочем, в таком допущении нет нужды, поскольку данный феномен может быть объяснен в случае полного понимания человеческой ситуации.

Дисгармония человеческого существования порождает потребности, далеко выходящие за рамки потребностей, связанных с животным происхождением человека. Они приводят к настойчивому стремлению восстановить единство и равновесие между человеком и остальной природой. Человек пытается восстановить это единство и равновесие в первую очередь в уме, создавая всеобъемлющую мысленную картину мира, служащую системой координат, с помощью которой он может найти ответ на вопрос о том, что он такое и что должен делать. Однако таких мысленных систем недостаточно. Если бы человек был только бестелесным интеллектом, его цель была бы достигнута благодаря созданию всеобъемлющей мысленной системы. Однако поскольку он существо, наделенное телом, а не одним рассудком, он должен реагировать на дихотомию своего существования не только мысленно, но и в процессе жизнедеятельности, в своих чувствах и поступках. Он должен стремиться к единству и общности во всех сферах существования, чтобы найти новое равновесие. Отсюда следует, что любая удовлетворительная система ориентации предполагает наличие не только интеллектуальных элементов, но и элементов чувств и ощущений, которые должны реализоваться в поступках во всех областях человеческой деятельности. Преданность цели, идее или трансцендентной силе, такой как Бог, есть выражение этой потребности в полноте жизненного процесса.

Имеют место разнообразные по форме и содержанию ответы на эту потребность человека в ориентации. Примитивные системы, такие как анимизм и тотемизм, предлагают в ответ на поиск человеком смысла поклонение природным объектам или предкам. Существуют не-теистические системы, такие как буддизм, именуемые обычно религиями, хотя в своей исходной форме они не содержат концепции Бога. Существуют философские системы, такие как стоицизм, и монотеистические религиозные системы, которые дают ответ на вопрос о смысле человеческого существования, вводя понятие Бога. При обсуждении этих различных систем мы сталкиваемся с терминологической трудностью. Мы могли бы назвать их все религиозными системами, если бы не то обстоятельство, что исторически термин «религиозный» отождествляется с теистическими системами, ставящими в центр концепцию Бога; в нашем языке просто отсутствует слово, которым обозначалось бы то общее, что есть у теистических и не-теистических систем, – т. е. всех направлений мысли, пытающихся дать ответ человеку, ищущему смысл жизни и стремящемуся понять значение собственного существования. За неимением лучшего слова я поэтому буду называть такие системы «системами ориентации и приверженности».

Хочу, однако, подчеркнуть, что существует много других устремлений, которые рассматриваются как чисто светские и тем не менее коренятся в той же потребности, из которой произрастают религиозные и философские системы. Посмотрим, что имеет место в наше время. Мы обнаружим в нашей собственной культуре миллионы людей, приверженных достижению успеха и престижа. Мы видели раньше и наблюдаем теперь в других культурах фанатичную преданность диктаторским системам с их захватами и порабощением. Нас поражает мощь таких страстей, которые часто оказываются даже сильнее, чем стремление к самосохранению. Нас часто обманывает светское содержание целей, которые ставят подобные системы, и мы объясняем их сексуальными или иными квази биологическими побуждениями. Однако разве не очевидно, что горячность и фанатизм, с которыми преследуются эти светские цели, – те же самые, что обнаруживаемые в религии; что все эти светские системы ориентации и приверженности различаются содержанием, но не базовой потребностью, на которую они пытаются дать ответ? В нашей культуре картина особенно обманчива, потому что большинство населения «верит» в единобожие, в то время как на самом деле привержено системам, которые гораздо ближе к тотемизму и поклонению идолам, чем к каким-либо формам христианства.

Однако следует сделать еще один шаг вперед. Осознание «религиозной» природы этих культурно заданных светских устремлений дает ключ к пониманию неврозов и иррациональных влечений. Мы должны рассматривать последние как ответы – индивидуальные ответы – на поиск человеком ориентации и приверженности. Индивид, чье существование определяется «фиксацией на семье», который не способен действовать независимо, на самом деле поклоняется примитивному культу предков, и единственное его отличие от миллионов почитателей предков заключается в том, что его система приватна, а не задана культурой. Фрейд видел связь между религией и неврозом и объяснял религию как форму невроза, в то время как мы приходим к выводу, что невроз можно объяснить как специфическую форму религии, отличающуюся в первую очередь своими индивидуальными, не заданными извне характеристиками. Заключение об общей проблеме человеческой мотивации, к которому это нас приводит, состоит в том, что хотя потребность в системе ориентации и приверженности является общей для всех людей, конкретное содержание, удовлетворяющее эту потребность, у разных людей различно. Эти различия есть различия ценностей; зрелый, продуктивный, рациональный человек выберет систему, которая позволяет ему быть зрелым, продуктивным и рациональным. Индивид, задержавшийся в своем развитии, вынужден возвратиться к примитивным и иррациональным системам, которые, в свою очередь, продлевают и усиливают его зависимость и иррациональность; он остается на уровне, который человечество в лице своих лучших представителей миновало тысячи лет назад.

Поскольку потребность в системе ориентации и приверженности является неотъемлемой частью человеческого существования, можно понять интенсивность такой потребности. Действительно, не существует более мощного источника энергии человека. Человек не волен выбирать между тем, чтобы иметь «идеалы» и не иметь их, однако он может выбирать между различными видами идеалов, между тем, чтобы поклоняться силе и разрушению или разуму и любви. Все люди – «идеалисты» и стремятся к чему-то помимо получения физического удовлетворения. Они верят в разные идеи. Лучшие, но также и наиболее сатанинские проявления ум человека находит не в действиях плоти, а в этом «идеализме» духа. Таким образом, релятивистский взгляд, согласно которому иметь некий идеал или религиозное чувство ценно само по себе, опасен и ошибочен. Нужно понять каждый идеал, включая те, которые возникают в светских идеологиях как выражение той же человеческой потребности; его нужно судить с точки зрения его истинности, судить по тому, насколько он способствует развертыванию сил человека, и по тому, в какой степени он является реальным ответом на потребность человека в равновесии и гармонии его мира. Повторим: понимание человеческой мотивации должно вытекать из понимания человеческой ситуации.

Из книги Бытие и время автора Хайдеггер Мартин

А. Экзистенциальная конституция вот

Из книги Судьба цивилизации. Путь Разума автора Моисеев Никита Николаевич

2. Цивилизационная дихотомия В самом конце предыдущей главы я сказал о том, что не только само появление земледелия и животноводства, но и то, что эти два эпохальных события были разнесены по времени, во многом определило особенности и структуру цивилизационной палитры и

Из книги Логика: конспект лекций автора Шадрин Д А

3. Дихотомия Дихотомия (с лат. dichotomia - «деление на две части») - это очень эффективный вид деления. Она характеризуется тем, что члены деления не пересекаются (т. е. исключают друг друга), такое деление производится только по одному основанию, а также соблюдается правило

Из книги Логика автора Шадрин Д А

21. Дихотомия Дихотомия (с лат. dichotomia – «деление на две части») – это очень эффективный вид деления. Она характеризуется тем, что члены деления не пересекаются (т. е. исключают друг друга), такое деление производится только по одному основанию, а также соблюдается правило

Из книги История философии автора Скирбекк Гуннар

Из книги Смысл и назначение истории (сборник) автора Ясперс Карл Теодор

2. Экзистенциальная философия Социология, психология и антропология учат рассматривать человека как объект, который следует изучить на основании опытных данных, позволяющих модифицировать его посредством ряда мероприятий; таким образом можно в самом деле узнать

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

В. Дихотомия экзистенциального и исторического в человеке Самосознание, разум и воображение разрушили «гармонию», которой характеризовалось существование животных. Появление этих качеств сделало человека аномалией, причудой вселенной. Разумеется, он - часть природы,

Из книги Учебник логики автора Челпанов Георгий Иванович

Дихотомия Дихотомия - это приём, который используется при делении. Работает он так.1. Берём понятие «рабочий» и делим на два вида: «каменщик» и «не-каменщик».2. Берём понятие «не-каменщик» и делим на два вида: «бетонщик» и «не-бетонщик».3. Берём понятие «не-бетонщик» и

3. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ВРЕМЕННОСТЬ Вплоть до такого общего образа временности экзистенциально-философское понимание, вероятно, вполне могло бы еще двигаться совместно с пониманием философии жизни. Но далее своеобразие экзистенциальной философии отделяется от этогод) Экзистенциальная коммуникация. - В коммуникации, которая, как я знаю, касается меня самого, другой есть только этот другой: единственность есть явление субстанциальности этого бытия. Экзистенциальную коммуникацию нельзя продемонстрировать как пример и нельзя

Из книги автора

5. Экзистенциальная важность объективности. - Если объективность и субъективность удалось подразделить с нескольких точек зрения, то все же их не удается свести к одному-единственному началу и не удается представить как тотальность в закругленном целом. Оказалось, что

Из книги автора

6. Экзистенциальная философия права Экзистенциалистский подход к праву сформировался в XX в. под влиянием экзистенциализма как философии существования. Сами основатели различных направлений философского экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.И. Сартр и др.)

Пытаясь преодолеть ограниченности биологического и социального

подходов к человеку, Фромм предложил видение человеческой сущности как

структуры фундаментальных противоречий, названных им

“экзистенциальными дихотомиями”. Основная экзистенциональная дихотомия

– дихотомия жизни и смерти. Человек является частью природы, он – животное

и тем самым подчиняется законам природы; вместе с тем он вышел за пределы

собственно природного мира благодаря возникновению у него самосознания,

разума, воображения. Тело человека заставляет его хотеть жить, а разум

позволяет ему предвидеть собственный конец, что обрекает человека на

двойственное, противоречивое существование. “Человек – единственное

животное,– пишет Фромм, – для которого собственное существование

составляет проблему, которую он должен разрешить и которой он не может

избежать. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с

природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет

хозяином природы и хозяином самому себе”1. Необходимость вновь и вновь

разрешать противоречия своего существования, находить более высокие формы

единства с природой, с другими людьми и самим собой – вот источник всех

душевных сил, движущих человеком, источник его страстей, которые уходят

корнями в целостную структуру человеческого бытия.

Что же следует из постулата об экзистенциональных дихотомиях

человека? Если Фрейд считал, что либидо является основной силой, движущей

человеческими желаниями, то Фромм исходит из того, что наиболее мощные

1 Фромм Э. Человек для себя. Минск: Издатель В.П. Ильин, 1997. – С. 40

силы, определяющие характер поведения человека, берут начало в

социокультурных условиях его существования. В то время как тело требует

удовлетворение животных потребностей, разум и совесть ориентируют

человека на стандартизированную систему культурных образцов, которые есть

в любом обществе. Они составляют собственно человеческие потребности. В

разных культурах они могут быть специфическими. Но их общей основой для

всего человеческого рода является необходимость единения, приобщения к

деятельности других людей, сопричастности с себе подобными, в том числе с

прошлыми и будущими поколениями.

Даже при полном удовлетворении биологических потребностей человек не

удовлетворен. Более того, в противоположность животному с этого момента у

человека начинаются самые непреодолимые проблемы – он стремится к власти

или к любви, созиданию или разрушению, ради религиозных или политических

идеалов рискует собственной жизнью.

На экзистенциональные дихотомии каждый индивид дает свой ответ,



ищет свой путь сопричастности с другими людьми, с миром в целом. Человек

может вообще отрицать (но не уничтожить!) эту дихотомию путем обращения к

религии – христианская вера приписывает душе бессмертие, отрицая тем самым

факт, что человеческая жизнь кончается смертью. Он может обратиться к

идеологиям, которые также стремятся примирить или отрицать данную

дихотомию. Например, в советское время господствующая идеология

утверждала, что смысл жизни в социальных обязанностях индивида перед

государством и коллективом, именно им подчинены развитие свободы и счастье

человека. Культивировавшаяся преданность жизни “идеалам коммунизма”,

“вождям” народа зачастую достигала таких страстей, которые превосходили

стремление к самосохранению.

Фромм отмечает несколько типичных возможных ориентаций по

разрешению дисгармонии человеческого существования. Так, человек может

попытаться приобщиться к миру подчиняясь отдельной личности, социальной

группе, организации, Богу (мазохистская тенденция: человек испытывает

удовлетворение от причиняемых ему моральных или физических страданий).

Сопричастности человек может достичь и при помощи власти над миром,

посредством господства над другими людьми (садистская тенденция –

получение удовлетворение от страданий других). Человек, движимый

социальным мазохизмом или садизмом, как считает социолог, останется

неудовлетворенным, тревожным и беспокойным, ибо нет предела для

отмеченных стремлений, и в конечном итоге они приводят к крушению его

индивидуальности: он попадает в зависимость от тех, кому подчиняется или над

кем господствует.

Есть только одно решение проблемы: человек должен принять на себя

ответственность за самого себя. Только полагаясь на собственные силы, он

может придать смысл своей жизни, став самим собой и для себя.

Другой экзистенциональной дихотомией, по Фромму, является

укорененность в противовес кровосмешению. Социолог считал, что в человеке

идет борьба, с одной стороны, между глубоким и сильным стремлением не

разрывать природные узы, прежде всего не покидать сферу материнской

защиты, а с другой – поиском новых человеческих корней. Функции

укорененности и безопасности, которые дает связь с матерью, у взрослого

человека начинают выполнять семья, род, коллектив, нация, государство,

церковь и тем самым реализуется потребность в помощи и сердечном тепле.

Как известно, эту потребность Фрейд объяснял сексуальным влечением

ребенка к матери и его особым отношением к отцу, выражавшимся в

подчинении и бунте, что в итоге вело к формированию моральных принципов и

совести отцовского типа. Фромм же полагал, что существует совесть не

только отцовского, но и материнского типа2 . Причем по мере взросления

человека его совесть становится все более независимой от этих изначальных

Однако не всякий человек может освободиться от уз крови и земли.

Освобожденный от традиционных связей, напуганный свободой, человек может

прибегнуть к новому идолопоклонству. Наиболее ярко, считает социолог, это

выражается в национализме и расизме, в культе государства и вождей. Человек,

как правило, не осознавая того, начинает судить о членах своего клана и

“чужаках”, исходя из разных критериев. Фромм замечает: “Все, кто не

относится к числу “своих” по узам крови и земле (выраженным в общности

языка, обычаев, пищи, песен и т.д.) вызывают подозрение, и достаточно

малейшего повода, чтобы они стали объектом параноидального бреда. Такая

кровосмесительная фиксация отравляет отношение индивида не только к

чужим, но и к членам его собственного клана, к самому себе. Человек, не

освободившийся от уз крови и земли, не родился ещё в полной мере как

человеческое существо; его способность к любви и разуму искалечена”3.

Любовь: единение человека с миром

По Фромму, существует лишь один путь единения человека с миром,

который позволяет ему сохранять и развивать свою индивидуальность, быть

самим собой и для себя – любовь. “Любовь – это объединение с кем-либо или

чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и

целостности своего собственного “Я”. Это переживание причастности и

общности, позволяющее человеку полностью развернуть свою внутреннюю

активность. Переживание любви делает ненужными иллюзии. Отпадает

потребность преувеличивать значение другого человека или свою собственную

значимость”4.

Любовь как выражение человеческой солидарности может проявляться в

самых различных сферах жизни. В области мышления она выражается в

разумном постижении мира; в области действия – в созидательном труде; в

области чувств – в единении в другим человеком, со всеми людьми или

природой при сохранении своей индивидуальности, свободы и целостности.

Дилемма: созидать или разрушать

Ответом на экзистенциональные дихотомии могут стать созидательность

или разрушительность в действиях людей. Человек один осознает себя

существом сотворенным без его согласия и желания. Но его разум и

воображение движут настоятельной потребностью выйти за пределы этого

пассивного, ограниченного состояния и стать творцом собственной жизни. В

акте творчества человек поднимается над пассивностью и случайностью своего

2 См.: Фромм Э. Здоровое общество. В кн.: Психоанализ и культура. М.: Юристъ, 1995. –

3 Там же. С. 320

4 Там же. С. 299

существования как животного. Созидание предполагает вступление человека в

царство целеустремленности и свободы, где он создает необходимые ему

материальные и духовные ценности и тем самым преодолевает ограниченность

своего существования. Но уничтожение, разрушение жизни также дает

возможность человеку выйти за пределы своего существования. В акте

разрушения человек так же ставит себя над жизнью. В стремлении преодолеть

собственную ограниченность человек всегда оказывается перед дилеммой: либо

созидать, либо разрушать.

В трактовке созидательности и разрушительности Фромм переосмыслил

многие фрейдистские положения. Напомним, согласно Фрейду,

деструктивность обусловлена инстинктивными влечениями человека и могла

лишь менять свою направленность – по отношению к себе или по отношению к

другим. Фромм считает, что это положение противоречит фактам и выявил

другие корреляции: “Мы не обнаруживаем глубокой деструктивности по

отношению к другим у тех, у кого мало враждебности по отношению к самим

себе; и наоборот, мы видим, что враждебность к себе и враждебность к другим

результате блокировки плодотворной энергии”6.

Фромм показал, что в отличие от “органических влечений” Фрейда,

которые постоянны и существуют сами по себе, созидание и разрушение,

коренящиеся в природе человека, могут проявлять себя по-разному и характер

их взаимодействия обусловлен социокультурными факторами. “Созидание и

разрушение, любовь и ненависть не являются инстинктами, существующими

независимо друг от друга, – пишет он. – И то и другое служит ответом на одну

и ту же потребность преодолеть ограниченность своего существования, и

стремление к разрушению неизбежно возникает в тех случаях, когда не

удовлетворяется стремление к созиданию. Удовлетворение потребности в

созидании ведет к счастью, разрушительность – к страданию, и больше всех

страдает сам разрушитель”7.