Гуманизм и гуманисты. Раннее Возрождение и гуманизм в Италии Х1У-ХУ вв Гуманизм и гуманисты эпохи Возрождения

ГУМАНИСТЫ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ о физическом воспитании. Г. п. с. были идеологами нарождавшейся буржуазии. Выступая против богословия и схоластики, они провозгласили культ человеческой личности и выдвинули новый идеал человека, проникнутого земными чувствами и интересами. Творчество гуманистов питалось двумя источниками: культурой древних и народным творчеством. Последнее использовалось не всеми, и поэтому гуманизм означал восстановление или возрождение того, что было создано народами древнего мира. В противовес средневековой схоластической педагогике, основанной на формальном изучении предметов и игнорировании физич. воспитания, гуманисты выдвигали новую педагогику, направленную не только на воспитание ума, но и на развитие тела человека. Они хотели этим путем воспитать предприимчивых, физически развитых буржуа, способных утверждать свое господство, совершать длительные путешествия, открывать новые земли, подчинять себе населяющие их народы.

Видным гуманистом эпохи Возрождения был итальянский педагог Витторино да Фельтре (1378 - 1446), организовавший в 1424 в Мантуе школу ("Дом радости"). В отличие от господствовавшего в то время мнения, что якобы некрасивая местность содействует усвоению наук, "Дом радости" находился в красивом загородном парке. Большие светлые комнаты постоянно проветривались, а широкие (для того времени) коридоры были освещены естественным светом. В школе всемерно поощрялась любознательность, умственная и физич. активность учащихся. Схоластическая зубрежка была заменена наглядными методами обучения. Особенно много Витторино заботился о здоровье и физич. развитии учащихся. Он втягивал их в подвижные игры на лоне природы, организовывал купание и обучал плаванию. Он развивал у учащихся физич. силу, ловкость, красоту и изящество манер, наблюдал за опрятностью одежды и следил за нравственностью. Игры, фехтование, верховая езда, плавание, танцы и военные упражнения занимали почетное место в общем комплексе предметов, изучавшихся в его школе. Витторино хотел из детей богатых родителей воспитать людей, способных укреплять положение буржуазии. О детях же бедняков, особенно ремесленников и крестьян, он отзывался пренебрежительно и считал излишней всякую заботу об их воспитании.

Французский писатель Г. Франсуа Рабле (1494 - 1553) был также горячим поборником соединения умственного и физич. воспитания. Он провозгласил право человека на совершенствование, здоровье и жизнерадостный смех. Воспитание он предлагал облекать в приятную для детей форму, чередовать умственные занятия с физич. упражнениями, мыть тело, делать массаж, сменять одежду после потения, а при обучении - последовательно переходить от простого к сложному, от легкого к трудному. От др. Г. п. с. он отличался тем, что предлагал использовать не только упражнения древних, но и упражнения, бытовавшие в то время среди дворян, горожан и крестьян, а именно: бег, прыжки и метания; стрельбу из лука, арбалета, пищали и пушки; плавание на груди, на спине, на боку и прыжки в воду; фехтование копьем, мечом, шпагой, рапирой, алебардой и кинжалом. Рабле советовал заниматься конным спортом, лазанием по канатам, гребным и парусным спортом, охотой, туризмом, борьбой, шахматами, гимнастическими упражнениями; игрой в мяч, кости и танцами. Рабле заботился не о народе, а о богачах, но свои идеи он черпал у народа, шел в ногу с передовыми тенденциями своего времени и многое сделал для продвижения общества вперед.

Известный врач-гуманист Иероним Меркуриалис (1530 - 1606) заботился о том, чтобы праздная жизнь, беспрерывные ночные оргии, чрезмерное поклонение Бахусу и излишества в питании не привели к вырождению правящей знати. Всю медицину он делил на лечебную и охранительную. К охранительной относил средства борьбы против излишеств, и в первую очередь физич. упражнения. Последние он делил на три группы: истинные, или лечебные; военные, или необходимые в жизни; ложные, или атлетические. Меркуриалис отрицательно относился к тем физич. упражнениям, к-рые требовали значительного напряжения физич. сил занимающихся, и восхвалял пассивное использование факторов природы (передвижения по саду в кресле, на носилках, на подвесных постелях, в колыбелях и путешествия в коляске, на корабле).

В последние годы эпохи Возрождения появились гуманисты, к-рые ссылались не только на авторитет древних, но и на естественные права человека. Представителем этого направления был Мишель Монтэнь (1533 - 1595). Физич. воспитание, умственное образование и нравственное совершенствование он предлагал сочетать в едином педагогическом процессе. "Воспитывают,- говорил он,- не душу, не тело, а человека; не должно из них делать двоих; и, как говорил Платон, не должно воспитывать одного без другого, но вести их одинаково, как пару лошадей, запряженных в одно дышло".

Г. п. с. боролись против церковного схоластического воспитания и аскетических идеалов средневековья, выдвигали идеи свободного развития человеческой личности, но думали не о народе, а об избранных верхах общества, о людях, угнетавших народ. В борьбе с авторитетом церкви они исчерпали все свое вдохновение и превратились в узкую касту филологов.

Подлинными гуманистами того времени были социалисты-утописты (см. Социалисты-утописты о физическом воспитании ) Томас Мор и Томазо Компанелла.

Литература: Лесгафт П. Ф . Собрание педагогических сочинений, т. I. M., 1951, стр. 143 - 157. Торопов Н. И . Мысли буржуазных гуманистов о физическом воспитании (см. Очерки по истории физической культуры, выпуск V, 1950). Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. Л., 1938. Монтень . Опыты. С.-Пб., 1891. Мысли о воспитании и обучении Ф. Рабле и М. Монтэня (перев. с франц.). М., 1896.


Источники:

  1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 1. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., "Физкультура и спорт", 1961. 368 с.

Во времена Высокого Средневековья и в эпоху Возрождения слово «гуманизм» имело совершенно иной смысл, нежели сегодня. Гуманизм Возрождения - это многогранное культурное явление, основанное на системе изучения «семи свободных искусств», созданной в средние века. После того, как образование перестало быть монополией церкви, во многих городах Европы стали появляться светские школы, готовившие учащихся по определенным профессиям - чаще всего, юристов и медиков. Несколько позднее, в конце XI-начале XII в. начали возникать высшие школы - университеты, в которых студенты изучали весь комплекс наук, известных Средневековью. Помимо «царицы наук» - теологии - в этот комплекс входили семь областей знания, изучение которых было разделено на две ступени. Низшая ступень, тривиум или тривий, включала грамматику, риторику и логику, являвшихся базой для подготовки образованного человека. После тривиума ученик, если ему позволяли средства, переходил на более высокую ступень - квадривиум, включавший арифметику, геометрию (в рамках курса геометрии давались и сведения по географии, правда, довольно скудные), астрономию и музыку. Внецерковные школы стали главным признаком того, что общество отходило от чисто религиозных духовных идеалов предыдущих столетий. В Европе вырос спрос на образованных людей, знания приносили теперь не только почет и уважение, но и неплохой доход. Разумеется, при таких условиях светские школы появлялись повсюду в Европе. И все-таки на протяжении довольно долгого времени уделом светских школ оставались лишь прикладные науки. Философия (точнее, богословие) все еще считалась приоритетом университетских профессоров, в то время как вопросами мироздания занимались исключительно люди церкви. Лишь в начале XIII в. наряду со схоластикой зародилось новое направление в средневековой философии, получившее название гуманизма. Основу гуманистического познания составляли «свободные искусства», получившие название «гуманитарных». В новой системе ценностей человек как бы поднялся на одну ступеньку, приблизился к своему Творцу и стал почти что равен Ему. Гуманисты сыграли чрезвычайно важную роль в общественно-политической и духовной жизни итальянского общества в XIV-XV вв. Благодаря их усилиям светская образованность получила широкое распространение, вытеснив схоластическую традицию. Художественные идеалы гуманизма, основанные на античной культуре и античных идеалах красоты, оказали большое влияние на живопись, скульптуру и архитектуру. Основным центром гуманистической культуры в Италии XIV в. была Флоренция. С середины XV в. эта культура начала проникать и в другие города Северной и Центральной Италии, а оттуда - за рубеж.

История философии. Античная и средневековая философия Татаркевич Владислав

Школа в Шартре. Гуманизм раннего средневековья

В XII в., в период расцвета ранней схоластики, в то время, когда Париж воспитывал теологов и диалектиков, вторая крупная школа, школа в Шартре, объединила вокруг себя гуманистов. Эта школа, мыслящая филологически и ретроспективно, в философии не дала новых результатов, но в то же время значительно повысила общую научную культуру средневековья и тем самым сделала возможным дальнейшее развитие философии. Школа в Шартре является свидетельством того, что научные начинания раннего средневековья не ограничивались только схоластически-теологическими работами.

Представители школы в Шартре. Древняя школа в Шартре приобрела свое значение с тех пор, когда в 990 г. ее руководителем стал выдающийся ученый того времени - Фульбер. С этого времени весь XI в. стал ее «золотым» веком. В начале XII в. она приобрела ту особенность, которая ее отличала от других школ: она стала центром ученых-специалистов. Ее руководители и ученики были, в массе своей, людьми, которые обладали более критическим, чем конструктивным, более научным, чем метафизическим, темпераментом. Это были гуманисты, влюбленные в античность и черпавшие из античных источников естественнонаучное и математическое знание.

Школа блистала, главным образом, при трех канцлерах: Бернаре, Жильбере и Тьерри. Бернар из Шартра, канцлер школы с 1119 г., умерший приблизительно в 1130 г., был «наиболее совершенным платоником нашего века», как писал о нем один из современников. После него канцлером до 1141 г. был Жильбер Порретанский, впоследствии епископ в Пуатье (ум. в 1154 г.). Он был наиболее философским умом школы. Жильбер занимался Боэцием, писал к нему комментарии, поддерживал, следуя за ним, платоновский реализм, которому поклонялась школа. Однако он стремился согласовать его с Аристотелем и таким образом подготовил условия для последующего восприятия Аристотеля и расцвета схоластики в XIII в. Жильбер был первым средневековым автором, который после себя оставил логическое произведение, оказавшееся действительно самостоятельным. Это была «Книга о шести принципах», которая представляла собой дополнения к «Категориям» Аристотеля. Говорили даже об особой «Порретанской школе», в которую входили такие выдающиеся ученые, как Радульф Арденс, автор одной из первых классификаций наук в средние века, и Аллан Лилльский, теолог и поэт, «универсальный доктор». Тьерри Шартрский, младший брат Бернара, канцлер с 1141 г., умерший между 1150 и 1155 гг., также был «наиболее строгим научным исследователем». Он составил учебник свободных наук, типа научных записок, известный под названием «Гептатейхон». Он значительно дополнил Шартрскую библиотеку, разыскав для нее до того времени не известные науке античные тексты, и расширил астрономические и медицинские исследования. Он был выразителем научных интересов школы.

Учеником школы был Гийом из Конша (1080–1145 гг.), «самый способный после Бернара из Шартра грамматик», который проводил широкие исследования в области астрономии, физиологии, психологии, философии природы. К этой школе был близок (хотя и не принадлежал к ней непосредственно) Аделард из Бата, англичанин, который получил образование во Франции. В своих путешествиях по Италии, Греции и арабским странам он собрал обширные для того времени естественнонаучные, математические и философские знания. Аделард переводил арабских математиков и Евклида с арабского на латинский язык.

Второй известный англичанин, который учился непосредственно в самом Шартре, а позже стал там епископом, Иоанн из Солсбери (род. прим. в 1110 г., учился во Франции с 1136 по 1148 г., ум. в 1180 г.), был самым первым гуманистом своего века. Он обладал выдающейся интеллектуальной культурой, был знатоком классики и одновременно известным политическим деятелем, любимцем Фомы Бекета, короля Генриха и папы Адриана IV. Кроме того, он был летописцем современной ему интеллектуальной жизни, а его «Поликратикус» (1155 г.), включавший в себя теорию общественной жизни, и «Металогикон» (1159 г.), представлявший теорию логики на фоне современных ему научных отношений, остаются единственными в своем роде памятниками XII в.

Иоанн из Солсбери был врагом вербализма, который постоянно угрожал решению как абстрактных, так и конкретных проблем, которые были на первом плане в философии и теологии средних веков. Иоанн считал, что людям необходимо реальное, широкое и всестороннее знание. Только отрицающий это имеет ответы на все вопросы, поскольку знает только одно решение проблемы и не знает других подходов и решений. Философию он понимал не только как научное знание, но также как жизнь, которая соответствует этому знанию. Из представителей Шартрской школы он пошел дальше всех в трактовке Аристотеля.

Взгляды школы. 1. Платонизм. Гуманистическая влюбленность в античную литературу повлияла не только на форму, в которой ученые из Шартра высказывали свои идеи, но и на их содержание. Это вызвал особый культ Платона, который стал наиболее влиятельным философом раннего средневековья. Однако это был христианизированный Платон, в интерпретации Августина. Как раз в Шартре в XII в. произошел поворот к подлинному платонизму. Из работ Платона в то время был известен только «Тимей», и из этого диалога в Шартре была выведена теория мира. По примеру «Тимея», Тьерри интерпретировал «Книгу бытия». Тьерри и Гийом так же, как и Абеляр, отождествили Святой Дух с мировым духом. У Тьерри с платонизмом соединялся, как это часто бывало в античные времена, пифагореизм, но теперь он выступал в особом, христианизированном виде, и на основе числовых спекуляций доказывались единство и троичность Бога. Дальше всех в увлечении античностью продвинулся близкий к Шартрской школе Бернар из Тура, поэма которого «О всеобщности мира, или Большой и Малый мир» провозглашала только лозунги античного мировоззрения и не давала никаких специально христианских идей.

2. Поиск логики Аристотеля и эмпиризм. Гуманистическая культура школы была также стимулом для поиска редких и неизвестных рукописей и научных произведений античности. В области логики школа значительно расширила знание Аристотеля. Тьерри в «Гептатейхоне» опубликовал впервые наиболее важные части из «Органона», которые до этого времени не были известны схоластам: первую «Аналитику», «Топику» и «Опровержения софистических умозаключений», которые с тех пор получили известность в совокупности под названием «Новой логики».

Аристотель со своей умеренно эмпирической теорией познания явился логическим вдохновителем школы. В духе его взглядов ученые из Шартра пытались исходя из единого метода разрешить спор об универсалиях. Особенно увлекался Аристотелем Жильбер: он дополнил неразвитые части его «Категорий» и под влиянием «Аналитик» специально занялся проблемой принципов знания, подчеркивая их индуктивное происхождение. Аналогично, Иоанн из Солсбери, который развивал теорию знания Аристотеля, описывал его как естественное представление о том, что ощущение является основой, а абстракция и индукция являются путем, идя по которому, можно прийти к научным принципам. В конечном счете, эти взгляды были вполне в духе времени, поскольку их придерживались и за пределами школы в Шартре, так, их одновременно провозглашали диалектик Абеляр и мистик Гуго. После многовековой власти априоризма эти голоса, взывающие к эмпиризму, были явлением большого значения.

Основания школы были в то же время двойственными: она исходила из платоновской метафизики и аристотелевской логики. Эта двойственность не могла не вызывать, определенных несоответствий в философских доктринах школы. Например, в споре об универсалиях школа, в целом, была твердыней консервативного реализма, но ее отдельные представители, такие как Жильбер и Иоанн, стали сторонниками новых идей. В Шартре сложились два направления: одно делало акцент на спиритуалистической и идеалистической теории Платона, другое - на критической и эмпирической теории Аристотеля.

3. Естественнонаучные и исторические интересы. Гуманистическая позиция в средние века не противоречила естественнонаучной: они составили единый фронт ученых-специалистов, выступающих против абстрактных теологически-философских спекуляций. Ученые из Шартра были одновременно и гуманистами, и естественниками. Найденные ими античные произведения в значительной мере расширили область математического, естественнонаучного, астрономического, физиологического, медицинского знания и направили мыслителей к этим, собственно говоря, специальным исследованиям в большей мере, чем к обобщенным конструкциям и теологическим поискам. Эта позиция определила для школы в Шартре ее собственное место в истории средневековой учености.

Тьерри, Гийом и Жильбер первыми в латинской Европе познакомились с естественнонаучными работами Аристотеля. Более того, некоторые ученые из Шартра, такие как Аделард и Гийом, использовали в физике демокритовскую атомистику, с которой XII в. познакомился благодаря арабскому трактату, переведенному Константином Африканцем. Было очень важно, что в тысячелетнем финалистском понимании мира нашлись всетаки сторонники чисто причинной и механистической концепции.

Стоит также обратить внимание на то обстоятельство, что во времена, занятые вечными проблемами и смотрящие на мир с точки зрения вечности, то есть абсолютно внеисторически, школа в Шартре интересовалась историческими явлениями и событиями. В первую очередь в этой связи необходимо упомянуть имя Иоанна из Солсбери.

Наконец, во времена засилия догматизма эта школа не стыдилась признаваться в незнании и занимать по некоторым вопросам скептическую позицию. Гийом из Конша говорил, что он «является христианином, а не ученым», но там, где религия не вмешивалась, как, например, в вопросы диалектики, там он представлялся ученым. Тем более «ученым» был Иоанн из Солсбери.

Оппозиция. Научные теории Шартрской школы могли провозглашаться беспрепятственно и без противодействия со стороны теологии, ибо только теологические теории в то время подвергались строгой цензуре, наука же развивалась свободно. Только случайно такие запальчивые антиинтеллектуалы, как Гуго Сен-Викторский, разоблачали атомистику как еретическое учение. Но в то же время теологические взгляды, разрабатываемые Шартрской школой, не смогли избежать осуждения. Как бы то ни было, Амальрик смог создать свои ереси не без влияния этой школы.

Дальнейшие пути и последователи школы. Во второй половине XII в. и особенно в XIII в. школа в Шартре утратила свое значение. Она не смогла выдержать конкуренции Парижа и его университета. Интересы столетия пошли в ином направлении, чем то, которое представляла эта школа. Из крупной школы мирового значения она превратилась в заурядную провинциальную школу, которая готовила слушателей для парижских факультетов. Однако тот способ обучения, который культивировался в школе, не пропал, изменилось только его применение.

Естественнонаучное и гуманитарное образования, достигшие расцвета в Шартре в XII в., обрели свое место в XIII и XIV вв. в Англии, в Оксфорде, и сохранялись там так долго, что в XV в. повели за собой весь научный мир и вышли за пределы преобладавшей в то время философии.

Из книги История философии. Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

Школа в Шартре. Гуманизм раннего средневековья В XII в., в период расцвета ранней схоластики, в то время, когда Париж воспитывал теологов и диалектиков, вторая крупная школа, школа в Шартре, объединила вокруг себя гуманистов. Эта школа, мыслящая филологически и

Из книги Люди лунного света (Метафизика христианства) автора Розанов Василий Васильевич

Подвижники раннего христианства «Иночество глубоко коренится в духе и сущности христианства, и чтобы убедиться в этом - стоит только раскрыть правдивые сказания лет древних. Там мы увидим, что оно появилось вместе с проповедью Евангелия, что с самого начала

Из книги Индийская философия (Том 1) автора Радхакришнан Сарвепалли

Глава седьмая ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ РАННЕГО БУДДИЗМА Введение. - Эволюция буддистской мысли. - Литература раннего буддизма. Три питаки. - Вопросы царя Милинды. - Висуддхимагга. - Жизнь и личность Будды. - Условия времени. - Мир мысли. - Бесплодность метафизики. -

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

Философия периода раннего средневековья

Из книги Ранний буддизм: религия и философия автора Лысенко Виктория Георгиевна

«Метафизика» раннего буддизма Многие современные ученые полагают, что критика Будды в адрес «этерналистов» не была, собственно говоря, критикой метафизики с позиции прагматизма и эмпиризма. По их мнению, Будда создал собственную «метафизику», которая, в отличие от

Из книги Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства автора Гуревич Арон Яковлевич

ПРОСТОЛЮДИНЫ В КУЛЬТУРЕ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Историк почти не располагает данными, которые позволили бы ему сколько-нибудь близко познакомиться с идеологическими аспектами жизни простого народа в начале Средневековья и уяснить, как осознавалось его место в обществе

Из книги Петрици автора Панцхава Илья Диомидович

1. ПРОСТОЛЮДИНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Крестьянство и его жизнь почти вовсе не отражаются в социальной картине мира, как она мыслилась в ту эпоху, и этот факт сам по себе весьма симптоматичен. Общество, аграрное по своей природе, строившееся на эксплуатации и

Из книги ЭММАНЮЭЛЬ ЛЕВИНАС: ПУТЬ К ДРУГОМУ автора Левинас Эммануэль

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

7. КРЕСТЬЯНСТВО И СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Если проблемы формирования народностей в той мере, в какой оно происходило в изучаемый период, вообще исследованы крайне недостаточно, то вопрос о роли, которую играло в этом процессе

Из книги Гипноз разумности [Мышление и цивилизация] автора Цаплин Владимир Сергеевич

§ 2. ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЦЕРКОВНИКАМИ ИДЕОЛОГОВ РАННЕГО ВИЗАНТИЙСКОГО РЕНЕССАНСА После двадцатипятилетнего пребывания в Константинопольской школе Михаил Пселл удалился в монастырь. Кафедру философии ко времени прибытия Иоанна Петрици в Константинополь (по-видимому, в

Из книги Все лучшее, что не купишь за деньги. Мир без политики, нищеты и войн автора Фреско Жак

1. Экзистенциальные мотивы у раннего Левинаса Смысл экзистенциальной аналитики я определяю следующим образом: посредством указания на определенные способы моего существования в повседневной жизни я могу совершить переход к анализу фундаментальных категорий бытия и

Из книги Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ. История, мыслители, проблемы автора Власова Ольга Викторовна

ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО ЭЛЛИНИЗМА Эллинизм, охватывающий период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной Римской империи, характеризует собой последующую античную философию. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее.

Из книги Время утопии: Проблематические основания и контексты философии Эрнста Блоха автора Болдырев Иван Алексеевич

Из книги автора

Из книги автора

§ 4. Смысл болезни и исторические a priori у раннего Мишеля Фуко Наиболее творческим и продуктивным переосмысление идей феноменологической психиатрии и экзистенциального анализа оказалось в работах Мишеля Фуко.Психология и психиатрия привлекают Фуко уже в студенческие

Из книги автора

Философия субъективности и облик неконструируемого вопроса у раннего Блоха В «Духе утопии» Блох последовательно цитирует Кьеркегора, Мейстера Экхарта, Бёме и Канта (GU1, 368–369), у каждого из них обнаруживая стремление обратиться вовнутрь, «понять самого себя в

Гуманистами по традиции называли тех, кто изучал и преподавал гуманитарные науки, а в более узком смысле – знатоков классической литературы. Сами по себе эти занятия были вполне привычным делом. Но Петрарка, Салютати, их ученики и студенты владели латынью лучше всех своих предшественников. Более совершенная методика языковой и литературной критики вкупе с необычайным энтузиазмом в изучении римских авторов позволили им издать доселе неизвестные классические тексты, причем с качеством, недоступным Средневековью. Салютати, используя свое положение канцлера, собрал великолепную библиотеку классических авторов, чем и подал пример многим другим, обладавшим приблизительно такими же возможностями. Изобретение книгопечатания и его быстрое распространение в Италии в последней четверти XV в. послужили мощным импульсом для подобных занятий: впервые ученые могли пользоваться лучшими изданиями классиков в своих городах и обсуждать с коллегами одни и те же тексты.

Не менее важным событием стало открытие греческой литературы. В средневековой Западной Европе всегда были люди, знавшие греческий язык, но читали греческих классиков в основном в латинских переводах, реже – в переводах с арабского. В XV в. знание греческого получило широкое распространение, в крупнейших университетах создавались кафедры греческого языка. Так гуманисты открыли новый мир мысли.

Деятельность гуманистов имела далеко идущие и разнообразные последствия. Они создали новую форму образования, которая вплоть до нашего столетия сохраняет свое значение в Европе и Америке. В отличие от средневековой традиции, предписывавшей строгие правила поведения и обучения ребенка, гуманисты стремились развивать в нем личностные задатки и веру в собственные силы. Формируя ценности, необходимые для духовного становления своих питомцев, они отталкивались от греческой и римской классики, а также от учения церкви.

Таким образом, в гуманистическом образовании воплотились по крайней мере две сформулированные Буркхардтом особенности – возрождение Античности и открытие индивидуальности. То же самое можно сказать и обо всех прочих занятиях гуманистов. Во Флоренции они собирались на вилле Марсилио Фичино (1433–1499), известного переводчика Платона, и называли себя, по античному примеру, Академией. Академия Фичино, которой покровительствовал Лоренцо Медичи – сам прекрасный знаток латыни и незаурядный поэт, еще не имела четкой структуры и организации, но послужила образцом для многочисленных академий, созданных в последующие века по всей Европе в качестве центров научного знания.

Другая сторона ренессансной культуры, выделенная Буркхардтом, – открытие окружающего мира – не относилась к числу высших гуманистических приоритетов. Тем не менее гуманисты разыскивали сочинения древних, изучали их и готовили к публикации. В результате выяснились совершенно неожиданные вещи. Тот факт, что древние философы и теологи расходились во мнениях по многим вопросам, был хорошо известен с тех самых пор, как Абеляр специально затронул эту тему в своих сочинениях. С такими затруднениями каждый справлялся сообразно личным философским предпочтениям. Но естественные науки, в области которых Аристотель, Гален и иные сравнительно немногочисленные античные авторы, известные в эпоху Средневековья, считались непререкаемыми авторитетами, теперь воспринимались совсем по-другому. С расширением знаний о древних стало ясно, что и ученые часто противоречили друг другу. Оставался лишь один способ решить эту проблему – взяться за самостоятельные исследования. Поначалу их вели преимущественно для того, чтобы подтвердить правоту одной античной научной школы перед другими, но со временем они стали стимулировать к самостоятельной научной работе. Лучшие ученые умы нередко приходили к выводу, что ни одна из античных теорий не была абсолютно верной и что необходимо создать нечто новое. Вероятно, самый поразительный результат этого интеллектуального процесса был получен вне Италии: речь идет об открытии Коперника, сообщившего миру, что Земля вращается вокруг Солнца.

Именно на этом этапе идеи гуманистов и позднесредневековых философов-схоластов, которые занимали ведущие позиции в университетах и продолжали занимать их до XVII в., пересеклись. Гуманисты обычно критиковали схематичность и сухость схоластических дискуссий; именно они ввели в оборот известный афоризм о том, что схоласты готовы обсуждать, сколько ангелов поместится на кончике иглы. Такой вопрос и впрямь однажды был поставлен, но в намеренно юмористической форме, как упражнение в схоластическом методе для начинающих студентов. На самом деле философы-схоласты, начиная с Роджера Бэкона, добились существенных успехов в области математики и физики; соединение их достижений с гуманистической образованностью и критицизмом порождало порой самые необычные результаты.

Средневековье .

Аврелий Августин.

Аврелий Августин жил на переломе двух эпох: на смену язычеству приходило христианство. Отец его был язычником, мать христианкой. Аврелий получил блестящее образование, а когда ему было около 30, он стал христианином. Опыт его духовного переворота, а также прекрасное образование отразились в его учении. Аврелий Августин считается столпом патристики (учения отцов христианской церкви о правильной вере). Нас он интересует как философ. "Град Божий" и "град земной" - два мира, в которых может пребывать человек и человечество. Смысл развития общества - в приобщении к граду Божьему, смысл и счастье жизни отдельного человека - в приобщении к "граду Божьему". Бог изливает свет любви - божью благодать, но чтобы ее принять, человек должен оказаться в особом состоянии готовности, открытости души и сердца, благости. И когда душа его принимает Божью любовь, он находится в состоянии душевного блаженства. Свой личный опыт обретения веры, Августин наложил на учение неоплатоников, которые, в свою очередь, использовали образы мира идей Платона.

Фома Аквинский .

Еще один столп христианско-философской мысли, не ограничивающий себя толкованием Святого писания и христианской этики. Фома Аквинский, как и Аврелий Августин, жил на переломе эпох: на смену средневековью приходит Новое время, пока еще появляются только его отдельные, еще не очень определенные черты, но они начинают создавать новый мир и общество. В духовном плане это связано с новой волной рационализма. Главное произведение Фомы Аквинского называется "Сумма теологии", и это очень символическое название. В этом произведении Фома приводит рассудочные, опирающиеся на разум и логические выкладки доказательства бытия Бога. Схоластика - метод христианско-философской мысли, которые применил, используя достижения предшественников, и развил Фома Аквинский. У самого Фомы Аквинского тоже были многочисленные последователи, современные представители неотомизма вписывают и обосновывают достижения науки в христианскую картину мира.

Новое время .

На грани нового времени и средневековья очень яркую роль в изменении взглядов на человека в общественном сознании сыграли гуманисты. Гуманизм - явление в философской мысли, культуре, для которого человек как таковой является главным объектом изучения.

Данте Алигьери.

"Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины". Чем не констатация кризиса середины жизни? Человек, недовольный собой (или окружающим миром), отправляется в путешествие по кругам ада, взяв в экскурсоводы языческого поэта Вергилия. Толкование великой "Божественной комедии" - дело безнадежное. Она, как и любое другое великое явление культуры, может по-разному открыться людям разного возраста, культуры, национальности. Нам важно знать, что Данте признает за человеком право на рефлексию, автономию духовной и душевной жизни. Мир творчества Данте наполнен разными образами, он хорошо знал средневековую и античную литературу, и освящен любовью к прекрасной женщине. Чего нет в этом мире, так это самоограничений, предписаний, указаний духовных или светских наставников.

Эразм Роттердамский.

Факт биографии, говорящий о многом: будучи сиротой, Эразм поступил в монастырь и был рукоположен, но добился разрешения выйти из монастыря и стать независимым ученым. Наука, которой он занимался, - теология. Но какое это было время для теологии? Яростные споры о реформе католической церкви, деятельность Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жана Кальвина. Сторонники и противники реформации (реформы католической церкви) воевали не только на бумаге. "Похвала глупости" - так "приветствует" всяческое насилие в делах веры Эразм Роттердамский. Он был против светской власти церкви, но считал, что реформу церкви надо проводить без излишних потрясений. "Чистая молитва ведет чувство на небо, словно в крепость, ..., знание укрепляет ум спасительными помыслами". Так и хочется продолжить: вера и мировоззрение - личное дело каждого человека. Уважение к индивидуальной душевной и умственной работе человека делает Эразма Роттердамского великим гуманистом.

Пико делла Мирандола.

Полиглот (знал множество языков), что дало ему возможность читать Ветхий Завет и Коран в подлиннике, интересовался многими эзотерическими (тайными) духовными текстами, за что получил обвинение в ереси (учение, противоречащее официальному церковному учению). Пришел к выводу, что все религиозно-философские учения являются отражением одной истины (чем предвосхитил идеи теософии?). Человек "может стать тем, чем хочет". Чем не апология (защита) свободы воли. Теперь понятно, почему он считается гуманистом!

Леонардо да Винчи.

Как художник эпохи Возрождения, поставил человека в центр художественного творчества. Уникален даже среди них, великих художников всех времен и народов, потому что не только творил, как гуманист, но и жил, как человек Нового времени. Удивительно, сколько независимости в жизни человека, который зависел от заказов богатых и знатных покровителей. Леонардо вынужден был скрывать свои научные интересы, личную жизнь, чтобы не подвергнутся осуждению и формальному наказанию. При этом он не отказался ни от одной темы своих изысканий (анатомия и физиология человека, водяные и воздушные потоки, воздухоплавание, новые источники энергии и т. д. и пр. - длинный список). Писал картины так и столько, как и сколько подсказывал ему только внутренний цензор. Поставил в творчестве глубокие философские проблемы. До сих пор ученые, писатели и просто любители пытаются понять смысл "Тайной вечери", тайну его Джоконды и загадку его Иоанна Крестителя. Настоящий титан Возрождения и эталон гуманизма.

Томас Мор .

Не был аристократом, но сделал блестящую карьеру, от депутата парламента до лорда-канцлера (главы правительства). Позволил себе публично не согласиться с церковной реформой Генриха YIII (какую силу воли и характера надо было иметь!), за что был казнен. Написал книгу "Утопия", где показал идеальное общество с полным политическим и социальным равенством граждан.

Франсуа Рабле.

Священник и врач, имел широкую сферу интеллектуальных интересов: от права до древних трактатов о лекарственных травах. Двадцать лет писал свой знаменитый роман "Гаргантюа и Пантагрюэль". Сатирическое изображение всего, что ограничивает свободу человека - от системы воспитания до суда,- прославление просвещения и наук, гимн "естественной природе" человека, его природному началу, интерес, любовь и сочувствие к трудовому люду, - все это делает Франсуа Рабле ярким представителем гуманизма и борцом за высвобождение человека из-под гнета феодальных условностей.

Вильям Шекспир.

Ну что тут скажешь? Великий драматург создал великий образ человека: в любви, ненависти, соперничестве, дружбе, верности, коварстве, силе, слабости, величии, низости. Шекспир сказал о человеке все. Поэтому до сих пор не утихают споры о том, кто стоял за реальным человеком, приехавшим из Страттфорда-на-Эйвоне покорять театральную публику столицы. Гениальный драматург, сделавший себя сам, - классический пример человека Нового времени.

Тема гуманизма неисчерпаема. Термин стал со временем "уже его первоначального значения, но от этого не менее, а более значимым. Гуманизм - синоним человечности, человеколюбия. В 20 веке список великих гуманистов пополнили Л. Н. Толстой, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг. Список не закрыт.

Социальные теории мыслителей раннего нового времени.

теория общественного договора

теория естественных прав

теория правового государства

теория разделения властей

теория гражданского общества

о вреде частной собственности

о вреде религиозной организации

Мыслители прошлого о человеке и обществе. Средневековье и Новое время

Теория общественного договора

Создатели теории общественного договора считали, что догосударственное состояние общества - "война всех против всех". Это происходит, потому что люди по природе своей злы (Гоббс) или испорчены условиями жизни (Локк). Так или иначе, для того, чтобы обеспечить общественный порядок, они договариваются о том, чтобы передать часть своих прав и свобод государственному аппарату. "Левиафан" (чудовище), - так называет Гоббс этот мощный инструмент управления людьми, необходимый для их же пользы. Создатели теории - английские мыслители 17 века Гоббс и Локк, а также представители французского Просвещения, Жан Жак Руссо, например.