Иисус христос ходил по воде. Хождение иисуса христа по водам

Есть вопросы, которые бессмысленно задавать художественному произведению: например – почему Гэндальф заставил Фродо проделать не самую приятную пешую прогулку, вместо того чтобы отвезти его на орле и высадить у самой горы, или зачем Пруст вообще написал всё то, что он написал. Эти вопросы говорят о скудости ума и бедности воображения. Это всё равно, что спрашивать у камня – зачем он здесь лежит. Лежит и лежит, не будем его трогать.

Самим своим лежачим присутствием он создает ощущение, будто является неотъемлемой частью пейзажа, но если покрасить его, скажем, ярко-жёлтым или фуксией, то он будет бросаться в глаза. И опять начнётся – кто? как? почему? и зачем? Искусственное вмешательство приведёт ровно к тем вопросам, которые нелепы в мире искусства.

Но они же создают тот ажиотаж, который при правильной подаче помогает превратить произведение в прибыльный проект, и этой особенностью давно научились пользоваться. В самых удачных случаях довольны остаются все – творец, продюсер (иногда одно и то же лицо) и публика.

Ivan_Albright

В 1945 году голливудский режиссер Альберт Льюин объявил конкурс картин для своего нового фильма «Личная жизнь Милого друга», экранизации романа Мопассана. В романе фигурирует «картина венгерского художника Карла Марковича, изображавшая Христа, шествующего по водам», и наделавшая много шума.

Paul_Delvaux

Льюин, который закончил Гарвард и пришел в Голливуд из Университета Миссури, где преподавал английскую литературу, похоже, видел свою миссию в популяризации великой литературы 19 века. Предыдущий его фильм «Портрет Дориана Грея» естественным образом вращался вокруг картины – и тогда он опробовал прием, к которому вернулся во время съемок «Милого друга». Он заказал портрет Дориана Грея Айвэну Олбрайту, и в кульминационный момент фильма, в остальном целиком черно-белого, дал единственный цветной кадр, на котором крупным планом была показана эта картина.

Eugene_Berman

Точно так же и теперь, столкнувшись с необходимостью задействовать в реквизите некое условное произведение искусства, он решил повторить свою находку, сделав ее чем-то вроде собственного товарного знака. Впрочем, на сей раз, судя по всему, к этому примешивались и другие соображения. Возможно, понимая, что фильм получается довольно скучным (это добротная экранизация, но не более того), режиссер, долгое время прослуживший продюсером под началом такого прототипического продюсера, как Ирвинг Толберг, был не прочь привлечь к фильму дополнительное внимание публики с помощью небольшой рекламной кампании и особого рода ажиотажа, который всегда поднимают авангардистские картины на религиозные темы. С другой стороны, он искренне любил современное искусство и, скорее всего, рассчитывал одновременно оказать материальную помощь художникам, которых особо ценил и почитал.

Leonora_Carrington

Как бы то ни было, идея была реализована с размахом. Однако прежде всего потребовалось внести изменения в сюжет картины, так как старая добрая американская цензура – o tempora! o mores! – не разрешала «физическое» изображение Христа на экране. Льюину этот запрет был даже на руку, потому что он знал, что сюжет хождения по водам – не самый привлекательный для художников. Поэтому он выбрал «Искушение святого Антония».

Льюин сам отбирал конкурсантов. Приглашения были разосланы двенадцати художникам. Некоторые из них были европейскими мастерами первой величины, эмигрировавшими в США из-за нацистских преследований. Это были Айвен Олбрайт, Юджин Берман, Леонор Финни, Поль Дельво, Хорас Пиппин, Стэнли Спенсер, Макс Эрнст, Леонора Каррингтон, Луи Гильельми, Сальвадор Дали, Доротея Тэннинг и Абрахам Раттнер.

Abraham_Rattner

В конечном итоге картины представили одиннадцать художников – все, кроме Леонор Финни, которая не успела к назначенному сроку. Каждому участнику полагалось 500 долларов за картину, а победитель должен был получить 2500. Победителя определяло независимое жюри из трех экспертов, которые присудили главный приз Максу Эрнсту. На вырученные деньги художник купил участок земли в Седоне, Аризона, неподалеку от резервации хопи.

Salvador_Dali

Для раскрутки фильма заранее оговаривалось, что для картин будет организовано турне по Америке и Европе. Скандал, так необходимый для подогрева интереса к современному искусству, с самого начала обеспечил мэр Бостона, который запретил выставлять картины в своем городе, сочтя их «оскорбительными в религиозном и моральном отношении». Организаторы подали в суд, последовали взаимные иски, но в итоге дело угасло само по себе.

Horace_Pippin

Это удивительная история, в которой остались довольны все. Альберт Льюин привлек внимание к своему фильму, помог нескольким художникам (многие из которых находились в непростом финансовом положении) и в очередной раз выступил в роли просветителя, познакомив американскую публику с современным искусством.

Художники получили немалые по тем временам деньги. Макс Эрнст победил в конкурсе; впрочем, победу разделила и его жена Доротея Тэннинг. Сальвадор Дали, хотя формально и проиграл, создал одну из своих самых популярных картин. Мэр Бостона и кинокритики воспользовались возможностью заявить о своей высокоморальной и художественно правильной позиции.

Stanley_Spencer

Все картины разошлись по музеям и частным собраниям; одна – Луи Гильельми – потерялась («местонахождение неизвестно»). Один-единственный раз в 1981 году девять «Искушений» снова оказались в одном зале – на кёльнской выставке «Westkunst».

Dorothea_Tanning

Между тем, сам этот сюжет – подарок для семиотика. Здесь выстраиваются несколько рядов оппозиций, задействовано несколько уровней отражения, обыгрываются переходы между несколькими медиумами. Картина «Искушение святого Антония» как реальный объект была написана для фильма – экранизации литературного произведения. Естественно, в фильме картина уже не картина, а очередное отражение самой себя. Совмещение художественно-изобразительного, кинематографического и литературного отражений вымышленной действительности создают настоящую матрешку реальностей, в которой планы накладываются друг на друга таким образом, что в конечном итоге последовательность отражений перестает иметь какое-либо значение, превращаясь в матрешку-лабиринт. Святой искушается в многократно мультиплицированном масштабе: в романе (не Мопассана, естественно, а Флобера, но, конечно, именно на Флобера ориентировались в трактовке сюжете почти все художники), в фильме, в одиннадцати картинах, и от этого его подвиг играет новыми красками.

Max_Ernst

P.S. И изящный довесок: когда этот текст уже был написан, в новостных лентах прошло сообщение о том, что искусствовед Гергей Барки, просматривая со своей дочкой «Стюарта Литтла», обнаружил в одной из сцен висящую за спинами героев картину Роберта Берени «Спящая женщина с черной вазой», считавшуюся потерянной с конца 1920-х годов. Да пребудет с нами дух Рождества.

(Мф.14.22-34; Мк.6.45-53; Ин.6.16-21)

После насыщения 5 тысяч человек, когда настала ночь, по повелению Господа апостолы сели в лодку и направились в Капернаум. Когда ученики были уже на середине пути, они увидели приближающегося к ним Христа, идущего по воде, подумали, что это призрак и от страха закричали. Господь успокоил апостолов, сказав: «Это Я, не бойтесь » (Мф.14.27). Ап. Петр, горячо любящий Христа, захотел немедленно приблизиться к Нему. Веруя, что Христос не только Сам может ходить по воде, но и ему может дать такую возможность, Петр сказал: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде » (Мф.14.28). Господь позволил, и Петр решительно переступил борт лодки и пошел по воде к Христу. Однако, оказавшись на воде, вера его ослабела: Петр испугался сильного ветра и стал тонуть, крича: «Господи, спаси меня » (Мф.14.30). Христос тотчас подал ему руку и сказал: «Маловерный, зачем ты усомнился ?» (Мф.14.31). Когда они вошли в лодку, ветер утих.

Все апостолы были поражены и испуганы случившимся; они поклонились Христу и исповедали свою веру в Него, воскликнув: «Истинно Ты Сын Божий » (Мф.14.33).

Случай с Петром был поучительным не только для апостолов, но и для всех последователей Христа: когда человек теряет веру во Христа, он гибнет.

    1. Отношение фарисеев и книжников к служению Иисуса Христа

Среди видевших чудеса Спасителя была группа людей, раздраженная действиями Иисуса Христа и Его учением – книжники и фарисеи, а также следившие за Христом через особых наблюдателей иерусалимские священники (многие из них были саддукеями). Как и простой народ, их удивляла духовная власть Иисуса Христа, сила Его слова, мера внутренней свободы: «Народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи » (Мф.7.28-29). Но вместе с удивлением, ими владела и зависть к Христу – Его славе и возрастающему авторитету в народе. Самодовольство и зависть к Христу делали их духовно-слепыми и вместо того, чтобы признать во Христе Мессию и Сына Божия, они ненавидели Его и искали случай, чтобы опорочить Его в глазах народа и неоднократно пытались убить.

Одним из поводов для недовольства фарисеев и книжников были чудеса, творимые Спасителем в субботу. Они считали, что этим Господь нарушает ветхозаветную заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его » (Исх.20.8). По их представлениям, Тот, Кто попирает постановления Закона, не мог быть Мессией. Сами фарисеи гордились тем, что строго соблюдают субботний покой, но они своим формальным отношением извратили подлинный смысл этой заповеди. Покой, предписанный Богом в субботу, это покой от греха. Четвертая заповедь Декалога требует, чтобы каждый седьмой день недели (субботу) иудей особенно посвящал Богу, т.е. прилагал особенные усилия, чтобы не грешить, не совершать злых дел, уделять больше времени молитве и добрым делам. Книжники и фарисеи хранили субботу иначе; они следовали так называемым «преданиям старцев» – обширным толкованиям и комментариям к Закону Божию, составленным книжниками и передававшимся от раввинов (учителей) к ученикам в устной форме. Строго соблюдая предание старцев, книжники приравнивали его к закону Моисееву. Более того, ради предания старцев книжники иногда отменяли Синайский закон; они утверждали: «Библия подобна воде, предание подобно вину, а толкования на них подобны ароматному вину». «Сын мой! – говорит Талмуд. – Внимай более словам книжников, чем словам закона».

В субботу, по этим преданиям, запрещены были не только все виды работы, но даже лечение или посещение больных. Господь видел, что исцеления в субботу раздражают фарисеев и книжников, но продолжал совершать субботние чудеса, призывая фарисеев обратить внимание на подлинное значение этой заповеди.

Так, однажды в одной из галилейских синагог Он встретил человека с сухой рукой. Фарисеи тут же спросили Христа, можно ли исцелять в субботу, надеясь спровоцировать Его и обвинить в нехранении заповеди о субботе. Господь ответил им вопросом на вопрос: «Что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу или погубить? » И не дождавшись от промолчавших фарисеев честного и очевидного ответа, продолжил: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро ». После этого Господь сказал больному: «Протяни руку твою » и исцелил его (Лк.6.6-11). Фарисеи, увидев чудо, как говорит евангелист Лука, пришли в бешенство, и стали совещаться, как бы им погубить Иисуса Христа.

Если простой народ признавал Христа за одного из великих ветхозаветных пророков, то фарисеи не могли видеть даже и этого. Они считали Его нарушителем закона, другом мытарей и грешников.

Однажды фарисей по имени Симон пригласил Иисуса в свой дом, чтобы поближе познакомиться с галилейским Учителем. Во время обеда в дом вошла женщина, известная во всем городе своим грешным поведением. У нее в руках был сосуд с драгоценным миром (благовонным маслом). Увидев Христа, возлежащего за трапезой, грешница припала к Его ногам, омыла покаянными слезами ноги Иисуса, отерла их волосами своей головы, помазала драгоценным миром.

Нравственный переворот, совершившийся в душе блудницы, не тронул сердце Симона-фарисея. Он видел, что Христос принимает действия грешница как должное, и решил, что если бы Он был пророк, знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, и не позволил ей даже дотрагиваться до Себя. Когда он так размышлял, Спаситель, обратившись к фарисею, рассказал ему притчу о двух должниках: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? » (Лк.7.41-42).

Симон ответил: «Думаю, тот, которому более простил ». Христос подтвердил верность этого рассуждения, после его пояснил Симону, для чего Он привел эту притчу. Господь сказал ему: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мои ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе, прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит ». Таким образом, сам Симон отнесен был к тем, кто мало любит, поскольку он считал себя праведником, а Бог не может простить человеку грехи, если сам человек за собой никаких скверных поступков не признает и, соответственно, в милости Бога не нуждается (см. Лк. 7.36-50).

Однажды в субботний день Господь с учениками проходил через поля, засеянные пшеницей. Проголодавшиеся ученики стали срывать созревшие колосья, растирать их руками и есть зерна. Фарисеи, следовавшие за Христом, тотчас же заметили это и сказали ученикам: «Зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? » (Лк.6.2). По толкованию раввинов, срывание колосьев приравнивалось к жатве, растирание их руками к молотьбе, а за совершение в субботу таких работ полагалось побиение камнями.

В ответ Господь напомнил фарисеям известные примеры из Библейской истории, которые проливают истинный свет на почитание субботнего дня. Он сказал: «Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?» (Мк.2.25-26) Мучения голода, которые испытывал Давид и его спутники, побудили первосвященника нарушить закон о хлебах предложения, потому что помощь ближнему в нужде выше соблюдения буквы закона. Поэтому и ученики Христовы, срывавшие колосья для утоления голода, неповинны в нарушении субботнего покоя. А чтобы доказать фарисеям, что закон о субботе вовсе не содержит безусловного запрещения что-либо делать, Христос указал им на священников, которые по субботам в храме совершают различные священнодействия и однако невиновны в нарушении субботнего покоя. Но если служители храма не повинны в нарушении закона, то тем более не повинны служители Того, Кто больше храма, т. е. апостолы.

Господь напомнил фарисеям, что не человек создан для соблюдения субботы, а суббота установлена для человека, как и весь Закон дан, чтобы люди стали лучше. Его же свобода по отношению к Закону обусловлена тем, что Христос – «Господин субботы», т.е. законодатель (см. Лк.6.1-5).

В другой раз фарисеи увидели, как ученики Христовы едят хлеб неумытыми руками. С точки зрения книжников и фарисеев это было открытым и вопиющим нарушением предания старцев, которые придавали большое значение обряду омовения рук перед едой. Блюстители закона с упреком обратились ко Христу: «Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? » (Мк.7.5).

На вопрос фарисеев Господь опять ответил вопросом: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего ?» (Мф.15.3). Все заботы фарисеев были направлены к тому, чтобы выглядеть в глазах народа благочестивыми и праведными. Но так как даже казаться благочестивым нелегко, фарисеи измышляли всевозможные способы обходить суровые предписания закона, толковать их превратно в свою пользу и заменять их более удобными обычаями. Обличая фарисеев и книжников словами пророка Исайи, Господь при народе назвал их лицемерами: «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим » (Мф.15.7-8).

Затем, обращаясь к народу и ученикам, Господь сказал: «Слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человек… ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека » (Мф.15.10-11,19-20)

Видя чудеса, и не имея возможности отвергать факт их совершения, фарисеи и книжники старались опорочить их, заявляя, что чудеса Христос творит не Божественной силой, а бесовской. Упорное сопротивление фарисеев и книжников евангельской проповеди Христос назвал богохульством – т.е. сознательным, гордым противлением воле Божией: «Всякий грех и хула простятся человеком, а хула на Духа не простится ему ни в сем веке, ни в будущем » (Мф.12.31).

Гонение на Христа со стороны религиозных вождей Израиля постепенно принимало все более организованный и жестокий характер. Так, Синедрион (верховный суд Израиля) официально постановил, что кто признает Иисуса Галилеянина Мессией, будет отлучен от синагоги (Ин. 9.22).

Видимо, в какой-то степени книжники, фарисеи, саддукеи и иродиане преуспели в намерении добиться падения влияния Христа среди народа, так как Евангелие сохранило нам горький упрек Христа, обращенный к жителям Галилеи: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись... И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешьс я» (Лк.10.13-15). Видя столько чудес, жители этих галилейских городов в большинстве своем не признали Христа Мессией.

    Карта общественного служения Иисуса Христа - Имея в виду показать места общественного служения Спасителя, мы представим параллельный перечень мест, событий и бесед Евангельских и для ясности разделим перечень на несколько отделов. а) Выход на проповедь. Назарет. Жизнь до крещения. Вефавора… …

    Чудеса Иисуса

    Христос-Мессия - (Еф.2:10 и др.). Христос, есть греч. слово, значащее помазанник, слово же Мессия есть Еврейское и означает то же самое, что и греч. Посему то Иудеи или Евреи называют Господа Мессиею, мы же Христиане Христом. Название помазанника произошло от… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Преображение Господне - Статья о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Яблочный Спас Преображение Господне Преображение Господне (Икона … Википедия

    Чудеса Христовы - Чудеса, совершённые Иисусом Христом ряд описанных в Евангелиях чудесных деяний, совершённых Иисусом Христом. Чудеса, по мнению Иоанна Златоуста, совершались с целью укрепления людей в вере, а также их исправления: «Спаситель знал их (иудеев)… … Википедия

    Чудеса божьи - Чудеса, совершённые Иисусом Христом ряд описанных в Евангелиях чудесных деяний, совершённых Иисусом Христом. Чудеса, по мнению Иоанна Златоуста, совершались с целью укрепления людей в вере, а также их исправления: «Спаситель знал их (иудеев)… … Википедия

    Лазарь из Вифании - «Лазарь с сёстрами Марфой и Марией», неизвестный испанский художник Лазарь из Вифании (Лазарь ивр. אֶלְעָזָר‎ … Википедия

    ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II - Язык Евангелий Проблема новозаветного греческого Дошедшие до нас оригинальные тексты НЗ написаны на древнегреч. языке (см. ст. Греческий язык); существующие версии на др. языках это переводы с греческого (или с др. переводов; о переводах… … Православная энциклопедия

    ИОАНН БОГОСЛОВ - [Иоанн Зеведеев; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Θεολόγος], один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (см. Апостолы), с именем к рого церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов НЗ, в т. ч. Евангелия от Иоанна,… … Православная энциклопедия

    Богословие эстетическое - условное название всей сферы библейских идей, понятий, проблем, образов, имеющих непосредственное отношение к миру искусства, а также всех тех художественноэстетических ценностей, которые так или иначе связаны с библейской проблематикой и… … Эстетика. Энциклопедический словарь

Книги

  • Библия для детей , . В данном издании самая популярная книга на Земле - "Библия"-адаптирована для детей. В ней освещены основные факты древней истории, доступно и в художественной форме пересказана легенда о… Купить за 869 руб
  • Библия для детей , Шалаева Г.П.. В данном издании самая популярная книга на Земле - Библия - адаптирована для детей. В ней освещены основные факты древней истории, доступно и в художественной формепересказана легенда о…

Проходя со Своими учениками по городам и селениям, Христос проповедовал Слово Божие. Множество народа приходило послушать Божественного Учителя и получить исцеление от своих недугов.
Однажды вечером, когда Спаситель был крайне утомлён и испытывал необходимость в отдыхе и уединении, Он велел Своим ученикам переправиться на другой, менее населённый берег Галилейского озера. Господь с ученикам вошёл в лодку, и они отплыли от берега.

Во время плавания Христос мог спокойно отдохнуть. Он приклонил Свою голову и крепко уснул. Внезапно на озере поднялась страшная буря. Спокойная озёрная гладь превратилась в яростную стихию. Лодку то и дело захлёстывало волнами. Но Христос спокойно спал на открытой палубе.

Однако волны уже стали заливать лодку, и она начала тонуть. Тогда с криками отчаяния ученики стали будить Иисуса: “ ”.

Христос пробудился. Он спокойно приподнялся на корме тонущей лодки. Сначала нужно было успокоить бурю в душах учеников, ибо шторм сломил отвагу опытных рыбаков. Христос сказал им: “ ?” Потом Спаситель встал на возвышении кормы. Среди рёва морской стихии зазвучал Его повелительный голос: “ ” (Евангелие от Марка глава 4, стих 39) . Вдруг ветер утих, и сделалась великая тишина. На усмирённой поверхности воды засверкало отражение тихо мерцающих звёзд прояснившегося неба. Сердца учеников Христовых объял страх. Боязливым шёпотом переговаривались они между собой: “ ”
Церковь Христова подобна кораблю, ведущему нас в Царствие Небесное. Свирепые волны житейского моря могут бросать и захлёстывать этот корабль, угрожать ему гибелью. Но мы не должны ничего бояться. Ибо с нами Христос, и никакие силы ада не смогут одолеть нас.

Проповедь Христа продолжала звучать в Галилее. Господь много беседовал с людьми о Царствии Небесном, исцелял больных.

Однажды Он чудесным образом насытил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Это чудо вызвало великое удивление в народе. Христос, зная о том, что люди хотят провозгласить Его царём, тотчас повелел ученикам отправиться в лодке на другую сторону озера, к Вифсаиде Галилейской.

Сам же Спаситель, отпустив народ, взошёл на гору помолиться. Здесь, на пустынной вершине горы, в общении со Своим Небесным Отцом, Он желал укрепить Свой дух для свершения искупительного подвига спасения человеческого рода.

Проходил час за часом. Близился рассвет, а лодка учеников прошла только половину пути. Встречный ветер и бушующие волны затрудняли апостолам путь. Теперь с ними не было Того, Кто мог бы укротить бурю и спасти их, - Христос остался на берегу.

Вдруг апостолы увидели Иисуса идущего к ним по воде. Подумав, что это призрак, они закричали от страха.

И тут посреди бури и мрака, апостолы услышали Божественный голос: “ ” Голос Спасителя сразу успокоил их.

Апостол Пётр был так обрадован и поражён чудесным явлением Христа, что воскликнул: “ ”. “ ”, - был ответ Спасителя. И Пётр, не раздумывая, бросился в бушующие волны. Пока взгляд его был устремлён на Господа, он шёл по воде. Но, видя сильный ветер, Пётр испугался и, начав тонуть, закричал: “ ”. Тогда Христос протянул Петру руку, сказав ему: “ ” Когда Христос и апостол вошли в лодку, ветер тотчас утих. Поражённые увиденным, ученики поклонились Иисусу и сказали: “ ”.

В бушующих волнах житейского моря мы не должны ничего бояться, ибо Господь всегда с нами. Он непрестанно оберегает нас и всегда готов прийти к нам на помощь.

Петр так хочет быть с Богом, что ему неважно, что под ним волны и он сам не умеет ходить по воде: он верит. Потом ему становится страшно, вера слабеет и Петр тонет. Но на помощь приходит Христос. Комментирует священник Константин ПОЛЬСКОВ, кандидат философских наук, клирик храма свт. Николая в Кузнецах (Москва). Спасение утопающего Петра. Книжная миниатюра 10 века из Codex Egberti, fol. 27v.(1)

Эпизод, о котором идет речь в нынешнем чтении - хождение Христа по водам - по-своему уникален. О нем рассказывается в трех Евангелиях: от Матфея, Марка и Иоанна, умалчивает об этом событии только Лука. Зато во всех четырех Евангелиях описывается эпизод, который непосредственно предшествует хождению по водам, а именно: то, о чем мы слушали в церкви на прошлой неделе, насыщение пяти тысяч людей пятью хлебами. Это важно, потому что для того, чтобы лучше понять смысл сегодняшнего чтения, следует вначале очертить общий контекст: где и когда происходит описываемое событие. Тогда мы поймем, что оно значило и для участников этих событий, для апостолов, в частности - для апостола Петра, а также - что оно значит для нас сегодня?

Итак, сопоставляя разные Евангелия, мы можем сделать вывод, что это событие произошло в период празднования иудейской пасхи, весной третьего года земного служения Господа, то есть за год до Страстей Христа. Это особое время для Господа. Евангелист Матфей в той же 14-й главе рассказывает об умерщвлении Иродом Иоанна Крестителя. Общественное служение Господа, галилейский период, во время которого Христос проповедует, творит чудеса, собирает учеников и выбирает из них ближайших апостолов, приближается к концу. Этот период завершается великим чудом насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками - больше таких масштабных чудес Христос творить не будет.

При этом вокруг Христа складывается тяжелая обстановка: Ирод, слыша молву об Иисусе, вспоминает об убиенном Иоанне и полагает, что Христос - это воскресший Креститель. По всей видимости, начинаются какие-то притеснения: недаром в последующих главах евангелист Матфей рассказывает, что Иисус с учениками уходят в пределы Тирские и Сидонские, то есть покидает владения Ирода. Все более напряженными становятся отношения Господа с верхушкой иудейского общества - книжниками и фарисеями.

Итак, с одной стороны, Христа окружают ближайшие ученики-апостолы, с другой - активизируются его противники. Ирод преследует Его, фарисеи, книжники и саддукеи все больше недовольны Его деятельностью.

И вот на этом фоне сначала происходит чудо насыщения пяти тысяч, и в ту же ночь - хождение по водам Галилейского моря.

События эти происходят в Галилее, недалеко от города Капернаума. Евангелист Матфей и евангелист Марк не говорят, почему Господь отправил учеников отдельно от Себя в лодке, почему вообще пришлось уходить оттуда. Но евангелист Иоанн объясняет: люди, впечатленные чудом насыщения пяти тысяч, хотели «придти, нечаянно взять Его и сделать царем» (Ин 6.15). Далее Евангелия говорят о том, что толпы следили за лодкой, в которую садились ученики, в надежде увидеть Иисуса Христа. По-видимому, поэтому Господь отсылает Своих учеников отдельно.

Итак, после чуда насыщения пяти тысяч хлебами случилось то, о чем Христос предупреждал в самом начале Своего служения. Сатана в пустыне, искушая Его, предлагал взять камни и сделать из них хлеб. Мол, сделай это - и за Тобой пойдут люди, Ты станешь земным царем. Но Господь пришел не для того, чтобы принять земную власть. А именно этого хотят люди: они увидели, что этот проповедник может их насытить, и хотят сделать Его царем. Именно поэтому Христос укрывается. Он избегает народа, сначала уходит один на гору, чтобы помолиться, а учеников отправляет на другую сторону Галилейского моря вперед Себя.

В ночь, когда ученики отправились в путь без Христа, на Галилейском море разразилась буря. Судя по словам евангелиста, шторм продолжался большую часть ночи - такой вывод мы можем сделать, читая слова про четвертую стражу, во время которой ученики и увидели идущего по волнам Христа. В это время в Палестине сутки делились так же, как в Риме. Например, ночь делилась на четыре стражи. Значит, ученики боролись с волнами три четверти ночи - три стражи - и при этом смогли проплыть совсем немного: всего 25-30 стадий (один стадий - порядка 180 метров).

И вот, когда ученики уже изнемогли посреди волн, они увидели идущего по бушующему озеру Христа. Зачем Господь поступает так? Чтобы понять это, посмотрим на реакцию апостолов. Первым откликается апостол Петр, что неудивительно: не первый и не последний раз Петр выступает как «уста апостолов», говоря за всех. Тому причина характер Петра: порывистый, горячий, ревностный.

Именно Петр бросается ко Христу и порывается идти к Нему даже по волнам. И здесь мы можем сравнить этот эпизод с отрывком из Евангелия от Луки о чудесном улове, когда по слову Христа будущие апостолы вынимают из воды сети, полные рыбы, хотя до этого им всю ночь сопутствовала неудача. Апостол Петр тогда, видя это чудо, сказал от лица всех: выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный. Тогда Петр еще мало знал Христа, но его сердце почувствовало, что перед ним - не просто человек, а посланник от Бога. Тогда Петр испугался.

В нынешнем же чтении реакция Петра другая. Петр уже давно со Христом, входит в число Его ближайших апостолов, видел многие чудеса, слышал проповеди. И здесь Петр ведет себя иначе, чем в ситуации чудесного улова - он сам просится идти к Христу: «Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде!» (Мф 14. 28). Христос говорит ему: иди.

А дальше происходит событие, отлично характеризующее апостола Петра. Он следует своему порыву идти ко Христу, быть с Богом, но по-человечески - ему страшно. И в какой-то момент страх берет верх и Петр начинает тонуть.

Здесь есть очень интересный комментарий святителя Иоанна Златоуста этому месту: «Бесполезно быть с Христом тому, кто не приник к Нему верой». Прошло уже почти три года, как апостолы рядом с Господом, они уже знают, что их Учитель - человек особый, посланный от Бога, но в их сердцах продолжает жить страх. Евангелие не идеализирует апостолов, а показывает их реальными людьми. Даже во время Тайной вечери, за несколько часов до Страстей, они спорят между собой: кто из них будет на самом почетном месте в царстве грядущего Мессии.

Страхи и сомнения останутся в учениках до события Пятидесятницы, когда огонь Святого Духа попалит их человеческие страсти и немощи, превратив апостолов в столпы веры.

Вот и в сегодняшнем чтении мы видим яркое сочетание веры и неверия, сомнения в сердце апостолов. Это сомнение чуть не губит Петра, он едва не утонул, испугавшись волн, но Иисус спасает его и они вместе входят в лодку. И тотчас утихает буря. А ученики, видя все это, исповедуют Иисуса: «истинно Ты Сын Божий» (Мф 14.33).

С одной стороны - это сильное исповедание. С другой -- не стоит видеть в нем окончательного сердечного принятия апостолами того, что Иисус - истинный Бог. В данном случае «Сын Божий» не значит исповедания Христа ипостасью Святой Троицы, как привыкли мы, христиане, считать. Это всего лишь обозначение праведника, святого человека, угодившего Богу и имеющего в силу этого особые чудесные дары.

Но уже через две главы Евангелия от Матфея в ответ на вопрос Христа «за кого вы почитаете Меня?» (Мф 16. 13) апостол Петр, снова выступая от лица всех учеников, скажет: Ты - Христос, Сын Бога Живого (М 16. 16). И это уже будет исповедание мессианского достоинства Иисуса, более высокое, чем в сегодняшнем эпизоде.

Тем не менее, и сегодняшнее исповедание много значит. Евангелист Марк с горечью замечает, что апостолы не были впечатлены чудом насыщения пяти тысяч (Мк. 6. 52). И, видимо, чудом хождения по воде Христос преподает Своим ученикам очередной божественный урок. Этот урок стал для учеников новой ступенью на пути истинного исповедания Иисуса из Назарета, как Мессии, Христа, Сына Божьего, Спасителя.

Отметим также, что это - не первый эпизод, когда Иисус одним мановением усмиряет водную стихию. Он уже попадал с учениками в шторм на море и укрощал его одним-единственным словом. Евангелие повествует нам о нескольких чудесах Иисуса над природным естеством: преложение воды в вино, иссушение смоковницы, усмирение бури. В таких эпизодах Христос предстает перед нами как повелитель мироздания, тот, Кто имеет власть повелевать миром.

Сегодняшнее чтение можно толковать и в более широком контексте, если говорить не только о нем, но вкупе с тем эпизодом, который предшествует хождению по водам. Епископ Кассиан (Безобразов) связывает хождение по водам с чудом умножения хлебов и говорит, что здесь символически Христос выступает как Моисей, проведший Израиль через море. Иисус идет по водам - и за Ним идут апостолы.

Можно сказать, что Иисус завершает галилейский период Своего служения чудом хождения по водам, прообразом которого явилось в Ветхом завете спасение Израиля от гонителя-фараона и переход к новой жизни в земле обетованной. Этим Он как бы говорит Своим ученикам, что те, кто пойдет за Ним, совершат переход из смерти в жизнь, от незнания Бога - к познанию Бога.

Евангелие от Матфея (14:22-34)
«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.