Розничный рынок электроэнергии и мощности (РРЭ). Розничный рынок электроэнергии и мощности Требования к энергосбытовой организации на розничном рынке

Взаимоотношения субъектов розничных рынков регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

К субъектам розничных рынков относятся:

1. Потребители

2. Исполнители коммунальной услуги

3. Поставщики электрической энергии (мощности) - энергосбытовые, энергоснабжающие организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках

4. Субъекты, обеспечивающие технологическую инфраструктуру розничных рынков - сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии, субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на розничных рынках

Ключевая роль в существующей модели розничных рынков принадлежит гарантирующим поставщикам, призванным обеспечить надежное электроснабжение потребителей.

Гарантирующий поставщик - это коммерческая организация, обязанная заключить договор энергоснабжения (купли-продажи) с любым обратившимся к ней потребителем либо с покупателем, действующим от имени и в интересах потребителя, а также обязанная принять на обслуживание потребителей без их обращения в случаях, предусмотренных Основными положениями функционирования розничных рынков. Каждый гарантирующий поставщик действует в таком качестве в рамках своей зоны деятельности. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков не пересекаются.

Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора с потребителем (покупателем) только в следующих случаях:

1. Отсутствие технологического присоединения в установленном порядке

2. Нахождение энергопринимающего устройства потребителя вне зоны деятельности гарантирующего поставщика

Сетевые организации осуществляют два основных вида деятельности - передачу электрической энергии по электрическим сетям и технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. Оба эти вида деятельности являются естественно-монопольными и регулируются государством, что подразумевает не только установление тарифов на услуги, но и обеспечение недискриминационного доступа потребителей услуг сетевых организаций к электрическим сетям.

Оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках осуществляется системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в отношении объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей энергии, технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют на электроэнергетический режим ЕЭС России.

Схема взаимоотношений субъектов розничных рынков:

ТСО - территориальная сетевая организация

ГП - гарантирующий поставщик

ЭСК - энергосбытовая компания

ФСК - ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»)

д-р на передачу э/э - договор на оказание услуг по передаче электрической энергии

компенсация потерь - договор купли-продажи электроэнергии в целях компенсации потерь в сетях

Формирование цен и тарифов на розничных рынках в ценовых зонах оптового рынка

На розничных рынках электроэнергии поставка электроэнергии (мощности) населению и приравненных к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Продажа остальных объемов электроэнергии (мощности) на территориях субъектов РФ, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам.

ПУНЦ - предельный уровень нерегулируемых цен, в рамках которого формируется нерегулируемая цена для конечного потребителя (покупателя)

Нерегулируемые цены ОРЭМ - составляющие предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитываемые коммерческим оператором оптового рынка для каждого гарантирующего поставщика - участника ОРЭМ (цены на электрическую энергию, мощность или электрическую энергию с учётом мощности)

Тариф на услуги по передаче э/э - установленный органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов тариф на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям, дифференцированный по уровням напряжения.

Плата за иные услуги - плата за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Нерегулируемая цена ОРЭМ - рассчитываемые коммерческим оператором оптового рынка составляющие предельных уровней нерегулируемых цен

Планирование - наличие в договоре условия о почасовом планировании потребления электрической энергии в порядке, предусмотренном пунктом 44 Основных положений функционирования розничных рынков

*прибор учёта по зонам суток

**до 01.07.2013

***с 01.07.2013 по умолчанию, в случае отсутствия уведомления о выборе ценовой категории и в зависимости от выбранного тарифа на услуги по передаче

Структура и порядок формирования цены в неценовых зонах для различных категорий потребителей

В неценовых зонах оптового рынка с 1 марта 2011 года определение цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках конечным потребителям за исключением населения и приравненных к ним категорий потребителей, производится с помощью трансляции цен оптового рынка на розничные рынки.

Базовая часть - базовая часть цены трансляции

Отклонения - составляющая величина транслируемой стоимости электрической энергии на розничный рынок, обусловленная доведением до конечных потребителей стоимости отклонений объёмов фактического объёма потребления от договорного конечными потребителями

1 - плановое потребление электрической энергии ГП (ЭСК) на оптовом рынке

2 - фактическое потребление

Трансляция цены в неценовых зонах оптового рынка

На рисунке представлена формула, в соответствии с которой рассчитываются цены для конечных потребителей на розничном рынке.

Основу конечной цены на электрическую энергию для розничных потребителей в неценовых зонах составляет регулируемый тариф на электрическую энергию, устанавливаемый органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов)

На рисунке приведена структура цены на покупку электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу на розничном рынке

Анализ формул, представленных на рисунке:

S - стоимость фактического объема потребления электрической энергии потребителем (покупателем) на розничном рынке в неценовой зоне

V - фактический объём потребления электрической энергии розничным потребителем (покупателем)

T - тариф на электрическую энергию, устанавливаемый регулирующим органом субъекта РФ

I - удельная стоимость единицы электрической энергии, приобретаемой на оптовом рынке, в структуре регулируемого тарифа T

α - коэффициент альфа, отражающий изменение цены на оптовом рынке относительно индикативной цены, алгоритм его расчёта приведен на рисунке

β - коэффициент бета, отражающий влияние населения на формирование цены для прочих конечных потребителей

А - стоимость единицы (цена) электрической энергии, рассчитанная на основе принятых тарифно-балансовых решений и индикативных цен

B - стоимость единицы (цена) электрической энергии, определённая в объёме покупки на оптовом рынке

C - балансовый объём потребления электрической энергии

D - объём потребления населением и приравненным к нему категориями потребителей в соответствии с утверждённым сводным прогнозным балансом

Порядок расчёта объёма и стоимости отклонений фактически потребленной электрической энергии от запланированной

Порядок расчёта объема и стоимости отклонений фактически потребленной электрической энергии от запланированной регламентирован Правилами применения цен (тарифов) на розничных рынках на территориях, не объединённых в ценовые зоны оптового рынка, утверждёнными приказом ФСТ России от 30.11.2010 № 364-э/4.

Население и приравненные к нему категории потребителей отклонения не оплачивают.

1 - величина отклонения фактического потребления электрической энергии от планового

(Раздел подготовлен по материалам НП «Совет рынка»)

В России действует двухуровневый рынок электроэнергии: оптовый и розничный.

Оптовый рынок электроэнергии

На оптовом рынке поставщики электроэнергии (генерирующие компании, импортеры электроэнергии) продают покупателям (гарантирующим поставщикам, сбытовым компаниям, крупным потребителям, экспортерам электроэнергии) два товара - электроэнергию и мощность.

Оптовый рынок действует на территории большей части страны и разделен на две слабо связанные между собой «ценовые» зоны - в первую входит Европейская часть России и Урал, во вторую - Сибирь.

Регионы Дальнего Востока, Калининградской и Архангельской областей, Республики Коми относятся к так называемым «неценовым зонам». В этих регионах по технологическим причинам (изолированность от единой энергосистемы России) организация конкурентного рынка в настоящее время невозможна.

Цены оптового рынка могут значительно различаться в отдельных регионах, что связано с разной эффективностью электростанций, обслуживающих различные регионы страны, и недостаточной пропускной способностью линий электропередачи.

Розничный рынок электроэнергии

На розничном рынке гарантирующие поставщики и сбытовые компании реализуют купленную на оптовом рынке электроэнергию конечным потребителям.

Гарантирующий поставщик - энергосбытовая компания, обязанная заключить договор с каждым обратившимся к ней потребителем в зоне ее деятельности. Договор с гарантирующим поставщиком носит публичный характер - это значит, что его условия прозрачны и одинаковы для всех потребителей. Зона обслуживания гарантирующего поставщика, как правило, совпадает с границами субъекта федерации.

Прочие, не снабжающие население, энергосбытовые компании могут заключать договоры с потребителями на любых условиях, в том числе в части установления цен на электроэнергию.

На розничном рынке возможна как покупка по двум тарифам на электроэнергию и мощность (двуставочный тариф), так и покупка по единому тарифу на электроэнергию с учетом цены мощности (одноставочный тариф).

Законодательная база регулирования рынка электроэнергии

К настоящему моменту сформирована обширная нормативно-правовая база, регламентирующая взаимоотношения на рынках электроэнергии и мощности. Она включает в себя 8 федеральных законов, 46 постановлений Правительства России, распоряжения и приказы федеральных органов исполнительной власти (Министерства энергетики, Федеральной службы по тарифам и т.д.). К числу основных нормативных актов относятся:

  • Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности».

Цены и тарифы

Либерализация оптового рынка

Либерализация энергорынка РФ - это переход от государственного установления тарифов к рыночному ценообразованию. До 2011 года в условиях переходного периода реформирования электроэнергетики часть электроэнергии и мощности приобреталась на оптовом рынке по регулируемому тарифу в рамках регулируемых двусторонних договоров, часть - по нерегулируемым (свободным) ценам, по свободным двусторонним договорам, на рынке на сутки вперед, на балансирующем рынке и по результатам конкурентного отбора мощности.

В соответствии с законами «Об электроэнергетике» и «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…», а также Постановлением Правительства №205 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам» с 2007 года осуществлялось обязательное снижение объемов регулируемых договоров (РД) на энергорынке два раза в год.

Либерализация розничного рынка

Цены оптового рынка транслируются на розничный рынок. Таким образом, либерализация оптового и розничного рынка проводилась синхронно.

Нерегулируемые цены на электроэнергию

В рамках нерегулируемого сектора действует три самостоятельных рынка электроэнергии:

  • Свободные двусторонние договоры (СДД) заключаются между поставщиком и покупателем электроэнергии. Условия СДД, включая цены и сроки поставки, определяются договоренностями контрагентов;
  • Рынок на сутки вперед (РСВ) функционирует в форме поддерживаемого коммерческим оператором (ОАО «АТС») аукциона, на котором сводятся заявки на покупку и продажу электроэнергии на следующие сутки для формирования планового производства и потребления электроэнергии. Цена РСВ определяется по максимальной удовлетворенной заявке на продажу электроэнергии;
  • Балансирующий рынок (БР) функционирует в реальном времени для ликвидации отклонений от планового производства и потребления. Объемы и цены поставки определяются в результате отбора заявок поставщиков Системным оператором (ОАО «СО ЕЭС»).

Рынок на сутки вперед и балансирующий рынок необходимы для более точного планирования потребления и производства электроэнергии, чего невозможно добиться в рамках долгосрочных двусторонних договоров.

Рынок мощности

При определении стоимости мощности используется процедура конкурентного отбора мощности (КОМ).

По каждому объекту генерации инвестор или владелец подают заявки, в которых указывают ежемесячную плату за мощность (в руб./Мвт) и величину поставляемой мощности. В КОМ отбираются все объекты генерации учтенные ФСТ России в прогнозном балансе. Дополнительно в рамках отдельной системы договоров все покупатели оплачивают мощность гидро- и атомных электростанций.

На рынке мощности возможно заключение двусторонних договоров на поставку электроэнергии и мощности (СДЭМ) между поставщиками и потребителями мощности.

Финансовые требования поставщиков оптового рынка формируются ежемесячно, транслируются в розницу и должны быть оплачены энергосбытовой компании конечным потребителем.

Регулируемые цены (тарифы)

До 2011 года поставка части электроэнергии осуществлялась по регулируемым ценам в рамках регулируемых договоров.

Также по регулируемому тарифу электроэнергия отпускается покупателям в неценовых зонах.

Тарифы сетевых организаций, системного и коммерческого оператора, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика подлежат государственному регулированию.

Поставки электроэнергии для населения до 2014 года осуществляются только по регулируемому тарифу.

Формирование цен для потребителей

Уровень свободных цен на генерацию для каждого гарантирующего поставщика на каждый месяц рассчитывает коммерческий оператор (ОАО «АТС»). Эти данные публикуются на его сайте. При этом рассчитывается целый пакет цен для розничных покупателей: одноставочный тариф (на электроэнергию с учетом мощности), двуставочный тариф (раздельная оплата электроэнергии и мощности), зонный тариф (цена, дифференцируемая по времени суток - ночная, полупиковая, пиковая), цены для потребителей с почасовым учетом электроэнергии (с установлением цены на каждый час суток). Отдельно рассчитываются цены для оплаты отклонений от запланированных объемов потребления.

Предельные (конечные) уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период и доводятся до сведения покупателей организацией, поставляющей электрическую энергию.

Таким образом, конечная цена единицы электроэнергии может варьироваться в широких пределах не только в разных регионах, но и для различных потребителей одного гарантирующего поставщика, в зависимости от варианта тарифа используемого потребителем для расчетов стоимости потребленной электроэнергии, точности планирования и режима потребления электроэнергии.

В соответствии с принципами трансляции цен оптового рынка на розничный, конечные потребители (за исключением населения) по итогам расчетного периода получают счет, в котором отражена стоимость электроэнергии и мощности, поставленной по свободным ценам.

Кроме стоимости электроэнергии и мощности по свободным ценам, конечный потребитель оплачивает:

Услуги инфраструктурных организаций - субъектов оптового рынка электроэнергии, обеспечивающих функционирование его технологической инфраструктуры (системный оператор) и коммерческой инфраструктуры (коммерческий оператор),

Услуги по передаче электрической энергии (ФСК и распределительные сетевые компании),

Сбытовую надбавку- плату за услуги гарантирующего поставщика,

Покупку электроэнергии у генерирующих компаний розничного рынка (при необходимости).

Факторы, влияющие на формирование свободных розничных цен

В различных регионах России сложилась разная ситуация с динамикой и уровнем свободных цен, но можно выделить общие характерные факторы, влияющие на формирование цен для конечных потребителей.

Снижение потребления

Одним из основных факторов является снижение потребления и, как следствие, распределение мощности на уменьшающееся потребление.

Сбытовые компании по действующей модели рынка, помимо покупки электрической энергии, обязаны оплачивать всю располагаемую мощность, включенную в баланс ФСТ и прошедшую конкурентный отбор, проводимый Системным оператором. Объем этой мощности не зависит от колебаний потребления. В результате, при снижении потребления средневзвешенные нерегулируемые цены на электроэнергию с учетом мощности увеличиваются, так как обязательства по оплате мощности остаются неизменными и распределяются на сокращающееся количество единиц потребленной электроэнергии. При этом неравномерность снижения потребления электрической энергии (мощности) в отдельных регионах по сравнению со средним по ценовой зоне приводит к разному уровню роста цены на мощность в различных регионах.

Тем не менее, результаты в разных регионах могут сильно отличаться в зависимости от динамики электропотребления: может произойти как снижение, так и значительный рост розничных цен.

Цена электроэнергии на оптовом рынке

Свое влияние на формирование розничных цен оказывает и цена электроэнергии на оптовом рынке, транслируемая в розницу.

Цена электроэнергии на оптовом рынке, транслируемая в розницу, не увеличивается с ростом объемов электроэнергии (мощности), продаваемой по свободным ценам. На цены рынка «на сутки вперед» могут, и будут оказывать влияние другие факторы: цена на топливо (в частности на газ), выбор состава включенного оборудования, ремонтная компания, климатические факторы и др.

Цена мощности на оптовом рынке

Таким же фактором, влияющим на формирование стоимости, является и цена мощности на оптовом рынке, транслируемая в розницу.

Соотношение затрат на оплату мощности в общем объеме затрат на единицу электроэнергии (на оптовом рынке) составляет для различных энергосбытовых организаций от 30 до 80%, а в среднем по рынку составляет 43%.

На стоимость мощности, покупаемой энергосбытовыми организациями на оптовом рынке, оказывают влияние цены заключенных ими с поставщиками свободных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности, а также цена, определенная по результатам конкурентного отбора мощности (КОМ) на объемы, не покрытые свободными договорами. В настоящее время около половины покупаемой энергосбытовыми организациями величины мощности приобретается по свободным двусторонним договорам.

Увеличение доли двусторонних договоров приводит к тому, что в первую очередь, покупателям выгодно заключать договоры с генераторами, тариф на мощность которых ниже средневзвешенного тарифа всех генераторов. Такие договоры, как правило, заключаются по цене выше тарифа данного генератора, но ниже средневзвешенного тарифа всех генераторов. Это приводит к росту суммарной стоимости мощности в целом по рынку. С точки зрения экономики энергосбытовые компании поступают правильно, так как они пытаются минимизировать затраты на мощность в рамках действующих Правил оптового рынка.

Механизм формирования тарифов

Еще один фактор, влияющий на розничные цены, связан с механизмом формирования тарифа. Регулируемые цены на электроэнергию устанавливают уполномоченные органы исполнительной власти субъектов федерации, в Калужской области - это региональное министерство конкуретной политики и тарифов. Тариф для конечных потребителей складывается из услуг транспорта энергии, сбытовые и прочие услуги.

Существенный вклад в изменение цены на электроэнергию вносит стоимость услуг на передачу электроэнергии, особенно учитывая ее долю в общей величине конечного тарифа. Стоит отметить, что либерализация не оказывает влияния на стоимость услуг на передачу. На рост стоимости данной услуги влияет требование сетевых компаний (Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861) оплачивать их услуги без учета снижения потребления, а также введение новой методологии тарифообразования на услуги сетевых компаний (RAB). Из-за изменения методики рост стоимости услуг на передачу может составить порядка 50%.

Стоимость услуг инфраструктурных организаций и сбытовая надбавка не оказывают значимого влияния на изменение розничных цен для конечных потребителей с изменением доли либерализации в июле 2009 года.

Структура формирования цены на рынке электроэнергии

1 июля 2009 года начался очередной этап развития российского рынка электроэнергии и мощности – доля электроэнергии, реализуемой на оптовом рынке по свободным ценам, достигла 50 % от прогнозного баланса производства и потребления электроэнергии. В связи с этим в НП «Совет рынка» поступает большое количество вопросов о структуре цены за электроэнергию и порядке ее формирования. Предоставленные материалы дают ответы на большую часть этих вопросов.

    Рынок электроэнергии

    1. Оптовый рынок электроэнергии

      Розничный рынок электроэнергии

    Законодательная база регулирования рынка электроэнергии

    Цены и тарифы

    1. Либерализация оптового рынка

      Либерализация розничного рынка

      Нерегулируемые цены на электроэнергию

      Рынок мощности

      Регулируемые цены (тарифы)

    Формирование цен для потребителей

    Факторы, влияющие на формирование свободных розничных цен

    1. Падение потребления

      Увеличение доли либерализации

      Цена электроэнергии на оптовом рынке

      Цена мощности на оптовом рынке

      Механизм формирования тарифов

    Рынок электроэнергии

В России действует двухуровневый рынок электроэнергии: оптовый и розничный.

      Оптовый рынок электроэнергии

На оптовом рынке поставщики электроэнергии (генерирующие компании, импортеры электроэнергии) продают покупателям (гарантирующим поставщикам, сбытовым компаниям, крупным потребителям, экспортерам электроэнергии) два товара – электроэнергию и мощность.

Оптовый рынок действует на территории большей части страны и разделен на две слабо связанные между собой «ценовые» зоны – в первую входит Европейская часть России и Урал, во вторую – Сибирь.

Регионы Дальнего Востока, Калининградской и Архангельской областей, Республики Коми относятся к так называемым «неценовым зонам». В этих регионах по технологическим причинам (изолированность от единой энергосистемы России) организация конкурентного рынка в настоящее время невозможна.

Цены оптового рынка могут значительно различаться в отдельных регионах, что связано с разной эффективностью электростанций, обслуживающих различные регионы страны, и недостаточной пропускной способностью линий электропередачи.

Торговля мощностью осуществляется в отдельном секторе оптового рынка – на рынке мощности. Мощность - особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности генерирующего оборудования к выработке на конкурентных условиях электрической энергии установленного качества в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

Продажа мощности позволяет производителям электроэнергии получать необходимые средства для обеспечения надежного функционирования существующих генерирующих мощностей и строительства новых объектов генерации, а потребителям электроэнергии – осуществлять перспективное планирование своей инвестиционной, финансовой и производственной деятельности в соответствии с обязательствами поставщиков. Кроме того гарантированное наличие оплаченного резерва мощности минимизирует вероятность значительного подъема цен в период максимальных нагрузок, а так же снижает риск перерывов в энергоснабжении.

      Розничный рынок электроэнергии

На розничном рынке гарантирующие поставщики и сбытовые компании реализуют купленную на оптовом рынке электроэнергию конечным потребителям.

Гарантирующий поставщик – энергосбытовая компания, обязанная заключить договор с каждым обратившимся к ней потребителем в зоне ее деятельности. Договор с гарантирующим поставщиком носит публичный характер – это значит, что его условия прозрачны и одинаковы для всех потребителей. Зона обслуживания гарантирующего поставщика, как правило, совпадает с границами субъекта федерации.

Прочие, не снабжающие население, энергосбытовые компании могут заключать договоры с потребителями на любых условиях, в том числе в части установления цен на электроэнергию.

На розничном рынке возможна как покупка по двум тарифам на электроэнергию и мощность (двуставочный тариф), так и покупка по единому тарифу на электроэнергию с учетом цены мощности (одноставочный тариф).

    Законодательная база регулирования рынка электроэнергии

К настоящему моменту сформирована обширная нормативно-правовая база, регламентирующая взаимоотношения на рынках электроэнергии и мощности. Она включает в себя 8 федеральных законов, 46 постановлений Правительства России, распоряжения и приказы федеральных органов исполнительной власти (Министерства энергетики, Федеральной службы по тарифам и т.д.). К числу основных нормативных актов относятся:

    Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

    Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»;

    Федеральный закон 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»;

    Постановление Правительства РФ от 24.10.2003 № 643 «О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода»;

    Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».

    Цены и тарифы

3.1.Либерализация оптового рынка

Либерализация энергорынка РФ - это переход от государственного установления тарифов к рыночному ценообразованию. В условиях переходного периода реформирования электроэнергетики (до 2011 года) часть электроэнергии и мощности приобретается на оптовом рынке по регулируемому тарифу в рамках регулируемых двусторонних договоров, часть – по нерегулируемым (свободным) ценам, по свободным двусторонним договорам, на рынке на сутки вперед, на балансирующем рынке и по результатам конкурентного отбора мощности.

Соотношение реализуемых по свободным и регулируемым ценам объемов электроэнергии и мощности периодически изменяется: доля электроэнергии, поставляемой по свободным ценам, увеличивается, по регулируемым – уменьшается. В соответствии с законами «Об электроэнергетике» и «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…», а также Постановлением Правительства №205 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам» с 2007 года обязательное снижение объемов регулируемых договоров (РД) на энергорынке запланировано два раза в год.

Так с 1 января 2007 года доля РД, сформированных в соответствии с прогнозным балансом производства и потребления электроэнергии Федеральной службы по тарифам, снизилась на 5%, с 1 июля 2007 – на 10%, 1 января 2008 года доля либерализации энергорынка увеличилась до 15%, 1 июля 2008 года – до 25%, 1 января 2009 года – до 30%.

В настоящее время доля либерализации составляет 50%. Однако следует понимать, что реальная доля поставок электроэнергии по свободным ценам менее 50%, поскольку, во-первых, считается она от прогнозного баланса производства и потребления электроэнергии 2007 года, а во-вторых, поставки электроэнергии для населения до 2014 года осуществляются только по регулируемому тарифу.

3.2. Либерализация розничного рынка

Цены оптового рынка транслируются на розничный рынок. Гарантирующие поставщики обязаны реализовывать приобретаемую на оптовом рынке по регулируемым ценам электроэнергию конечным потребителям (тем, кто приобретает электрическую энергию только для собственного потребления) также по регулируемым ценам, приобретаемая по свободным ценам электроэнергия также продается на розничном рынке по свободным ценам. Таким образом, либерализация оптового и розничного рынка проводится синхронно.

3.3. Нерегулируемые цены на электроэнергию

В рамках нерегулируемого сектора действует три самостоятельных рынка электроэнергии:

    Свободные двусторонние договоры (СДД) заключаются между поставщиком и покупателем электроэнергии. Условия СДД, включая цены и сроки поставки, определяются договоренностями контрагентов;

    Рынок на сутки вперед (РСВ) функционирует в форме поддерживаемого коммерческим оператором (ОАО «АТС») аукциона, на котором сводятся заявки на покупку и продажу электроэнергии на следующие сутки для формирования планового производства и потребления электроэнергии. Цена РСВ определяется по максимальной удовлетворенной заявке на продажу электроэнергии;

    Балансирующий рынок (БР) функционирует в реальном времени для ликвидации отклонений от планового производства и потребления. Объемы и цены поставки определяются в результате отбора заявок поставщиков Системным оператором (ОАО «СО ЕЭС»).

Рынок на сутки вперед и балансирующий рынок необходимы для более точного планирования потребления и производства электроэнергии, чего невозможно добиться в рамках долгосрочных двусторонних договоров.

3.4. Рынок мощности

При определении стоимости мощности используется процедура конкурентного отбора мощности (КОМ).

По каждому объекту генерации инвестор или владелец подают заявки, в которых указывают ежемесячную плату за мощность (в руб./Мвт) и величину поставляемой мощности. В КОМ отбираются все объекты генерации учтенные ФСТ России в прогнозном балансе. Дополнительно в рамках отдельной системы договоров все покупатели оплачивают мощность гидро- и атомных электростанций.

На рынке мощности возможно заключение двусторонних договоров на поставку электроэнергии и мощности (СДЭМ) между поставщиками и потребителями мощности.

Финансовые требования поставщиков оптового рынка формируются ежемесячно, транслируются в розницу и должны быть оплачены энергосбытовой компании конечным потребителем.

3.5. Регулируемые цены (тарифы)

До 2011 года поставка части электроэнергии осуществляется по регулируемым ценам в рамках регулируемых договоров.

Также по регулируемому тарифу электроэнергия отпускается покупателям в Неценовых зонах.

Тарифы сетевых организаций, системного и коммерческого оператора, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика подлежат государственному регулированию.

Поставки электроэнергии для населения до 2014 года осуществляются только по регулируемому тарифу.

    Формирование цен для потребителей

При определении стоимости электроэнергии для конечных потребителей в первую очередь определяются объемы электроэнергии, за которые гарантирующий поставщик будет платить в текущем году фиксированную («регулируемую») цену.

Базовыми для этих расчетов являются балансовые параметры конкретного поставщика за 2007 год, которые пересчитываются в соответствии с процентной долей либерализации.

Установленный объем фиксируется системой регулируемых договоров, заключаемых с участием коммерческого оператора оптового рынка, и оплачивается конечным потребителем по тарифу.

За электроэнергию и мощность свыше объемов, зафиксированных в регулируемых договорах, конечный потребитель платит по цене, сложившейся на оптовом рынке электроэнергии, с учетом всех необходимых платежей (услуги на передачу, сбытовая надбавка и т.д.).

Уровень свободных цен на генерацию для каждого гарантирующего поставщика на каждый месяц рассчитывает коммерческий оператор (ОАО «АТС»). Эти данные публикуются на сайте АТС. При этом рассчитывается целый пакет цен для розничных покупателей: одноставочный тариф (на электроэнергию с учетом мощности), двуставочный тариф (раздельная оплата электроэнергии и мощности), зонный тариф (цена, дифференцируемая по времени суток – ночная, полупиковая, пиковая), цены для потребителей с почасовым учетом электроэнергии (с установлением цены на каждый час суток). Отдельно рассчитываются цены для оплаты отклонений от запланированных объемов потребления.

Предельные (конечные) уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период и доводятся до сведения покупателей организацией, поставляющей электрическую энергию.

Таким образом, конечная цена единицы электроэнергии может варьироваться в широких пределах не только в разных регионах, но и для различных потребителей одного гарантирующего поставщика, в зависимости от варианта тарифа используемого потребителем для расчетов стоимости потребленной электроэнергии, точности планирования и режима потребления электроэнергии.

В соответствии с принципами трансляции цен оптового рынка на розничный, конечные потребители (за исключением населения) по итогам расчетного периода получают счет, в котором отражена стоимость электроэнергии и мощности, поставленной гарантирующим поставщиком по тарифу, и стоимость электроэнергии и мощности, поставленной по свободным ценам.

Кроме стоимости электроэнергии и мощности по «регулируемым» и «нерегулируемым» ценам, конечный потребитель оплачивает:

Услуги инфраструктурных организаций – субъектов оптового рынка электроэнергии, обеспечивающих функционирование его технологической инфраструктуры (системный оператор) и коммерческой инфраструктуры (коммерческий оператор),

Услуги по передаче электрической энергии (ФСК и распределительные сетевые компании),

Сбытовую надбавку – плату за услуги гарантирующего поставщика,

Покупку электроэнергии у генерирующих компаний розничного рынка (при необходимости).

Структура розничной цены на электроэнергию и мощность в I полугодии 2009 года

(* - цены, подлежащие государственному регулированию)

    Факторы, влияющие на формирование свободных розничных цен

НП «Совет рынка» уделяет пристальное внимание анализу формирования цен для конечных потребителей, иначе говоря, розничных цен на электроэнергию и мощность. В различных регионах нашей страны сложилась разная ситуация с динамикой и уровнем нерегулируемых цен в течение последнего года, но можно выделить общие характерные факторы, влияющие на формирование цен для конечных потребителей.

      Снижение потребления

Одним из основных факторов является снижение потребления и, как следствие, распределение мощности на уменьшающееся потребление.

Сбытовые компании по действующей модели рынка, помимо покупки электрической энергии, обязаны оплачивать всю располагаемую мощность, включенную в баланс ФСТ и прошедшую конкурентный отбор, проводимый Системным оператором. Объем этой мощности не зависит от колебаний потребления. В результате, при снижении потребления средневзвешенные нерегулируемые цены на электроэнергию с учетом мощности увеличиваются, так как обязательства по оплате мощности остаются неизменными и распределяются на сокращающееся количество единиц потребленной электроэнергии. При этом неравномерность снижения потребления электрической энергии (мощности) в отдельных регионах по сравнению со средним по ценовой зоне приводит к разному уровню роста цены на мощность в различных регионах.

В первом полугодии 2009 года для ряда категорий потребителей был отмечен резкий рост конечных средневзвешенных цен на электроэнергию, вызванный различными условиями трансляции стоимости нерегулируемых цен электроэнергии и мощности для различных крупных и мелких потребителей электроэнергии. В настоящее время приняты и с 1 мая 2009 года вступили в силу изменения в Постановление Правительства № 530, регулирующее работу розничного рынка электроэнергии, в соответствии с которыми производится усреднение средневзвешенной нерегулируемой цены на электроэнергию между крупными и мелкими потребителями.

Тем не менее, результаты в разных регионах могут сильно отличаться в зависимости от динамики электропотребления: может произойти как снижение, так и значительный рост розничных цен.

      Увеличение доли либерализации

Еще один фактор – увеличение доли либерализации.

Уменьшение объемов продаж электроэнергии по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) с 70% до 50% приводит к двум эффектам:

    в регионах, испытывающих спад потребления электрической энергии, нерегулируемые цены могут снижаться из-за распределения невостребованной располагаемой мощности генераторов на большие объемы;

    поскольку на оптовом рынке определяется практически единая цена для всех потребителей ценовой зоны (с учетом сетевых ограничений), в регионах с дорогой генерацией, в которых тарифы превышают средние по стране значения, средневзвешенная цена будет снижаться или незначительно расти из-за того, что нерегулируемая цена ниже или примерно равна регулируемой. Соответственно в регионах с низкими тарифами, где свободные цены окажутся выше регулируемого тарифа, они повлияют на рост средневзвешенной цены электроэнергии.

      Цена электроэнергии на оптовом рынке

Свое влияние на формирование розничных цен оказывает и цена электроэнергии на оптовом рынке, транслируемая в розницу.

В течение 2008-2009 года цены рынка «на сутки вперед» на электроэнергию подчинялись реальному спросу и предложению. Колебания цен рынка «на сутки вперед» зимой, в периоды паводка и ремонтной компании определялись количеством и составом включенного оборудования.

Начиная с середины октября 2008 года цены рынка «на сутки вперед» стабилизировались ниже отметки 600 руб./МВт*час в связи с тем, что снижение спроса создало условия для конкуренции поставщиков за попадание в график нагрузки.

Цена электроэнергии на оптовом рынке, транслируемая в розницу, не увеличивается с ростом объемов электроэнергии (мощности), продаваемой по свободным ценам. На цены рынка «на сутки вперед» могут, и будут оказывать влияние другие факторы: цена на топливо (в частности на газ), выбор состава включенного оборудования, ремонтная компания, климатические факторы и др.

      Цена мощности на оптовом рынке

Таким же фактором, влияющим на формирование стоимости, является и цена мощности на оптовом рынке, транслируемая в розницу.

Соотношение затрат на оплату мощности в общем объеме затрат на единицу электроэнергии (на оптовом рынке) составляет для различных энергосбытовых организаций от 30 до 80%, а в среднем по рынку составляет 43%.

На стоимость мощности, покупаемой энергосбытовыми организациями на оптовом рынке, оказывают влияние цены заключенных ими с Поставщиками свободных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности, а также цена, определенная по результатам конкурентного отбора мощности (КОМ) на объемы, не покрытые свободными договорами. В настоящее время около половины покупаемой энергосбытовыми организациями величины мощности приобретается по свободным двусторонним договорам.

Увеличение доли двусторонних договоров приводит к тому, что в первую очередь, покупателям выгодно заключать договоры с генераторами, тариф на мощность которых ниже средневзвешенного тарифа всех генераторов. Такие договоры, как правило, заключаются по цене выше тарифа данного генератора, но ниже средневзвешенного тарифа всех генераторов. Это приводит к росту суммарной стоимости мощности в целом по рынку. С точки зрения экономики энергосбытовые компании поступают правильно, так как они пытаются минимизировать затраты на мощность в рамках действующих Правил оптового рынка.

      Механизм формирования тарифов

Еще один фактор, влияющий на розничные цены, связан с механизмом формирования тарифа. Регулируемые тарифы на электроэнергию устанавливают региональные энергетические комиссии на основании расчетов предоставленных им действующими в регионе энергокомпаниями. Тариф для конечных потребителей складывается из тарифа на покупку (генерацию), услуги транспорта энергии, сбытовые и прочие услуги.

Существенный вклад в изменение цены на электроэнергию вносит стоимость услуг на передачу электроэнергии, особенно учитывая ее долю в общей величине конечного тарифа (32%). Стоит отметить, что либерализация не оказывает влияния на стоимость услуг на передачу. На рост стоимости данной услуги влияет требование сетевых компаний (Постановление Правительства ПП № 861) оплачивать их услуги без учета снижения потребления, а также введение новой методологии тарифообразования на услуги сетевых компаний (RAB). Из-за изменения методики рост стоимости услуг на передачу может составить порядка 50%.

На формирование рыночных цен ... общей структуре затрат являются незначительными в общей структуре затрат... а так же затрат на топливо и электроэнергию . Т.о. исследование системы...

  • Формирование цены на торговом предприятии на примере социальных магазинов Автозаводского района

    Курсовая работа >> Менеджмент

    ... , структура , величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен ... на рынке , а также на товары и услуги, формирующие цены в различных секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия ...

  • Цены на рынке капитальных активов

    Контрольная работа >> Финансовые науки

    1. Цены на рынке капитальных активов, процентная ставка и спрос на инвестиции... и структура цены любого товара. При формировании процентной... электроэнергию , строительные материалы, но др.), стоимость которых входит в себестоимость перевозок. Поэтому цены на ...

  • Формирование цен на продукцию растениеводства в СПК Полтавский Полтавского района Омской области

    Курсовая работа >> Ботаника и сельское хоз-во

    КУРСОВОЙ ПРОЕКТ на тему: Формирование цен на продукцию растениеводства... на услуги предприятий на сторону. Это - тарифы на услуги автотранспорта, электроэнергии ... сократилась на 8,6%. Проанализировав состав, структуру и... товарами на рынке . Цены выполняют функции...

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    Розничный рынок электроэнергии

    Розничный рынок электроэнергии - это сфера продажи электроэнергии конечным потребителям вне оптового рынка. Практически все объемы электроэнергии, продаваемые на розничном рынке, приобретаются на оптовом рынке, за исключением небольшой доли, производимой на электростанциях, не являющихся участниками оптового рынка. Однако в Российской Федерации есть территории, где существует только розничный рынок - это так называемые технологически изолированные системы: Камчатка, Магадан, Сахалин, Западная и Центральная Якутия, Чукотка, Таймыр.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «О правилах функционирования розничных рынков» с 1 сентября 2006 г. вводится новый розничный рынок и начинается его либерализация (рис. 1):

    возникновение статуса гарантирующего поставщика (ГП). ФСТ ведет реестр ГП;

    сбытовая надбавка ГП - самостоятельная регулируемая величина;

    новые правила ценообразования (трансляция нерегулируемых оптовых цен в розничный рынок): только для ценовых зон, в неценовых зонах - все по тарифу;

    закрепление новых условий взаимодействия потребителей с ГП, в т.ч. почасовой учет электроэнергии крупными потребителями, соблюдение договорных величин потребления, порядок ограничения режима потребления электроэнергии;

    усиление роли органов власти субъектов РФ в деятельности ГП

    Субъектами розничного рынка являются:

    потребители электрической энергии, в том числе исполнители коммунальных услуг;

    энергосбытовые организации;

    гарантирующий поставщик;

    сетевые организации и иные владельцы объектов сетевого хозяйства, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;

    производители электрической энергии, не соответствующие правилам оптового рынка, или иные лица, обладающие правом распоряжения электрической энергии;

    системный оператор и иные субъекты ОДУ.

    Центральным субъектом розничного рынка становится гарантирующий поставщик, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, расположенном в границах его зоны деятельности. Все остальные продавцы электроэнергии свободны в заключении договоров с потребителями, т.е., если такие продавцы и покупатели не договорятся по всем условиям поставки, то договор не будет заключен и обязать таких продавцов к заключению договора будет нельзя.

    Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику.

    Гарантирующий поставщик - это участник оптового и розничных рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности:

    По срокам проведения первых очередных конкурсов:

    первый очередной конкурс на статус ГП проводится не ранее 2010 г. и не позднее 2012;

    победитель первого и каждого следующего очередного конкурса приступает к исполнению функций ГП с 1 января года, следующего за годом, в который проведен конкурс;

    Относительно конечных сроков выхода ГП 2-го уровня на оптовый рынок:

    ГП 2-го уровня должны выйти на ОРЭ и начать покупку электроэнергии (мощности) на ОРЭ в качестве полного участника;

    если ГП 2-го уровня не выполняет требование, то лишается статуса ГП и его зона деятельности включается в зону деятельности ГП 1-го уровня;

    Относительно оснований для изменения зон деятельности до первого конкурса:

    изменение только по итогам очередного конкурса, если соблюдены требования (условия) и выявлен победитель на новые зоны;

    до первого очередного конкурса только в 2 случаях: при включении зоны деятельности ГП 2-го уровня в зону деятельности ГП 1-го уровня, при наличии согласия всех ГП, которых касается такое решение.

    Правила определяют порядок назначения и смены гарантирующих поставщиков. Гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с даты введения в действие Правил розничного рынка назначены:

    неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;

    оптовые потребители-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, которые на дату вступления в силу Постановления Правительства РФ осуществляют снабжение электрической энергией населения и финансируемых из бюджета потребителей в объеме не менее 50 млн.кВтч в год;

    энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО "Российские железные дороги";

    хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России и изолированными энергосистемами (так называемые "острова" - типичный пример - предприятия по добыче нефти со своей дизельной электростанцией).

    Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе устанавливаются региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

    Правила предусматривают одно из ключевых обязательств организаций, назначенных гарантирующими поставщиками - разделение сбытовой и сетевой деятельности. Таким образом, все оптовые потребители-перепродавцы, получившие функции гарантирующих поставщиков, должны пройти процедуру разделения по видам деятельности.

    Гарантирующие поставщики (оптовые потребители-перепродавцы, победитель конкурса либо территориальная сетевая организация - если ей присвоен статус гарантирующего поставщика) должны получить статус участника оптового рынка. При этом для них существует ряд особенностей:

    в отношении таких организаций предусматривается льготный (четырехлетний) срок для приведения систем коммерческого учета в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (в соответствии с Правилами оптового рынка).

    на гарантирующих поставщиков не распространяются количественные требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка.

    Таким образом, от них требуется только заключение необходимых для участия в торговле на оптовом рынке договоров и получение балансового решения ФСТ России, а все технические мероприятия, которые, как правило, занимают существенный период времени, могут быть выполнены позднее.

    Функции гарантирующего поставщика могут быть временно (на период до 6 месяцев) переданы сетевой организации в следующих случаях:

    если действующий гарантирующий поставщик лишается лицензии на право продажи электрической энергии гражданам;

    если в отношении него приняты меры по лишению права участия в торговле на оптовом рынке;

    если он заявляет о своей ликвидации;

    если в отношении него запущены процедуры банкротства;

    а также в случае, если он нарушает свои обязательства по оплате электроэнергии и услуг по передаче на розничном рынке, либо если финансовые показатели его деятельности нарушают контрольные значения, установленных приложением к Правилам.

    В случае ухудшения финансового состояния действующего гарантирующего поставщика, невыполнения гарантирующим поставщиком принятых на себя обязательств, а также при его добровольном отказе от выполнения функций предусмотрено проведение внеочередного конкурса.

    Процедура смены гарантирующего поставщика является публичной. Информация о смене гарантирующего поставщика должна быть опубликована в местных печатных издания, размещаться в пунктах приема платежей за электроэнергию (в том числе, в отделениях Сбербанка России и Почты России), а также в сети Интернет (в том числе, на сайтах энергосбытовых компаний, отраслевых ведомств и их региональных подразделений).

    При смене гарантирующего поставщика потребителям - юридическим лицам нужно будет заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком, а потребителям-гражданам нужно будет только начать платить новому гарантирующему поставщику.

    Правила определяют и другие особенности функционирования энергосбытовых организаций, порядок действия энергосбытовой организации и потребителей, направленный на предупреждение случаев, когда могут возникать недобросовестные энергосбытовые организации, предлагающие потребителям продажу электрической энергии в отсутствие договоров, обеспечивающих приобретение этой электрической энергии на оптовом или розничном рынке.

    На территории Ивановской области статус ГП имеют:

    ООО «Энергосетевая компания»,

    МУП «Энергосбыт»,

    ОАО «Ивэнергосбыт».

    Ценообразование

    В настоящий момент предполагается, что в первые три года функционирования целевой модели в области государственного регулирования ценообразования на розничных рынках будет находиться продажа электрической энергии населению в объемах социальной нормы потребления.

    Также регулированию будет подлежать плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.

    Кроме того, Правительство Российской Федерации будет определять группы потребителей электрической энергии, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в случае обслуживания указанных потребителей гарантирующим поставщиком.

    Формирование целевой модели розничных рынков будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности субъектов розничного сегмента, созданию экономических стимулов к энергосбережению.

    Основной особенностью новой системы ценообразования на розничном рынке является синхронизация с процессом либерализации цен на оптовом рынке. Это предполагает поставку части объемов по регулируемой цене, а части - по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке электрической энергии в рамках предельного уровня нерегулируемых цен.

    Для населения на переходный период гарантируется поставка всего фактически потребленного объема по регулируемым ценам.

    Рыночная цена формируется как сумма конкурентной цены оптового рынка электроэнергии с учетом мощности и стоимости регулируемых услуг, тарифы на которые устанавливаются и будут устанавливаться органами государственной власти (табл.1). Определить стоимость регулируемых услуг можно как разность конечного тарифа, установленного для вашей группы потребителей, и стоимости электроэнергии (мощности), учтенной в тарифах.

    Таблица 1. Формирование розничной цены на электроэнергию для конечных потребителей

    Инфраструктура

    Розничный рынок

    Предельный уровень нерегулируемых цен определяется по специальной, зафиксированной в Правилах формуле на основании ежемесячно публикуемой НП "АТС" информации о средней стоимости единицы электрической энергии (1 кВт.ч), сложившейся на оптовом рынке за истекший месяц, с учетом регулируемых государством тарифов на услуги по передаче электрической энергии, инфраструктурные услуги, а также сбытовой надбавки.

    Это позволит стимулировать гарантирующего поставщика к минимизации своих расходов по покупке электрической энергии на оптовом рынке и в тоже время защитит потребителей электрической энергии от неосторожной ценовой политики.

    Энергосбытовые организации, которые не осуществляют поставку электроэнергию населению, вправе поставлять электрическую энергию по договорным ценам. При этом следует учитывать, что для потребителей электрической энергии, заключающих договоры с такими энергосбытовыми организациями по собственному желанию, всегда есть экономический критерий для оценки предлагаемой ими цены - стоимость поставки электрической энергии гарантирующим поставщиком.

    Модели расчетов между потребителями и сетевыми организациями

    На выбор модели розничного рынка определяющее влияние оказывает модель функционирования оптового рынка. Либерализация оптового рынка обязательно должна сопровождаться либерализацией розничного рынка, в то время как при сохранении монопольного оптового рынка конкуренция на розничном рынке будет весьма неполноценна.

    Розничный рынок может функционировать по одной из двух моделей:

    монопольной - на определённой территории работает только один продавец электроэнергии конечным потребителям;

    конкурентной - на определённой территории работает несколько конкурирующих между собой продавцов и (или) поставщиков электроэнергии конечным потребителям.

    Модель монопольного розничного рынка основана на совмещении в рамках одной вертикально интегрированной компании деятельности по передаче электрической энергии и её продаже, возможно также производство в рамках одной компании. На этом же основан и публичный характер отношений в монопольных рынках электрической энергии - потребитель всегда вправе потребовать заключения договора энергоснабжения от той организации, к чьим электрическим сетям присоединено его энергопринимающее оборудование. Такая организация, совмещающая виды деятельности по покупке, продаже и передаче электроэнергии, называется энергоснабжающей организацией.

    К недостаткам деятельности энергоснабжающей организации можно отнести:

    непрозрачность деятельности - сама экономическая модель функционирования стимулирует завышение издержек;

    установление тарифов, как правило, с учётом перекрёстного субсидирования из-за совмещения видов деятельности и непрозрачности расходной базы;

    высокое сопротивление внедрению конкурентных отношений.

    В условиях либерализации оптового рынка основными предпосылками возникновения конкурентного розничного рынка являются:

    необходимость - не все покупатели могут выйти на оптовый рынок;

    экономическая (коммерческая) целесообразность - снижение ценового риска для конечных покупателей путём диверсификации риска (диверсифицированный портфель заказов) и более профессиональной «игры» на оптовом рынке посредников-сбытовиков, включая заключение финансовых договоров (фьючерсов, форвардов и др.).

    Модель конкурентного розничного рынка предполагает, что на определённой территории будут работать как минимум несколько энергосбытовых компаний, предоставляющих конечному потребителю выбор, у какой из них покупать электроэнергию, и таким образом конкурирующих между собой.

    Внедрение конкурентной модели розничного рынка требует выполнения следующих условий:

    равного доступа конкурирующих энергосбытовых компаний к покупке электроэнергии на оптовом рынке;

    необходимости разделения конкурентной сбытовой и дистрибьюторской деятельности;

    отсутствия регулирования цен на электроэнергию, продаваемую потребителям конкурентными энергосбытовыми компаниями;

    оснащения потребителей, которых обслуживают конкурентные сбытовые компании, сертифицированными приборами коммерческого учёта потребляемой ими электроэнергии;

    наличия эффективной системы государственного регулирования монопольных, включая локальные монополии, и естественно-монопольных видов деятельности на оптовом и розничном рынках, включая предоставление сетевых услуг и диспетчерское управление.

    Целевые модели

    рынок электроэнергия цена

    Характерные черты целевых моделей (рис.2):

    право выбора конечными потребителями любой сбытовой компании, у которой он будет покупать электроэнергию по свободным, нерегулируемым ценам;

    наличие специального института гарантирующих поставщиков, обязанных заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем;

    нерегулируемые цены, свободно устанавливаемые всеми, кроме гарантирующего поставщика; цена гарантирующего поставщика не может превышать нерегулируемые цены оптового рынка более чем на величину его сбытовой надбавки и стоимость прочих регулируемых услуг, обеспечивающих процесс поставки - услуг по передаче в первую очередь.

    Рис.2. Целевая модель розничного рынка

    Единый (котловой) тариф

    Единый (котловой) тариф означает: для всех потребителей услуг по передаче на одном уровне напряжения (с учётом групп) устанавливается равный тариф на передачу независимо оттого, к сетям какой организации они присоединены.

    Предпосылки перехода на новую модель формирования сетевых тарифов:

    появление на территории региона нескольких гарантирующих поставщиков и сбытовых компаний, готовых к началу 2008 г. стать субъектами ОРЭМ;

    активизации конкурентной борьбы между гарантирующими поставщиками и сбытовыми компаниями;

    изменения в законодательстве.

    Необходимые условия для реализации единого (котлового) тарифа ни передачу электрической энергии:

    принятие единых тарифов на передачу электрической энергии с учётом НВВ всех сетей региона;

    утверждение не только тарифов на передачу электрической энергии для потребителей, но и тарифов взаиморасчётов между сетевыми организациями;

    заключение договоров на передачу электрической энергии между смежными сетевыми компаниями.

    Ожидаемый результат от перехода на новую модель формирования сетевых тарифов:

    укрепление электросетевого комплекса страны, дальнейшее развитие рынка электроэнергии среди сбытовых и распределительных энергокомпаний;

    координация программы развития сетей и ликвидация перекрестного субсидирования в энергетике, обеспечение экономической эффективности и для энергокомпаний, и для конечных потребителей в условиях либерализованного рынка электроэнергии;

    прозрачность процесса: каждый потребитель будет оплачивать тариф за генерацию энергии, тариф за её транспортировку через электросети (в зависимости лишь от класса напряжения), а также тариф за услуги сбытовой компании (сбытовая надбавка);

    создание равных условий для деятельности сбытовых компании и равных условий для потребителей вне зависимости от того, к каким сетям и в какой последовательности они присоединены.

    Основные проблемы при реализации единых (котловых) тарифов и пути их решения представлены на схеме (рис. 3).

    Рис. 3. Проблемы при реализации единых (котловых) тарифов

    Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел снизу»

    Потребители (сбытовые компании и гарантирующие поставщики от их лица) оплачивают по единым «котловым» тарифам услуги тех сетевых организаций, к сетям которых присоединены их энергопринимающие устройства. В свою очередь, нижестоящие организации оплачивают по «цепочке вверх» услуги вышестоящих сетевых компаний, т.е. МУП платит РСК, а РСК- ОАО «ФСК ЕЭС» (рис.4).

    Рис 4. Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел снизу»

    Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел сверху»

    Платежи потребителей (ЭСК, ГП) за оказанные им услуги по передаче электроэнергии поступают только в одну вышестоящую организацию (РСК). После чего данная системообразующая сетевая организация расплачивается с нижестоящими сетевыми организациями, к сетям которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей (рис. 5, табл. 2).

    Рис.5. Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии при модели рынка «котел сверху»

    Таблица 2. Преимущества и недостатки моделей

    Модель «котёл сверху»

    Модель «котёл снизу»

    Более сложная договорная конструкция для РСК. Для ТСО не меняется

    Несколько проще договорная конструкция для РСК

    Один центр ответственности за расчёты по услугам на передачу

    Центра ответственности нет

    Прозрачнее расчёты и проще контроль за их осуществлением

    Сложность отслеживания дисциплины платежей

    Сложности контроля полезного отпуска в сетях ТСО со стороны РСК

    Несоответствие полезного отпуска производственной программы и доходной части бизнес-плана на величину потерь

    Полезный отпуск по производственной программе соответствует доходной части бизнес-плана

    Прозрачность балансов электрической энергии всех ТСО

    Кроме отпуска в сети ТСО РСК «не видит» ничего

    Минимальные риски выполнения обязательств перед ФСК

    Существенные риски выполнения обязательств перед ФСК

    Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии

    В настоящее время предполагается, что в первые три года функционирования целевой модели (рис.6) в области государственного регулирования ценообразования на розничных рынках будет находиться продажа электрической энергии населению в объемах социальной нормы потребления.

    Рис. 6. Модель взаимоотношений субъектов розничного рынка электроэнергии

    В свободной конечной цене электроэнергии регулируемыми останутся:

    стоимость услуг гарантирующего поставщика (сбытовая надбавка);

    стоимость услуг сетевых организаций;

    тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности);

    цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности.

    Регулированию подлежит и плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.

    Кроме того, правительство Российской Федерации будет определять группы потребителей электрической энергии, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в случае обслуживания указанных потребителей гарантирующим поставщиком.

    Конечная цена поставки электрической энергии потребителям будет задаваться условиями договоров энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) и будет учитывать колебания цены на электроэнергию на оптовом рынке.

    Либерализация розничного рынка

    Для населения и приравненных к нему групп тарифы регулируются.

    Все остальные, включая финансируемых из бюджета, оплачивают часть по свободным ценам.

    ЭСК, не обслуживающие население, поставляют электроэнергию по договорным ценам вне каких-либо предельных уровней (ос гост ценное ограничение - цена поставки у ГП, потребитель самостоятельно принимает решение).

    В пределах ценовых зон оптового рынка - на Дальнем Востоке, в Республике Коми, Архангельске, Калининграде и в изолированных системах осуществляется регулирование тарифов.

    Свободная розничная цена складывается из цен РСВ, БР, которые рассчитываются и публикуются для каждого региона на сайте администратором торговой системы.

    Инфраструктурные платежи и сбытовые надбавки ГП публикуются на сайте РСТ.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие и основные составляющие розничной цены. Виды контрактных цен в зависимости от способа фиксации. Особенности ценообразования на олигополистическом рынке, характерные черты. Возникновение сговора и создание картелей. Лидерство в установлении цен.

      контрольная работа , добавлен 23.08.2009

      Формирование ценовой политики - важная составная часть маркетинга. Отличительные черты ценообразования на различных рынках. Особенности спроса и предложения в сфере услуг. Этапы расчета цены услуги. Схема стратегии ценообразования на рынке услуг.

      реферат , добавлен 15.11.2010

      Задачи и модели розничного товарооборота. Модели стратегического регулирования розничного товарооборота. Факторный анализ розничного товарооборота ООО "Для вас". Пути развития розничного товарооборота торгового предприятия и увеличение его объема.

      курсовая работа , добавлен 04.02.2008

      Факторы, определяющие чувствительность покупателей к уровню цены. Определение конъюнктуры рынка и состав внешних и внутренних факторов ценообразования. Разработка мер ценового стимулирования на предприятии (сезонные и праздничные скидки, купоны).

      контрольная работа , добавлен 29.01.2014

      Определение и основные функции цены, четыре основных типа рынка. Понятие управления ценообразованием, схема разработки стратегии ценообразования. Описание сущности и механизма различных видов ценообразования. Географические стратегии ценообразования.

      контрольная работа , добавлен 13.05.2010

      Цена: понятие, функции. Цели и факторы ценообразования. Функции цены. Психологические и экономические аспекты потребительского поведения. Стратегия и тактика ценообразования. Анализ использования методов конечного ценообразования.

      курсовая работа , добавлен 04.06.2003

      Развитие сферы розничного рынка на территории Российской Федерации, эффективность его использования на примере организации ООО "Ортопедия для всех". Анализ финансово-экономического состояния предприятия. Разработка системы оценки и отчетности поставщиков.

      курсовая работа , добавлен 11.10.2014

      дипломная работа , добавлен 19.08.2009

      Особенности ценообразования на рынках В2В, основные аспекты и закономерности данного процесса на современном этапе. Виды и структура цен при оптовых поставках. Контрактные и модифицированные цены. Формирование скидок и надбавок в промышленном сбыте.

      презентация , добавлен 17.04.2013

      Исследование товара и определение ёмкости рынка, выбор его целевых сегментов. Разработка маркетинговой стратегии и конъюнктуры рынка. Выбор стратегии ценообразования и формирование каналов сбыта. Разработка рекламной программы и бюджет ее реализации.