Славянская письменность: буквица, глаголица, руны, черты и резы, тьраги. Таинственность славянской письменности — Черты и Резы Черты и резы древних славян азбука

Долгое время в исторической науке господствовало мнение, что история славянской письменности начинается со второй половины IX века, с создания славянской азбуки византийским ученым Константином (в монашестве Кириллом). Вместе с христианством распространялось это письмо по славянским землям.

Но постепенно, по крупицам, накапливались документы, свидетельствующие, что письменность у древних славян возникла много раньше принятия христианства.
Мы знаем, что любая наука опирается на источники, факты. Давайте попробуем поговорить о древнейшем славянском письме с их помощью. Обратимся к письменным источникам.

Старейшим сообщением о наличии письменности у славян считается «Сказание о письменах» черноризца Храбра, болгарского монаха, жившего на рубеже IX - X веков. Он писал: «Прежде убо славяне не имеху книг, но чертами и резами чьтеху и гатааху погани сущее» . На современном русском языке это звучит так: «Когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали они при помощи чертов и резов» . О славянских загадочных письменах есть сообщения у арабских авторов. Путешественники и ученые Х века Ибн-Фадлан, Эль-Масуди и Ибн ан-Надим сообщали, что русы имели письменность, отличную от латиницы , что состояла она из 21 или 22 букв и даже приводили образцы такого письма.
Первым русским источников о славянах является «Повесть временных лет». Из нее мы знаем, что славяне за долго до принятия христианства имели военные и торговые отношения с могущественной Византийской империей. Русские князья совершали походы на Византию, а затем заключали с ней договора. По международным законам договора заключались «на двое харатьи», т.е. на двух языках. Следовательно, один экземпляр договора должен был быть написан на славянском языке. Самым известным историкам был договор, заключенный между Русью и Византией князем Олегом в 911 году.

Согласно договору, русские купцы имели право жить месяц в Константинополе за счет византийцев, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать о своем приезде византийского императора. В том же договоре написано, что древняя дружба между Византией и Русью «многажды» была подтверждена «не только словом, но и писанием», т.е. более ранними письменными договорами.
Да и самом Житии (биографии) создателя славянской азбуки Кирилла можно найти упоминание о существовании славянских письмен. Во время пребывания Кирилла в Херсонесе им были обнаружены «евангелие и псалтирь, написанные русскими письменами».

Существование дохристианской письменности у славян подтвердили памятники материальной культуры (вещественные источники), правда, долгое время увидеть их не удавалось. Но археологи нашли различные предметы быта - ремесленные изделия, горшки, медные броши, свинцовые пломбы и т.д., на которых были нанесены знаки, состоящие из длинных и коротких черточек.

Любопытные значки, в которых можно увидеть элементы письма, были обнаружены как на территории России, так и в странах Восточной Европы. Первая из таких «надписей», состоящая из 14 символов, была найдена в 1897 году неподалеку от Рязани. Позже, в ХХ веке, аналогичные находки обнаружили в Белоруссии, Болгарии, Польше, в Крыму. Всего было найдено 75 различных символов, но прочитать их не удавалось. Большинство знаков относилось к III - IV векам. Все они имеют довольно сложный геометрический рисунок, символический орнамент: прямоугольные рамки, квадраты, кресты, волнистые линии.

Большой материал для расшифровки знаков дали находки на Волыни и близ Киева. Это памятники так называемой «черняховской культуры». По мнению ученых на вазах и кувшинах были изображены древнеславянские календари.

Давайте внимательно посмотрим на рисунок. Мы видим множество квадратиков, волнистых линий, черточек, крестиков, треугольников. Но это не просто орнамент, которым украшен кувшин. Ученым удалось расшифровать этот сложный рисунок. Сопоставляя различные знаки, ученые пришли к выводу, что это сельскохозяйственный календарь. Верхний ряд рисунков обозначает языческие праздники. Знак дерева - праздник в честь Ярила, громовой знак - в честь Перуна и т.д. Однотипные квадраты нижнего ряда - это дни, отделяющие один праздник от другого. А средний ряд между ними - обозначение времен года. Например, колоски, серп и снопы - это время созревания и сбора урожая, т.е. июль и август, в вертикальные волнистые линии - время дождей, т.е. осень. Все знаки выполнены в основном длинными (черты) и короткими (резы) линиями . Это дало основание предположить, что данные знаки и есть письмо, одна из разновидностей древнеславянских «черт и резов». Таким образом, «черты и резы», о которых пишет «черноризец» Храбр, - это, скорее всего, примитивные символические знаки в форме черточек и зарубок, служившие у древних славян счетными, родовыми и личными знаками, знаками собственности, календарными знаками, знаками для гадания и т.п.

Все это доказывает, что в языческие времена у славян существовало письмо. (Условное его название «черты и резы»). В дальнейшем, по мере обращения в христианство до создания собственной азбуки славяне стали использовать для передачи звуков своего языка буквы латинского и греческого алфавитов. Недалеко от Смоленска археологи нашли в одном из могильных курганов черепки. Их сложили, склеили и получили амфору. На одной ее стороне была обнаружена надпись, которую удалось прочитать. Восемь знаков-букв составили слово «гороухща», т.е. горчица.

На сегодняшний день очень трудно классифицировать это письмо. Но, возможно, историков еще ждут находки и открытия, которые помогут раскрыть тайну древнеславянской письменности.

Увлекательнейшей задачей историков культуры является расшифровка древних надписей, раскрывающая иногда историю целых народов и государств. Но письменности в прямом смысле слова, как мы знаем, предшествовал длительный период рисуночного письма, выражавшего в определенных символах мысли древних людей. В этой области еще больше загадок; есть свои особенности в самой расшифровке таинственных письмен, где не обязательно знать язык тех людей, а достаточно разгадать смысл символических знаков. Многое из этой первобытной письменности вошло в народный орнамент, и смысл знаков уже давно забылся: волнистая линия обозначала воду, волну; круг - солнце; косой крест - огонь, костер; схематические рисунки растений - землю, плодородие, жизнь и т. д. Теперь мы только любуемся сочетанием различных фигур, а наши далекие предки «читали» их как магические заклинания.

В одной старинной рукописи сохранилось упоминание, что до появления «настоящей» письменности в IX веке славяне «чертами и резами считали и гадали, находясь в язычестве». «Резы» - это, очевидно, счетные зарубки на палках-бирках, дожившие в неграмотной русской деревне до XIX века. «Черты» для гаданий - символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе.

Несколько лет назад экспедиция под руководством известного ленинградского археолога М. А. Тихановой проводила раскопки на Волыни. Неподалеку от села Лепесовки были найдены остатки древнего святилища, так называемой Черняховской культуры (II-IV века). Алтарь святилища был сложен из больших глиняных чаш. И по венчику одной из них шел узор: двенадцать прямоугольных рамок, в которых заключены были какие-то рисунки, составляли полный круг.

М. А. Тиханова любезно предоставила мне свои находки для публикации, и я предпринял попытку расшифровки этих знаков. Ключом к расшифровке явилось число 12. Самые главные языческие гадания производились под Новый год, когда заклинали судьбу на все двенадцать месяцев предстоящего года. В новогодних празднествах фигурируют двенадцать снопов, вода из двенадцати колодцев, двенадцать старцев, возглавляющих празднества…

Я предположил, что двенадцать прямоугольников на венчике чаши являются символом двенадцати месяцев года. Но эта гипотеза могла начать жить только в том случае, если бы удалось отождествить рисунки в этих прямоугольниках с определенными месяцами.

В трех прямоугольниках были выбиты кресты. Историки издавна называют такие кресты языческими. А не соответствовало ли расположение этих крестов трем языческим праздникам, которые были связаны с фазами солнца и отмечались в январе, марте, июне?.. По тому порядку, в каком были расположены прямоугольники с крестами, можно было заключить, что отмеченные таким способом прямоугольники соответствовали именно этим месяцам.

Еще в одном из прямоугольников было изображено земледельческое орудие - рало, в другом - колосья. Вспомним, что пахота на Украине начинается обычно в апреле, колосья вызревают в августе. Рисунки были расположены именно в этой последовательности, между ними был промежуток, точно соответствующий числу месяцев, отделяющих апрель от августа.

Теперь уже можно было отстаивать предположение о том, что лепесовские чаши из святилища - древний календарь с символическим изображением двенадцати месяцев, предназначенный, вероятно, для новогодних гаданий во время зимнего солнцеворота.

Внимание привлекало то, что июнь, в котором праздновался языческий праздник Ивана Купалы, на «календаре» из Лепесовки был обозначен не одним языческим крестом, а двумя.

Вслед за лепесовской чашей я занялся расшифровкой сложной системы знаков на знаменитом глиняном кувшине, найденном вблизи Киева в селе Ромашки. Эта находка была сделана еще в 1899 году в слое IV века. Керамический кувшин средних размеров, предназначавшийся скорее всего для хранения воды, вместо обычного орнамента был украшен двумя рядами каких-то значков - квадратов, крестов, волнистых линий… Некоторые из них напоминали изображение серпов, колосьев… С какой целью нанесены они были на кувшин, в чем был их смысл?

На «ромашкинском» кувшине в числе других рисунков были изображены молодое деревцо, два креста и круг с шестью радиусами, так называемый «громовой знак».

Все эти и другие символы входили в верхний ряд загадочного орнамента. Под ним, явно связываясь с верхним, шел другой ряд - ряд, состоящий из девяноста шести квадратиков и волнистых линий, расположенных в совсем уж замысловатом порядке.

Какой смысл таила в себе последовательность знаков нижнего ряда?

Я предположил, что квадратики обозначают дни. За основу отсчета лучше всего было взять «громовой знак», символизирующий, вероятно, праздник грома и грозы, - летописи донесли до нас его точную дату, 20 июля (Здесь и далее даты приведены к современному календарю. - Прим. ред.). Но как проверить такое предположение? Из летописей известна и дата другого древнерусского праздника - дня Ивана Купалы. От праздника грома он отстоит на 27 дней. В верхнем ряду кувшина этот июньский праздник обозначен двумя крестами. И что же, число квадратов нижнего ряда «между» ними составляет ровно… двадцать семь. Что это, простое совпадение?

Есть и другое доказательство. Известно, что празднику Ивана Купалы, обозначенному на кувшине двумя крестами, предшествовала так называемая «русальная неделя», состоящая из шести дней. Но вплотную ко дню Купалы на календаре в нижнем ряду примыкает выбивающаяся из обычного ряда «гирлянда» квадратов, их ровно шесть. И наконец, последнее в звене доказательств. Один из квадратов стоит прямо под значком, напоминающим дерево, предположительно символом праздника Ярилы. Единственное летописное свидетельство о дате этого праздника, часто подвергавшееся историками сомнению, называет день 4 июня. И если подсчитать, квадрат под деревом стоит точно на месте 4 июня…

Итак, на «ромашкинском кувшине» очень точный календарь. Сомнений в этом уже не могло быть. Календарь, начинающийся, как нетрудно было подсчитать, 2 мая и кончающийся 7 августа.

Мне пришло в голову сравнить известные сегодня вегетационные сроки созревания на Украине яровой пшеницы и ячменя с «агротехническим календарем» кувшина. Около 2 мая появляются первые всходы. 20-30 мая пшеница выходит в трубку - в этот период растениям необходимо много влаги. И на календаре из села Ромашки прямо над квадратиками, обозначавшими именно эти дни, в верхнем ряду рисунков располагались отчетливые волнистые линии. Линии, явно символизирующие дождь…

11-20 июня - колошение. И в этот период растениям необходимы дожди. И снова над квадратами этих дней расположены те же волнистые линии. 4-6 июля - молочная спелость зерна. Вновь волнистые линии наверху. Наконец, день 20 июля, праздник бога неба. После этого праздника волнистые линии на календаре переходят из верхнего ряда в нижний. Дожди больше не нужны земледельцам - и календарь символизирует «низведение» всех небесных вод под землю накануне жатвы.

Четыре периода дождей на «ромашкинском» кувшине почти точно соответствуют тем четырем оптимальным периодам, когда дожди действительно были нужны яровым хлебам.

В языческих молениях о дожде большую роль играла вода: моления проводились у рек, у «святых» озер, у родников, у ручьев. Кувшин с магическим календарем делал налитую в него воду «святой», и этой водой кропили поля, чтобы «вызвать» дожди, подобно тому как это еще недавно делали христианские священники во время молебнов о дожде.

0

Как часто мы задумываемся о том, что любая частичка нынешних нас и всего, что это наше «Я» окружает - все есть прямое следствие любого, возможно, что самого незначительного события, происшествия. Одним словом - факта.

Не исключение и наша речь, наш язык, само умение его воспринимать и общаться, такой каким он есть - часть нашего нынешнего жизненного уклада, стоящий у истоков нынешней культуры. Но сколь часто нас посещают эти самые мысли о языке как факте, как предмете, сколько раз на день мы задумываемся о том, откуда же родом этот наш инструмент. И самое главное - инструмент, дошедший до нас именно в таком виде.

Несомненно, невольно у нас возникаю мысли на счет нашего языка, речи - когда нужно подобрать наиболее меткое словцо, чтобы выражение было либо проще, либо наоборот - насыщеннее, в зависимости от поставленной цели. Но чаще всего мы просто думаем, как бы не написать сейчас без ошибок вот это слово, или вон то. Тщательно подбираем слова в попытках общения с иностранцами, дабы быть понятыми и услышанными.

Даже уважаемый многими в нашей стране философ и прозаик, Александр Николаевич Радищев, некогда выразился на счет удивительности предмета явления речи и письма, сказав, что поистине удивительно, как столь обыкновенные повседневные вещи (наши письмо и речь)оказываются в сущности самыми поразительными в своем существе.

С какой же неохотой дается нам история с ее секретами, однако все новые и новые открытия этих тайн плодят еще больше подобных. Сколько вопросов остаются немыми. Такими можно считать идущие с древних глубин вопросы о так называемых «чертах и резах». Из некоторых источников можно узнать, что именно методом применения чертов и рез славяне творили свое письмо.

Некий болгарский священник, монах по имени Храбр, еще в конце девятого столетия создал трактат с названием «Сказание о письменах славянских». Где можно обнаружить занимательные пометки, указывающие на то, что издревле славяне, не имея иных способов как-то письменно упорядочить свою речь, пользовались какими-то чертами и резами. Надо заметить, что спектр применения данного способа был достаточно разнообразен, ибо при помощи него наши предки даже совершали церемонии гадания.

Чуть позже к нашим славянским прародителям пришли знания о греческой и латинской письменности, но все это не имело упорядоченности. Сам Храбр пишет, что достаточно много времени пройдет пока однажды не появится Константин Философ (так величали Кирилла, христианского проповедника, который создал старославянскую азбуку. Храбр упоминает, что Кирилл создал для славян тридцать письмен и еще восемь по примерам греческой письменности, остальные стали прообразом славянской речи.

К сожалению, подлинник «Сказаний о письменах славянских» бесследно исчез, однако радует хотя бы то, что около семидесяти его списков, переписанных непосредственно с подлинника (приблизительно восемнадцатого века), еще сохранились. Потому хоть какие-то, нестрогие, выводы делаются на основе тех, что были оставлены нам монахом Храбром. В частности то, что покуда не было в нишах краях этих двух миссионеров, Кирилла и Мефодия, славянам не была знакома письменность. Не смотря на это, среди некоторых лингвистов бытует мнение, что ни Кирилл, ни Мефодий не могли быть создателями, но лишь преобразователями существующей на тот момент готовой, славянской, азбуки.

Имя Бога Велеса

Также не исключают версию того, что как раз «чертами и резами»была написана книга, чье существование вызывает уйму споров и всевозможных скандалов и поныне - то есть «Велесова книга ». Так, приблизительно, году в 1919 один из полковников белой армии, Али Изенбек, нашел несколько старинных дощечек. Они содержали старинные письмена. Переводчики пришли к выводу, что эта книга, которой были связка дощечек, была авторством жрецов из Новгорода девятого века. Посвящены письмена были Велесу, богу мудрости и богатства. Есть разные версии, но приблизительно таких дощечек, параметрами 22х38х1 см, было около 36 штук.

Как уже сказано выше - дощечки имели форму книги. Они были исполосованы прямыми линиями, параллельно друг другу. Под ними, так сказать, подвешивались, то есть размещались буквы. Своего рода висячее письмо, подобно хинди или санскриту. Символы вдавливались, куда во вдавленные места втирали пигмент краски. После этого дощечки покрывали лаком. Такой тип письменности называли «сплошняком» в силу кучности используемого текста.

Эти тексты во временном охвате занимают место где-то в пятом веке до нашей эры и вплоть до девятого века от рождества Христова. Этот текст может поведать нам о том, откуда родом такие народы, как древляне, поляне, северяне, руссы и кривичи. Не считая этого, часто замечают упоминания имени бога Велеса . Отсюда, несложно догадаться, и названа было книга - именно «Велесова», либо - «Влесова».

До сих пор эта книга будоражит умы многих экспертов, несмотря на то, что некоторыми из их же коллег подлинность поддается бурному оспариванию.

Странно, но нигде нельзя найти ответа, что это такое - «черты и резы»? раз они не имеют ничего общего с привитой письменности миссионеров Кирилла и Мефодия, то что это? Один из археологов, В. Городцов, прозвал их литерами какого-то неизвестного письма славян. Как раз в 1897 году под его руководством велись раскопки, неподалеку села Алеканово что под Рязанью. Там-то и были обнаружены странный сосуд. Вся его странность заключалась не столько во внешнем виде, сколько в содержащихся на нем порядка четырнадцати непонятных знаков.

Как оказалось позже, сосуд делали наспех. Об этом говорят такие следы, как сам материал, который был слабо обожжен. Судя по этому изготовление таких атрибутов тамошнего быта было сугубо домашнее местное, каким-нибудь писцом. А значит - человеком не просто славянских корней, а и ментальности. то есть просто славянином. Такие выводы сделали эксперты во главе Городцова.

Чуть позже, буквально спустя год, все на то же месте у села Алеканово, это археологическое предприятие снова дало удивительные результаты. Подобные знаки встречались вновь! Все новые и новые предметы несли на себе след этих дивных символов, как будто желая дать недостающие ответы.

Так был найден очередной кувшин, чье свободное поле было украшено орнаментом из всевозможных квадратиков, черточек, волнистых линий, крестиков и треугольников. Посредством тщательной и скрупулезной работы по сопоставлению данных знаков, ряд археологов пришли к выводу, что перед ними не что иное, как календарь, использовавшийся славянами для сельскохозяйственных нужд.

Наглядно все это представляло такую картину: верхний ряд рисунков-символов представлял собой обозначения языческих праздников. У несколько усложненного солярного символа окружность замещалась ломаной линией, что впоследствии приобретало смысл «громового колеса», то есть - знака бога грозы, Перуна . Эта зарисовка отмечала главный грозовой день в году - двадцатое июля, два креста можно было прочесть как день Ивана Купала, по принятым правилам отмечающийся 23 июня.

Также в календаре часто встречались пометки в виде окружности с крестом. Это символизировало бога Хорса , знак Солнца. Однотипно были выполнены в нижнем ряду квадраты, которые отвечали за дни, разграничивающие праздники друг от друга. Тот ряд, что шел между казанными двумя выше, средний, обозначал времена года.

Например, те же колоски, снопы и серп отвечали за обозначение в календаре времени созревания урожая и его последующего сбора. Такие пометки приходились на июль и август. Что касается волнистых линий, которые имели вертикальную позицию во всей этой схеме - они отмечались как время дождей - осенние месяца. До наших дней дошли около десятка таких сосудов, которых можно котировать как календарные сосуды. Все эти рисунки выполнены зачастую длинными (это черты) и, конечно же, короткими, резами, линиями.

Так вот, имея все эти пояснения, видно, что некогда болгарский монах Храбр указал в своем труде так называемую славянскую письменность - «черты и резы». Такие вот незатейливые черточки и зарубки, которые древние славянские народы использовали как счетными, личными, родовыми знаками. Их изображали символами собственности, пользовались в качестве календарных знаков, даже в качестве гадания эти знаки были востребованы. Не говоря уже о том, что эти черточки и зарубки стали прообразом рунического письма, ставших способом обозначения орнаментом ритуальных предметов.

«Черты и резы»

«Прежде убо словене не имеху книг, но чротами и резами четеху и гатааху, погани суще. Крестивше же ся, римсками и греческыми писмены нуждаахуся [писати словенску] речь без устроенна... посла имь святого Ком стантина Философа, нарицаемого Кирилла, мужа прд ведна и истинна, и сотвори имь 30 письмена и осмь, овй убо по чину греческыхь писмен, ова же по словенстея речи...»

Это краткое описание возникновения славянской письменности принадлежит болгарскому монаху, жившему на рубеже IX-X веков. Имя его Черноризец Храбр. Но нас в данном случае интересует та часть сообщения, где говорится, что до принятия христианства славяне считали и гадали с помощью каких-то «черт и резов». Что же это за «черты и резы», если на алфавит, созданный Кириллом и Мефодием, они непохожи? Большинство ученых считают, что это примитивное письмо, которое славяне использовали в языческий период.

Впрочем, славяне свои письменные навыки демонстрировали не только Черноризцу Храбру. Есть и другие свидетельства. Арабский писатель Эль Массуди, умерший в середине X века, настаивал на том, что во время поездки на Русь в одном из языческих храмом он видел пророчество, начертанное на камне.

В 1897 году археолог В. Городцов вел раскопки, у села Алеканово под Рязанью. Здесь он обнаружил сосуд, содержащий 14 непонятных знаков. «Сосуд оказался очень слабо обожженным... изготовлялся наспех... изготовление... местное, домашнее, а следовательно, и знаки на сосуде сделаны своим местным или домашним писцом, то есть славянином, - писал впоследствии археолог. - Остается предположить, что знаки представляют собой литеры неизвестного письма». Что ж, вполне резонно.

Через год там же, у села Алеканово, В. Городцов на фрагментах глиняных сосудов вновь нашел подобные! знаки. Встречаются они и на других предметах. Итак, есть несколько звеньев цепи, но звеньев, к сожалению, до сих пор непонятных.

Положение осложняется тем, что этническая принадлежность населения, оставившего знаки на сосудах, до сих пор не ясна. Вполне возможно, на алекановских сосудах представлен один из образцов «черт и резов», но не менее вероятно и предположение В. Сизова, что загадочные знаки являются родовыми клеймами.

Исследователи уделяли алекановским знакам немалое внимание. Еще бы, ведь они применялись непосредственно перед появлением славянского алфавита, перед кириллицей и глаголицей. Следовательно, эти системы письма могут быть связаны между собой. Некоторые пытались доказать близость алекановских знаков к глаголице, но основывались лишь на внешнем сходстве.

Путем сравнения древнеславянских знаков с глаголицей пошел и исследователь надписей И. Фигуровский. Одна из его дешифровок связана с находкой при раскопках Старой Ладоги фрагмента древнего лука с вырезанной надписью.

«Пазь поковье по лодияхъ. Домодзи ловочу Врево-русу. Пелегол ест». («Охраняй кованые изделия на ладьях. Помоги ловчему Вреворусу. Позаботился».) Так «перевел» эту надпись И. Фигуровский, предварительно решив, что на луке вырезаны древнерусские «черты и резы». Однако сенсацией эта расшифровка не стала, ибо дальнейшие исследования показали, что на луке вырезаны скандинавские руны, подлинность которых теперь достаточно подтверждена.

Споры спорами, а факты заставляют признать, что письмо у славян в дохристианский период существовало. Об этом свидетельствуют и древние письменные источники, и археологические находки, и общеисторические закономерности развития славянских племен. Ведь во второй половине первого тысячелетия нашей эры складывалось древнерусское государство - Киевская Русь.

Но каким мог быть характер дохристианской письменности? К тому времени человечество уже знало и идеографическое, и слоговое, и буквенное письмо. Однако, по мнению советского ученого В. Истрина, идеографическое письмо не могло привиться у славян, поскольку славянские языки имеют много грамматических форм, требующих изменения слов. Слоговое письмо тоже было непригодным для славянских языков - слишком много слогов они имели.

Подходящей же для передачи славянской речи могла быть буквенная письменность. Древние славяне вполне могли пользоваться буквами каких-то алфавитов случайно, несистематично, причем, возможно, в разных местностях составлялись самые разные наборы знаков («черты и резы»?}, которыми пользовались для гадания, счета, обозначения дат и прочее. В дальнейшем они могли приобрести буквенно-звуковое значение, как, например, скандинавские руны. Для записи применяли, видимо, также греческие и латинские буквы («протокирилловское письмо»?) или буквы других алфавитов.

Ясно одно: до введения кириллицы - стабильного, упорядоченного употребления букв, хорошо приспособленных для передачи славянской речи, - какое-то, письмо славянами, конечно, использовалось. Остается лишь сожалеть, что до нас дошло так мало свидетельств о первых письменах славянских племен, населявших в древности территорию нашей Родины. Ведь такие материалы для письма, как дерево и береста, о которых сообщали писатели древности, увы, недолговечны. И сохраняются лишь в определенных условиях. Но там, где есть эти условия, «черты и резы» пока не найден ц.

Правда, в 1954 году в США появилось сообщение о памятнике древнерусского письма, относящемся якобы к концу IX века. Причем сам памятник не сохранился, опубликованы были лишь копии. История его такова. В 1919 году А. Изенбек обнаружил в помещичьей усадьбе под Орлом связку дощечек с неизвестными письменами. В конце гражданской войны А. Изенбек вывез дощечки с письменами за границу, где Ю. Миролюбовым были сделаны с них копии. А оригинал, дощечки, исчез после смерти А. Изенбека в 1941 году.

По описанию очевидцев, памятник представлял собой 35 березовых дощечек размером 22 на 38 сантиметров. В верхней части они, по-видимому, связывались ремешком, продернутым через отверстия. Каким-то острым предметом на дощечках были процарапаны письмена, по начертанию близкие кириллице.

Содержание «деревянной книги» оказалось сенсационным. Созданная древнерусскими жрецами-язычниками, эта своеобразная летопись начиналась событиями, происходившими задолго до нашей эры, и была доведена до времен князя Аскольда (IX век). На дощечках записан рассказ о передвижении славянских племен из глубин Центральной Азии на берега Дуная, о праотцах славян Богумире и Орс, о битвах с готами, гуннами, аварами, о происхождении родов древлян, кривичей, полян, северян, русов. В тексте упоминается имя бога скота Влеса, поэтому книга и была названа «Влесовой».

«О TOI ШАС БЯ БОГУМИР МУЖ СЛВОI А ИМЯ ТРИЕ ДЩЕРЕ А ДВИНЕ СОIНИ TOIE БО ВЕИДЯЩА СКУФЕ ДО СТЕНПОI А ТАМО ЖИВЯЙ О ТРАВЬХ ПОТЦЕ ВЬЩАСЯ И БОЯНИ БОЗЕ СЛУШЬHOI А РАЗУМ0I... ВХИЦНЕ И ТАКО А ТУ МАТЕ ИЕХ ИЖЕ РЬЩНА СЛАВУНИ ПРО ОВА ТВРЯЩЕ ПОТРЕБЮ И РЬЩЬ ИН ДО БОГУМИР СТЕ СЕМЬ ДЕН MOI А ИМАН ДЩЬЕРЕ СВА ОВДАТЕ А ВНУЧА ЗРЯНТЕИ...»

«В то время был Богумир, муж славный, и имел трех дочерей и двух сыновей, они пасли скот (?) в степях и там жили на травах, внимая отцам (?) и боясь бога слухом и разумом... (непонятно), и тут мать их, которая звалась Славуна, про то сотворила жертву (?) и сказала Богумиру: стали стары днями мы и имеем дочерей своих выдать и внучат видеть...» - говорится в одном из переводов приведенного фрагмента «Влесовой книги».

«Так сказав, - читаем далее в том же переводе, - и повозку запряг и поехал (непонятно), и приехал к дубу, стоящему в поле, и остановился на ночь с костром (?) своим, и увидел вечером трех мужей на конях, стремящихся к нему. Сказали те: здоров будь, а что Ищешь? Поведал им Богумир заботы свои, а они отвечали, что сами в походе, чтобы достать жен... возвратился Богумир в свои степи, ведя трех мужей дочерям... от сего произошло три рода и были славны... оттуда происходят древляне, кривичи и поляне, так как первая Дочь Богумира имела имя Древа, а другая Скрсва и третья Полева, сыновья же Богумира имели свои имена Сева и младший Рус, оттуда и происходят северяне и русы... трое ведь мужей были трое (непонятно) утром, в полдень и вечером... создались те роды у семи рек, а заселили (?) заморье, в зеленом краю и где с древности (?) водили скот от востока до Карпенстеа горе... то было за тысяча триста лет до Германриху».

В 1959 году в Академии наук СССР «Влесова книга» была подвергнута экспертизе. Было установлено, что, кроме букв кириллицы, в тексте присутствуют греческие, латинские и знаки неизвестных письменностей. Как отмечает советская исследовательница Л. Жуковская, графика дощечек неточно передает звуки славянской речи и по ряду признаков приближается к другим древним алфавитам. Начертания букв, хотя и вызываю: сомнения в подлинности текста, все же не свидетельствуют прямо о подделке, так как речь идет о нем, неизвестном нам письме.

Окончательные выводы были сделаны на основе лингвистического анализа, который более всего убеждав ет, что памятник - подделка. Текст, правда, написав знаками, которые могут быть отнесены ко времени да X века, однако язык его, хотя и содержит архаизмы, свойственные славянским языкам до X века, несет также черты, появившиеся в славянских языках в болея поздний период, когда славяне широко пользовались кириллицей.

Многие признаки - содержание, язык и письмо дощечек - приводят к мысли, что этот «памятник» относится к изделиям знаменитого в начале XIX века фальсификатора древностей А. Сулукадзева, которому в свое время принадлежала редкая коллекция древностей и библиотека. Однако часть «древностей» была плодом фантазии собирателя. Подделки же свои он «мастерил» из желания приукрасить старину.

Фальсификаторская деятельность была вообще характерна для эпохи общеевропейского романтизма, поэтизировавшего старину. Так, на Западе она породила фальсификации, имевшие шумный успех. Например, «открытие» поэм Оссяана - шотландского поэта III века, которые сочинены англичанином Д. Макферсоном в XVIII веке.

Сначала при помощи приписок А. Сулукадзев стремился подтвердить свои псевдонаучные труды или снабжал подлинные рукописи «точной» датировкой, стараясь их максимально удревнить. Постепенно от приписок он перешел к полным подделкам, «изобретая» вообще! не существовавшие памятники.

Итак, вполне достоверных памятников докириллического письма пока почти нет. Но ученые верят, что они обязательно отыщутся и будет раскрыта не одна новая страница истории Древней Руси.

Сколько известно различных историй о том, как были раскрыты таинственные шифры, запутанные надписи, непонятные знаки! Обычно в этих историях логики, интуиция, наблюдательность помогают обнаружить несметные сокровища или раскрыть преступление.

О поисках ключей к шифру, попытках прочесть загадочную надпись пойдет речь и в этом номере «Вокруг света». У наших рассказов те же «главные герои» — логика, интуиция, наблюдательность. Но здесь они помогли ученым открыть смысл знаков на глиняном кувшине, нанесенных нашим далеким предком многие и многие столетия назад, разгадать письмена тысячелетиями молчавшего языка, дарят миру непрочтенные пушкинские строк.

Об их расшифровке рассказывает директор Института археологии АН СССР, академик Б.А. Рыбаков

Увлекательнейшей задачей историков культуры является расшифровка древних надписей, раскрывающая иногда историю целых народов и государств. Но письменности в прямом смысле слова, как мы знаем, предшествовал длительный период рисуночного письма, выражавшего в определенных символах мысли древних людей. В этой области еще больше загадок; есть свои особенности в самой расшифровке таинственных письмен, где не обязательно знать язык тех людей, а достаточно разгадать смысл символических знаков. Многое из этой первобытной письменности вошло в народный орнамент, и смысл знаков уже давно забылся: волнистая линия обозначала воду, волну; круг — солнце; косой крест — огонь, костер; схематические рисунки растений — землю, плодородие, жизнь и т. д. Теперь мы только любуемся сочетанием различных фигур, а наши далекие предки «читали» их как магические заклинания.

В одной старинной рукописи сохранилось упоминание, что до появления «настоящей» письменности в IX веке славяне «чертами и резами считали и гадали, находясь в язычестве». «Резы» — это, очевидно, счетные зарубки на палках-бирках, дожившие в неграмотной русской деревне до XIX века. «Черты» для гаданий — символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе.

Несколько лет назад экспедиция под руководством известного ленинградского археолога М. А. Тихановой проводила раскопки на Волыни. Неподалеку от села Лепесовки были найдены остатки древнего святилища, так называемой Черняховской культуры (II—IV века). Алтарь святилища был сложен из больших глиняных чаш. И по венчику одной из них шел узор: двенадцать прямоугольных рамок, в которых заключены были какие-то рисунки, составляли полный круг.

М. А. Тиханова любезно предоставила мне свои находки для публикации, и я предпринял попытку расшифровки этих знаков. Ключом к расшифровке явилось число 12. Самые главные языческие гадания производились под Новый год, когда заклинали судьбу на все двенадцать месяцев предстоящего года. В новогодних празднествах фигурируют двенадцать снопов, вода из двенадцати колодцев, двенадцать старцев, возглавляющих празднества...

Я предположил, что двенадцать прямоугольников на венчике чаши являются символом двенадцати месяцев года. Но эта гипотеза могла начать жить только в том случае, если бы удалось отождествить рисунки в этих прямоугольниках с определенными месяцами.

В трех прямоугольниках были выбиты кресты. Историки издавна называют такие кресты языческими. А не соответствовало ли расположение этих крестов трем языческим праздникам, которые были связаны с фазами солнца и отмечались в январе, марте, июне?.. По тому порядку, в каком были расположены прямоугольники с крестами, можно было заключить, что отмеченные таким способом прямоугольники соответствовали именно этим месяцам.

Еще в одном из прямоугольников было изображено земледельческое орудие — рало, в другом — колосья. Вспомним, что пахота на Украине начинается обычно в апреле, колосья вызревают в августе. Рисунки были расположены именно в этой последовательности, между ними был промежуток, точно соответствующий числу месяцев, отделяющих апрель от августа.

Теперь уже можно было отстаивать предположение о том, что лепесовские чаши из святилища — древний календарь с символическим изображением двенадцати месяцев, предназначенный, вероятно, для новогодних гаданий во время зимнего солнцеворота.

Внимание привлекало то, что июнь, в котором праздновался языческий праздник Ивана Купалы, на «календаре» из Лепесовки был обозначен не одним языческим крестом, а двумя.

Вслед за лепесовской чашей я занялся расшифровкой сложной системы знаков на знаменитом глиняном кувшине, найденном вблизи Киева в селе Ромашки. Эта находка была сделана еще в 1899 году в слое IV века. Керамический кувшин средних размеров, предназначавшийся скорее всего для хранения воды, вместо обычного орнамента был украшен двумя рядами каких-то значков — квадратов, крестов, волнистых линий... Некоторые из них напоминали изображение серпов, колосьев... С какой целью нанесены они были на кувшин, в чем был их смысл?

На «ромашкинском» кувшине в числе других рисунков были изображены молодое деревцо, два креста и круг с шестью радиусами, так называемый «громовой знак».

Все эти и другие символы входили в верхний ряд загадочного орнамента. Под ним, явно связываясь с верхним, шел другой ряд — ряд, состоящий из девяноста шести квадратиков и волнистых линий, расположенных в совсем уж замысловатом порядке.

Какой смысл таила в себе последовательность знаков нижнего ряда?

Я предположил, что квадратики обозначают дни. За основу отсчета лучше всего было взять «громовой знак», символизирующий, вероятно, праздник грома и грозы, — летописи донесли до нас его точную дату, 20 июля (Здесь и далее даты приведены к современному календарю. — Прим. ред.). Но как проверить такое предположение? Из летописей известна и дата другого древнерусского праздника — дня Ивана Купалы. От праздника грома он отстоит на 27 дней. В верхнем ряду кувшина этот июньский праздник обозначен двумя крестами. И что же, число квадратов нижнего ряда «между» ними составляет ровно... двадцать семь. Что это, простое совпадение?

Есть и другое доказательство. Известно, что празднику Ивана Купалы, обозначенному на кувшине двумя крестами, предшествовала так называемая «русальная неделя», состоящая из шести дней. Но вплотную ко дню Купалы на календаре в нижнем ряду примыкает выбивающаяся из обычного ряда «гирлянда» квадратов, их ровно шесть. И наконец, последнее в звене доказательств. Один из квадратов стоит прямо под значком, напоминающим дерево, предположительно символом праздника Ярилы. Единственное летописное свидетельство о дате этого праздника, часто подвергавшееся историками сомнению, называет день 4 июня. И если подсчитать, квадрат под деревом стоит точно на месте 4 июня...

Итак, на «ромашкинском кувшине» очень точный календарь. Сомнений в этом уже не могло быть. Календарь, начинающийся, как нетрудно было подсчитать, 2 мая и кончающийся 7 августа.

Мне пришло в голову сравнить известные сегодня вегетационные сроки созревания на Украине яровой пшеницы и ячменя с «агротехническим календарем» кувшина. Около 2 мая появляются первые всходы. 20—30 мая пшеница выходит в трубку — в этот период растениям необходимо много влаги. И на календаре из села Ромашки прямо над квадратиками, обозначавшими именно эти дни, в верхнем ряду рисунков располагались отчетливые волнистые линии. Линии, явно символизирующие дождь...

11—20 июня — колошение. И в этот период растениям необходимы дожди. И снова над квадратами этих дней расположены те же волнистые линии. 4—6 июля — молочная спелость зерна. Вновь волнистые линии наверху. Наконец, день 20 июля, праздник бога неба. После этого праздника волнистые линии на календаре переходят из верхнего ряда в нижний. Дожди больше не нужны земледельцам — и календарь символизирует «низведение» всех небесных вод под землю накануне жатвы.

Четыре периода дождей на «ромашкинском» кувшине почти точно соответствуют тем четырем оптимальным периодам, когда дожди действительно были нужны яровым хлебам.

В языческих молениях о дожде большую роль играла вода: моления проводились у рек, у «святых» озер, у родников, у ручьев. Кувшин с магическим календарем делал налитую в него воду «святой», и этой водой кропили поля, чтобы «вызвать» дожди, подобно тому как это еще недавно делали христианские священники во время молебнов о дожде.

Увлекшись календарной символикой, я, естественно, стремлюсь понять наиболее глубокие ее корни. Мне кажется, они уходят к земледельческим и скотоводческим племенам бронзового века. Удалось расшифровать (правда, менее надежно) некоторые рисунки из раскопок на Кавказе и в Венгрии. Мышление древних людей везде шло сходными путями.

Как часто мы задумываемся о том, что любая частичка нынешних нас и всего, что это наше «Я» окружает - все есть прямое следствие любого, возможно, что самого незначительного события, происшествия. Одним словом - факта.

Не исключение и наша речь, наш язык, само умение его воспринимать и общаться, такой каким он есть - часть нашего нынешнего жизненного уклада, стоящий у истоков нынешней культуры. Но сколь часто нас посещают эти самые мысли о языке как факте, как предмете, сколько раз на день мы задумываемся о том, откуда же родом этот наш инструмент. И самое главное - инструмент, дошедший до нас именно в таком виде.

Несомненно, невольно у нас возникаю мысли на счет нашего языка, речи - когда нужно подобрать наиболее меткое словцо, чтобы выражение было либо проще, либо наоборот - насыщеннее, в зависимости от поставленной цели. Но чаще всего мы просто думаем, как бы не написать сейчас без ошибок вот это слово, или вон то. Тщательно подбираем слова в попытках общения с иностранцами, дабы быть понятыми и услышанными.

Даже уважаемый многими в нашей стране философ и прозаик, Александр Николаевич Радищев, некогда выразился на счет удивительности предмета явления речи и письма, сказав, что поистине удивительно, как столь обыкновенные повседневные вещи (наши письмо и речь)оказываются в сущности самыми поразительными в своем существе.

С какой же неохотой дается нам история с ее секретами, однако все новые и новые открытия этих тайн плодят еще больше подобных. Сколько вопросов остаются немыми. Такими можно считать идущие с древних глубин вопросы о так называемых «чертах и резах». Из некоторых источников можно узнать, что именно методом применения чертов и рез славяне творили свое письмо.

Некий болгарский священник, монах по имени Храбр, еще в конце девятого столетия создал трактат с названием «Сказание о письменах славянских». Где можно обнаружить занимательные пометки, указывающие на то, что издревле славяне, не имея иных способов как-то письменно упорядочить свою речь, пользовались какими-то чертами и резами. Надо заметить, что спектр применения данного способа был достаточно разнообразен, ибо при помощи него наши предки даже совершали церемонии гадания.

Чуть позже к нашим славянским прародителям пришли знания о греческой и латинской письменности, но все это не имело упорядоченности. Сам Храбр пишет, что достаточно много времени пройдет пока однажды не появится Константин Философ (так величали Кирилла, христианского проповедника, который создал старославянскую азбуку. Храбр упоминает, что Кирилл создал для славян тридцать письмен и еще восемь по примерам греческой письменности, остальные стали прообразом славянской речи.

К сожалению, подлинник «Сказаний о письменах славянских» бесследно исчез, однако радует хотя бы то, что около семидесяти его списков, переписанных непосредственно с подлинника (приблизительно восемнадцатого века), еще сохранились. Потому хоть какие-то, нестрогие, выводы делаются на основе тех, что были оставлены нам монахом Храбром. В частности то, что покуда не было в нишах краях этих двух миссионеров, Кирилла и Мефодия, славянам не была знакома письменность. Не смотря на это, среди некоторых лингвистов бытует мнение, что ни Кирилл, ни Мефодий не могли быть создателями, но лишь преобразователями существующей на тот момент готовой, славянской, азбуки.

Имя Бога Велеса

Также не исключают версию того, что как раз «чертами и резами»была написана книга, чье существование вызывает уйму споров и всевозможных скандалов и поныне - то есть «Велесова книга». Так, приблизительно, году в 1919 один из полковников белой армии, Али Изенбек, нашел несколько старинных дощечек. Они содержали старинные письмена. Переводчики пришли к выводу, что эта книга, которой были связка дощечек, была авторством жрецов из Новгорода девятого века. Посвящены письмена были Велесу, богу мудрости и богатства. Есть разные версии, но приблизительно таких дощечек, параметрами 22х38х1 см, было около 36 штук.

Как уже сказано выше - дощечки имели форму книги. Они были исполосованы прямыми линиями, параллельно друг другу. Под ними, так сказать, подвешивались, то есть размещались буквы. Своего рода висячее письмо, подобно хинди или санскриту. Символы вдавливались, куда во вдавленные места втирали пигмент краски. После этого дощечки покрывали лаком. Такой тип письменности называли «сплошняком» в силу кучности используемого текста.

Эти тексты во временном охвате занимают место где-то в пятом веке до нашей эры и вплоть до девятого века от рождества Христова. Этот текст может поведать нам о том, откуда родом такие народы, как древляне, поляне, северяне, руссы и кривичи. Не считая этого, часто замечают упоминания имени бога Велеса. Отсюда, несложно догадаться, и названа было книга - именно «Велесова», либо - «Влесова».

До сих пор эта книга будоражит умы многих экспертов, несмотря на то, что некоторыми из их же коллег подлинность поддается бурному оспариванию.

Странно, но нигде нельзя найти ответа, что это такое - «черты и резы»? раз они не имеют ничего общего с привитой письменности миссионеров Кирилла и Мефодия, то что это? Один из археологов, В. Городцов, прозвал их литерами какого-то неизвестного письма славян. Как раз в 1897 году под его руководством велись раскопки, неподалеку села Алеканово что под Рязанью. Там-то и были обнаружены странный сосуд. Вся его странность заключалась не столько во внешнем виде, сколько в содержащихся на нем порядка четырнадцати непонятных знаков.

Как оказалось позже, сосуд делали наспех. Об этом говорят такие следы, как сам материал, который был слабо обожжен. Судя по этому изготовление таких атрибутов тамошнего быта было сугубо домашнее местное, каким-нибудь писцом. А значит - человеком не просто славянских корней, а и ментальности. то есть просто славянином. Такие выводы сделали эксперты во главе Городцова.

Чуть позже, буквально спустя год, все на то же месте у села Алеканово, это археологическое предприятие снова дало удивительные результаты. Подобные знаки встречались вновь! Все новые и новые предметы несли на себе след этих дивных символов, как будто желая дать недостающие ответы.

Так был найден очередной кувшин, чье свободное поле было украшено орнаментом из всевозможных квадратиков, черточек, волнистых линий, крестиков и треугольников. Посредством тщательной и скрупулезной работы по сопоставлению данных знаков, ряд археологов пришли к выводу, что перед ними не что иное, как календарь, использовавшийся славянами для сельскохозяйственных нужд.

Наглядно все это представляло такую картину: верхний ряд рисунков-символов представлял собой обозначения языческих праздников. У несколько усложненного солярного символа окружность замещалась ломаной линией, что впоследствии приобретало смысл «громового колеса», то есть - знака бога грозы, Перуна. Эта зарисовка отмечала главный грозовой день в году - двадцатое июля, два креста можно было прочесть как день Ивана Купала, по принятым правилам отмечающийся 23 июня.

Также в календаре часто встречались пометки в виде окружности с крестом. Это символизировало бога Хорса, знак Солнца. Однотипно были выполнены в нижнем ряду квадраты, которые отвечали за дни, разграничивающие праздники друг от друга. Тот ряд, что шел между казанными двумя выше, средний, обозначал времена года.

Например, те же колоски, снопы и серп отвечали за обозначение в календаре времени созревания урожая и его последующего сбора. Такие пометки приходились на июль и август. Что касается волнистых линий, которые имели вертикальную позицию во всей этой схеме - они отмечались как время дождей - осенние месяца. До наших дней дошли около десятка таких сосудов, которых можно котировать как календарные сосуды. Все эти рисунки выполнены зачастую длинными (это черты) и, конечно же, короткими, резами, линиями.

Так вот, имея все эти пояснения, видно, что некогда болгарский монах Храбр указал в своем труде так называемую славянскую письменность - «черты и резы». Такие вот незатейливые черточки и зарубки, которые древние славянские народы использовали как счетными, личными, родовыми знаками. Их изображали символами собственности, пользовались в качестве календарных знаков, даже в качестве гадания эти знаки были востребованы. Не говоря уже о том, что эти черточки и зарубки стали прообразом рунического письма, ставших способом обозначения орнаментом ритуальных предметов.