Учетная политика по налогу на прибыль. Варианты учетной политики по налогу на прибыль Учетная политика в части налога на прибыль

Понятие учетной политики для целей налогообложения. Статьей 11 Налогового кодекса РФ (НК РФ) введено понятие "учетная политика для целей налогообложения".

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Требования к формированию учетной политики. Требования к налоговой учетной политике разбросаны по разным главам части второй НК РФ. В п. 12 ст. 167 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ содержатся следующие требования:

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации;

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации;

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации;

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ обязывает налогоплательщиков вести налоговый учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Порядок ведения налогового учета разрабатывается организациями самостоятельно и закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ).

В ст. ст. 313, 314 НК РФ установлены следующие требования к налоговой учетной политике:

Учетная политика для целей налогообложения должна формироваться исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета (ст. 313 НК РФ). Выбранные организацией способы учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;

Изменение порядка учета отдельных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Внесение изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета возможно только с начала налогового периода (года). При изменении законодательства о налогах и сборах изменения в учетную политику вносятся не ранее чем с момента вступления в силу соответствующих изменений законодательства;

В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности;

Налоговая база по налогу на прибыль исчисляется на основании данных налогового учета. Для ведения налогового учета организация должна самостоятельно разработать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных налогового учета. Вся эта информация оформляется приложениями к учетной политике.

Учетная политика утверждается руководителем организации и обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации.

Налоговое законодательство не содержит требования об обязательном представлении учетной политики для целей налогообложения в налоговые органы.

Налоговая инспекция имеет право потребовать учетную политику организации для целей налогообложения лишь при проведении налоговой проверки (выездной или камеральной).

Внесение дополнений. Согласно ст. 313 НК РФ при появлении новых видов деятельности организации предоставлено право вносить в налоговую учетную политику дополнения, регулирующие правила налогового учета новых операций.

Дополнения в учетную политику вносятся тогда, когда возникла соответствующая необходимость (не обязательно с начала года). Хотя в НК РФ это явно не сказано, но можно утверждать, что внесенные дополнения применяются сразу же с момента издания соответствующего приказа руководителя.

В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет.

В учетной политике нужно отразить только те способы учета, которые относятся к текущим видам деятельности (к тем активам и обязательствам, которые есть в организации, к тем операциям, которые уже осуществляются). Если в организации нет операций с финансовыми инструментами срочных сделок, то нюансы налогового учета таких операций в учетной политике прописывать не нужно. Если в течение года появится что-то новое, чего раньше не было и о чем в учетной политике организации нет ни слова, то всегда в нее можно внести соответствующие дополнения.

Внесение изменений. Менять учетную политику, по общему правилу, можно только с начала следующего налогового периода (года). Изменения в учетную политику вносятся при изменении законодательства либо в связи с изменением применяемых методов учета.

При этом в отличие от бухгалтерской учетной политики организация, решившая изменить какой-то метод налогового учета, не должна обосновывать это решение. Словом, если организацию по какой-то причине перестал устраивать применяемый в текущем году способ учета, она может без каких-либо дополнительных обоснований со следующего года поменять его на другой.

При этом нужно учитывать, что по некоторым вопросам в отдельных статьях НК РФ установлены специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики (табл. 1).

Таблица 1

Специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики

Способ учета,

закрепляемый в учетной

политике

Порядок изменения учетной

политики

Норма НК РФ

Метод начисления

амортизации по объектам

амортизируемого

имущества

Налогоплательщик вправе перейти

с нелинейного метода на линейный

метод начисления амортизации

не чаще одного раза в пять лет

Пункт 1 ст. 259

Порядок распределения

прямых расходов

на незавершенное

производство и на

изготовленную в текущем

месяце продукцию

(выполненные работы,

оказанные услуги)

Порядок распределения прямых

расходов (формирования стоимости

незавершенного производства),

подлежит применению в течение

не менее двух налоговых периодов

Пункт 1 ст. 319

Порядок формирования

стоимости приобретения

Порядок формирования стоимости

приобретения товаров,

закрепленный в учетной политике,

применяется в течение не менее

двух налоговых периодов

Статья 320

Измененный способ налогового учета начинает применяться с начала следующего года. При этом пересчитывать данные прошлых лет (как это требуется при изменении бухгалтерской учетной политики) не нужно.

Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы. В учетной политике должны быть утверждены:

- первичные учетные документы , включая справку бухгалтера, являющиеся основанием для перенесения из них данных в регистры налогового учета. В общем случае это те же первичные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет;

- аналитические регистры налогового учета. Если организация пользуется каким-либо программным обеспечением, которое позволяет вести налоговый учет, перечисляются используемые регистры налогового учета. Если организация использует аналитические регистры, разработанные самостоятельно, то их формы нужно утвердить в учетной политике;

- расчет налоговой базы. Эта форма разрабатывается организацией самостоятельно и приводится в приложении к учетной политике.

Структура учетной политики. Никаких особых требований к порядку составления и оформления учетной политики для целей налогообложения нет.

Можно разрабатывать учетную политику для каждого налога отдельно (отдельно для налога на добавленную стоимость (НДС), отдельно для налога на прибыль и т.д.), утверждая каждую из них отдельным приказом руководителя. Можно оформить единый документ, в котором будут закреплены правила для всех налогов, начисляемых и уплачиваемых организацией.

1. Организация ведения налогового учета. Эти вопросы актуальны для крупных организаций, особенно имеющих обособленные подразделения. Здесь нужно определить сроки передачи данных из подразделений в головную организацию, порядок ведения книг покупок и книг продаж и т.п.

2. Выбор способа налогового учета. По многим вопросам НК РФ содержит несколько вариантов способов учета, предлагая налогоплательщикам выбрать и закрепить в учетной политике один способ. По таким вопросам организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который она будет использовать.

3. Самостоятельная разработка способов налогового учета. Есть вопросы, которые НК РФ не урегулированы либо в нем указано, что способ учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно. Если организация в ходе своей деятельности сталкивается с такими ситуациями, то ей необходимо самостоятельно разработать соответствующие способы учета (табл. 2).

Таблица 2

Варианты способов налогового учета

Элемент учетной

политики

Варианты, допускаемые

законодательством

Норма НК РФ

Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ

Порядок ведения

раздельного учета

облагаемых и не

облагаемых НДС

операций

1. Если доля совокупных расходов

на производство товаров (работ,

услуг), операции по реализации

которых не подлежат

налогообложению, не превышает 5%

общей величины совокупных

расходов на производство,

организация весь "входной" НДС

ставит к вычету.

2. Организация ведет раздельный

учет НДС, независимо от доли

расходов на не облагаемые НДС

операции в общей сумме расходов

Пункт 4 ст. 170

Учет "входного" НДС

банками, страховыми

организациями и

негосударственными

пенсионными фондами

1. Суммы "входного" НДС,

уплаченные поставщикам,

включаются в затраты, принимаемые

к вычету при исчислении налога

на прибыль. При этом вся сумма

налога, полученная по операциям,

подлежащим налогообложению,

подлежит уплате в бюджет.

2. "Входной" НДС учитывается

в общем порядке с соблюдением

правил раздельного учета

Пункт 5 ст. 170

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ

Признание доходов

от сдачи имущества

2. В составе доходов

от реализации

Пункт 4 ст. 250

Признание доходов

от предоставления

в пользование

результатов

интеллектуальной

деятельности

1. В составе внереализационных

2. В составе доходов

от реализации

Пункт 5 ст. 250

Метод оценки сырья

и материалов

при списании

1. По стоимости единицы запасов.

2. По средней стоимости.

3. По стоимости первых по времени

приобретений (ФИФО).

4. По стоимости последних

по времени приобретений (ЛИФО)

Пункт 8 ст. 254

Применение

амортизационной

1. Организация применяет

амортизационную премию. В этом

случае в учетной политике

необходимо закрепить размер

амортизационной премии и критерии

ее применения.

2. Организация не применяет

амортизационную премию

Пункт 9 ст. 258

Метод начисления

амортизации

1. Линейный метод.

2. Нелинейный метод

Пункт 1 ст. 259

Порядок учета

электронно-

вычислительной

организациями,

осуществляющими

деятельность

в области

информационных

технологий

1. Расходы на приобретение

электронно-вычислительной техники

признаются материальными

расходами в полной сумме в момент

ввода ее в эксплуатацию.

2. Электронно-вычислительная

техника учитывается по общим

правилам в составе основных

средств либо материальных

расходов (в зависимости

от стоимости)

Пункт 6 ст. 259

Применение

к основной норме

амортизации

повышающих

коэффициентов

1. В учетной политике отражается

решение о применении повышающих

коэффициентов и отражается их

2. Повышающие коэффициенты

не применяются

Пункты 1, 2

Применение

пониженных норм

амортизации

1. Пониженные нормы амортизации

применяются. Устанавливаются

перечень объектов и пониженные

2. Пониженные нормы амортизации

не применяются

Создание резервов

под предстоящие

ремонты основных

1. Резервы создаются. В учетной

политике закрепляются нормативы

отчислений в резервы.

2. Резервы не создаются. Расходы

на ремонт признаются прочими

расходами того периода, в котором

они были осуществлены, в сумме

фактических затрат

Статьи 260, 324

Учет расходов

на приобретение

прав на земельные

участки, а также

расходов

на приобретение

права на заключение

договора аренды

земельных участков

1. Расходы признаются расходами

равномерно в течение срока,

определенного в учетной политике

(не менее пяти лет).

2. Расходы признаются расходами

отчетного (налогового) периода

в размере, не превышающем 30%

налоговой базы предыдущего

налогового периода, до полного

признания всей суммы указанных

расходов

Подпункт 1 п. 3

Создание резерва

по сомнительным

1. Резерв по сомнительным долгам

создается.

2. Резерв по сомнительным долгам

не создается

Статья 266

по гарантийному

ремонту и

гарантийному

обслуживанию

1. Резерв создается.

2. Резерв не создается

Статья 267

Резерв предстоящих

расходов,

направляемых

обеспечивающие

социальную защиту

инвалидов

1. Резерв создается.

2. Резерв не создается

Статья 267.1

Метод оценки

покупных товаров

при их списании

приобретения (ФИФО).

2. По стоимости последних

по времени приобретения (ЛИФО).

3. По средней стоимости.

4. По стоимости единицы товара

Подпункт 3 п. 1

Порядок определения

предельной суммы

процентов

по долговым

обязательствам

1. Расчет осуществляется

на основе определения среднего

уровня процентов по сопоставимым

долговым обязательствам.

критерии сопоставимости долговых

обязательств.

2. Расчет осуществляется исходя

из ставки рефинансирования Банка

Пункт 1 ст. 269

Порядок признания

доходов и расходов

1. Метод начисления.

2. Кассовый метод

Статьи 271, 273

Методы списания

ценных бумаг при их

реализации и ином

1. По стоимости первых по времени

приобретений (ФИФО).

2. По стоимости единицы

Пункт 9 ст. 280

Порядок закрытия

короткой позиции

В случае если в течение одного

дня одновременно осуществлялись

сделки по приобретению и

реализации (выбытию) ценных

бумаг, закрытие короткой позиции

происходит по итогам этого дня

только в случае превышения

количества приобретенных ценных

бумаг над количеством

реализованных ценных бумаг.

Налогоплательщик вправе

в принятой им учетной политике

в целях налогообложения

предусмотреть закрытие короткой

позиции в течение одного дня

с учетом последовательности

сделок по приобретению и

реализации (выбытию) ценных бумаг

Пункт 9 ст. 282

Порядок исчисления

ежемесячного

авансового платежа

по налогу

на прибыль

1. Исчисление и уплата

производятся исходя из фактически

полученной прибыли.

2. Исчисление и уплата

ежемесячных авансовых платежей

производятся в размере одной

трети фактически уплаченного

авансового платежа за предыдущий

Пункт 2 ст. 286

Показатель,

используемый

в целях исчисления

доли прибыли,

приходящейся

на обособленные

подразделения

1. Сумма расходов на оплату

2. Среднесписочная численность

работников.

3. Показатель удельного веса

расходов на оплату труда. Этот

вариант может применяться

организациями с сезонным циклом

работы по согласованию

с налоговым органом

Пункт 2 ст. 288

Порядок уплаты

налога в бюджет

субъекта РФ

при наличии

нескольких

обособленных

подразделений

на территории этого

субъекта РФ

1. Прибыль распределяется по всем

подразделениям, которые

уплачивают налог самостоятельно.

2. Определяется доля прибыли,

приходящаяся на все обособленные

подразделения, и налог

уплачивается через одно

(ответственное) подразделение

Пункт 2 ст. 288

на формирование

резервов банков

1. Резерв на возможные потери

по ссудам создается.

2. Резерв на возможные потери

по ссудам не создается

Статья 292

Создание резервов

под обесценение

ценных бумаг (для

профессиональных

участников рынка

ценных бумаг)

1. Резервы создаются.

2. Резервы не создаются

Статья 300

Учет прямых

расходов

при оказании услуг

1. Прямые расходы распределяются

на остатки незавершенного

производства.

2. Прямые расходы отчетного

(налогового) периода относятся

в полном объеме на уменьшение

доходов данного отчетного

(налогового) периода

без распределения на остатки

незавершенного производства

Пункт 2 ст. 318

формирования

стоимости

приобретения

1. Стоимость приобретения товаров

определяется по цене,

установленной договором.

2. Стоимость приобретения товаров

определяется с учетом расходов,

связанных с приобретением этих

товаров. Выбранный порядок

применяется организацией

в течение не менее двух налоговых

периодов

Статья 320

Создание резерва

предстоящих

расходов на оплату

отпусков

предельная сумма отчислений и

в резерв.

2. Резерв не создается

Статья 324.1

Создание резерва

на выплату

ежегодного

вознаграждения

за выслугу лет и

по итогам работы

1. Резерв создается. Определяются

предельная сумма отчислений и

ежемесячный процент отчислений

в резерв.

2. Резерв не создается

Статья 324.1

Порядок учета

расходов

на приобретение

лицензий на право

пользования недрами

1. Стоимость лицензии учитывается

в составе нематериальных активов.

2. Стоимость лицензии учитывается

в составе прочих расходов

в течение двух лет

Пункт 1 ст. 325

Самостоятельная разработка способов налогового учета. Если в деятельности организации встречаются ситуации, для которых нет четко определенных способов учета, то соответствующие способы учета нужно разработать самостоятельно и закрепить их в приказе об учетной политике.

В ряде случаев НК РФ содержит прямые указания на то, что по тому или иному вопросу порядок налогового учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно и закреплен в учетной политике (табл. 3).

Таблица 3

Вопросы налогового учета, для которых способы учета на нормативном уровне не закреплены

Элемент учетной

политики

Требования к способу

Норма НК РФ

Налог на добавленную стоимость

Порядок ведения

раздельного учета

при реализации

товаров (работ,

облагаемых НДС

по ставке 0%

устанавливает в учетной политике

порядок определения суммы налога,

относящейся к товарам (работам,

услугам), имущественным правам,

приобретенным для производства и (или)

реализации товаров (работ, услуг),

операции по реализации которых

облагаются по ставке 0%

Пункт 10 ст. 165

Порядок ведения

раздельного учета

облагаемых и

не облагаемых НДС

операций

Если налогоплательщиком осуществляются

операции, подлежащие налогообложению,

и операции, не подлежащие

налогообложению (освобождаемые

от налогообложения), он обязан вести

раздельный учет таких операций.

Порядок раздельного учета определяется

в учетной политике

Пункт 4 ст. 149

Налогоплательщик обязан вести

раздельный учет сумм налога

по приобретенным товарам (работам,

услугам), в том числе основным

средствам и нематериальным активам,

имущественным правам, используемым для

осуществления как облагаемых налогом,

так и не подлежащих налогообложению

(освобожденных от налогообложения)

операций. Порядок раздельного учета

определяется в учетной политике

Пункт 4 ст. 170

Налог на прибыль организаций

Порядок учета

расходов

на освоение

природных

ресурсов,

относящихся

к нескольким

участкам

Закрепляется алгоритм расчета доли

расходов, приходящейся на каждый

участок недр

Пункт 2 ст. 261

определения

применимого

законодательства

для признания

ценных бумаг

обращающимися

на организованном

рынке ценных

В случаях невозможности однозначно

определить, на территории какого

государства заключались сделки

с ценными бумагами вне организованного

рынка ценных бумаг, включая сделки,

заключаемые посредством электронных

торговых систем, налогоплательщик

вправе самостоятельно в соответствии

с принятой им для целей

выбирать такое государство

в зависимости от места нахождения

продавца либо покупателя ценных бумаг

Пункт 3 ст. 280

формирования

налоговой базы

по операциям с

ценными бумагами,

обращающимися

на организованном

рынке Банка

России, и

налоговой базы

по операциям с

ценными бумагами,

не обращающимися

на организованном

рынке Банка

профессиональными

участниками рынка

осуществляющими

дилерскую

деятельность

Профессиональные участники рынка

ценных бумаг (включая банки), не

осуществляющие дилерскую деятельность,

в учетной политике должны определить

порядок формирования налоговой базы

по операциям с ценными бумагами,

ценных бумаг, и налоговой базы

по операциям с ценными бумагами, не

обращающимися на организованном рынке

ценных бумаг. При этом

налогоплательщик самостоятельно

выбирает виды ценных бумаг

(обращающихся на организованном рынке

ценных бумаг или не обращающихся

на организованном рынке ценных бумаг),

по операциям с которыми

при формировании налоговой базы

в доходы и расходы включаются иные

доходы и расходы, определенные

в соответствии с гл. 25 НК РФ

Пункт 8 ст. 280

Порядок учета

ценных бумаг

по операциям РЕПО

Налогоплательщик самостоятельно

в соответствии с принятой им в целях

налогообложения учетной политикой

определяет порядок учета выбывающих

(возвращающихся) по операции РЕПО

ценных бумаг

Пункт 1 ст. 282

Критерии

отнесения сделок

операций

с финансовыми

инструментами

срочных сделок

В учетной политике определяются

критерии отнесения сделок,

предусматривающих поставку предмета

сделки (за исключением операций

с финансовыми инструментами срочных

Пункт 2 ст. 301

Порядок ведения

налогового учета

В учетной политике закрепляется

порядок ведения налогового учета

Статья 313

Система налоговых

регистров

Формы регистров налогового учета и

порядок отражения в них аналитических

данных налогового учета, данных

первичных учетных документов

разрабатываются налогоплательщиком

самостоятельно и устанавливаются

приложениями к учетной политике

Статья 314

Принципы и методы

распределения

по производствам

с длительным

В учетной политике закрепляются

принципы и методы, в соответствии

с которыми распределяется доход

от реализации по производствам

с длительным технологическим циклом

Статья 316

Определение

перечня прямых

расходов

перечень прямых расходов, связанных

с производством товаров (выполнением

работ, оказанием услуг)

Пункт 1 ст. 318

распределения

прямых расходов

на незавершенное

производство и

на изготовленную

в текущем месяце

продукцию

(выполненные

работы, оказанные

В учетной политике определяется

порядок распределения прямых расходов.

Разработанный порядок подлежит

применению в течение не менее двух

налоговых периодов

Пункт 1 ст. 319

распределения

прямых расходов

между видами

продукции (работ,

Механизм распределения определяется

организацией самостоятельно

с применением экономически

обоснованных показателей

Пункт 1 ст. 319

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

Об учетной политике для целей бухгалтерского учета мы рассказывали в . А что такое налоговая учетная политика и для чего она нужна?

Для чего нужна налоговая учетная политика

Для расчета своих налоговых обязательств налогоплательщику, как правило, недостаточно данных бухгалтерского учета. Для правильного определения налоговой базы и суммы налога к уплате ведется налоговый учет. При этом мы отмечали в , что налоговый учет не ограничивается одним лишь налогом на прибыль. Учетная политика, содержащая правила ведения налогового учета, необходима всегда, когда действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность тех или иных методов учета или отдельные вопросы вообще не урегулированы. Поэтому при составлении Учетной политики для налогового учета наряду с налогом на прибыль, речь может идти об НДС, налоге на имущество и т.д.

На практике учетная политика для целей налогообложения формируется обычно именно плательщиками налогов в рамках ОСНО, поскольку для них бухгалтерский и налоговый учет характеризуется наибольшим количеством различий, а сам налоговый учет, к примеру, прибыли и НДС, - множественностью подходов.

Как оформить учетную политику для целей налогообложения

Налоговая учетная политика оформляется либо как отдельный документ, либо как приложение к бухгалтерской учетной политике и утверждается руководителем организации.

Учитывая, что ведение учета без использования специализированных бухгалтерских программ в настоящее время редкость, особенности налоговой учетной политике должны быть указаны и в применяемой бухгалтерской программе (к примеру, 1С). Ведь если не указаны параметры учетной политики налогового учета (о чем на экране компьютера может появляться соответствующее предупреждение), рассчитать в автоматическом режиме свои налоговые обязательства и в целом вести верно налоговый учет в программе не получится.

Так, при формировании учетной политики организации в целях расчета налога на прибыль надо, в частности, предусмотреть:

  • метод определения доходов и расходов (начисления или кассовый);
  • метод начисления амортизации (линейный или нелинейный) и факт применения амортизационной премии;
  • методы списания материалов и товаров, а также порядок определения покупной стоимости товаров;
  • метод оценки НЗП;
  • факт создания налоговых резервов.

В части, НДС, например, в учетной политике могут быть предусмотрены вопросы ведения учета при наличии облагаемых и необлагаемых НДС операций, нумерации счетов-фактур при наличии обособленных подразделений и т.д.

Для учетной политики для целей налогового учета образец можно найти на , где, воспользовавшись Конструктором учетной политики, можно сформировать и распечатать Учетную политику с учетом особенностей деятельности.

Российский бухгалтер, N 5, 2015 год
Наталия Ряскова,
эксперт журнала

Чем учетная политика для целей налогообложения отличается от учетной политики для бухгалтерского учета? Обязательно ли ее составлять и как правильно отразить в ней нюансы налогового учета?

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Данное определение приведено в Федеральном законе от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Порядок разработки и применения учетной политики для целей бухгалтерского учета регламентируется Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации (ПБУ 1/2008)" , утвержденным Приказом Минфина России от 6 октября 2008 года N 106н . Таким образом, Закон N 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 помогают при разработке учетной политики, но только для целей бухгалтерского учета.

Для целей налогообложения применяется учетная политика для налогового учета, которая в соответствии со ст.11 Налогового кодекса РФ , представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. На практике чаще всего к формированию учетной политики для налогового учета организации подходят более серьезно. Но никаких рекомендаций для разработки учетной политики налогового учета нет.

Разрабатывать учетную политику для целей налогового учета можно в виде отдельного документа, а можно добавить дополнительный раздел в учетную политику по бухгалтерскому учету. Какой бы способ не был выбран, учетная политика на следующий год до 31 декабря должная быть утверждена приказом (распоряжением) руководителя. Данное положение следует из норм Налогового кодекса РФ , а именно из п.1 ст.285 , в соответствии с которой налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Применяться учетная политика в организации должна с момента регистрации организации и до ее ликвидации.

Зачастую на практике учетная политика утверждается ежегодно в конце года на следующий календарный год. У специалистов по этому поводу свое мнение: поскольку для учетной политики применяется принцип последовательности, утверждать ее ежегодно нет необходимости. Составлять новую налоговую учетную политику каждый год не нужно. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.

В то же время в учетную политику могут вноситься изменения. Так, например, если организация планирует изменить ранее применяемые методы учета. В данном случае изменения в учетную политику могут быть внесены только с начала следующего календарного года, т.е. приказ об утверждении учетной политики на новый календарный год должен быть подписан в декабре. В том случае если изменения учетной политики - следствие изменения законодательства о налогах и сборах, необходимые изменения нужно внести с момента вступления в силу соответствующего законодательства. В последнем случае создают приказ об изменении учетной политики. Изменения в течение налогового периода необходимо также внести в тех случаях, когда организация начала осуществление новых видов деятельности. Таким образом, вносить изменения в учетную политику в течение календарного года можно только в двух случаях, рассмотренных ранее. Во всех остальных случаях изменять учетную политику можно только с начала года.

Налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п.12 ст.167 Налогового кодекса РФ . Налогоплательщики не обязаны представлять свою налоговую учетную политику в налоговую инспекцию сразу же после ее составления. Если же налоговики проводят у налогоплательщика проверку, учетную политику придется предъявить в пятидневный срок после получения требования о доставке документа.

Как правило, учетная политика состоит из нескольких разделов, чаще всего двух.

Общий раздел содержит организационно-технические вопросы, такие как правила ведения налогового учета (какое подразделение ведет налоговый учет или лицо, ответственное за его ведение), порядок документооборота при ведении налогового учета, порядок ведения налогового учета в структурных подразделениях и представления данных в головной офис (при их наличии) и т.д.

Специальный раздел отражает порядок формирования налоговой базы по тем или иным налогам. Нормами ст.25 Налогового кодекса РФ установлено право выбора налогоплательщика по выбору правил ведения налогового учета. Выбор налогоплательщика должен быть отражен в учетной политике по налоговому учету. Так, необходимо описать в учетной политике предусмотренный законодательством способ учета, наиболее подходящий для организации.

Составлять учетную политику для целей налогообложения должны как организации, применяющие общую систему налогообложения, так и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Для организаций, применяющих общим режим налогообложения, необходимо осветить вопросы определения налоговой базы по всем налогам, плательщиком которых является организация. Для предприятий, применяющих УСН, главной задачей является выбор тех способов учета доходов и расходов, которые разрешены главой 26.2 Налогового кодекса РФ .

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

Как известно, Налоговым кодексом предусмотрено большое количество вариантов ведения учета для исчисления налога на прибыль. Учетная политика поможет организации определиться с тем или иным способом ведения учета. Рассмотрим основные моменты формирования учетной политики для налога на прибыль.

Расходы на оплату труда. В учетной политике для целей налогового учета необходимо отразить показатель оплаты труда, который будет использоваться при исчислении налога на прибыль. Напомним, что налогоплательщик вправе выбрать либо показатель среднесписочной численности, либо показатель расходов на оплату труда.

Незавершенное производство. В соответствии со ст.319 НК РФ прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного или налогового периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены. Иными словами, часть прямых расходов будет признана в текущем отчетном или налоговом периоде, а часть прямых расходов должна быть отнесена к незавершенному производству, к остаткам готовой продукции на складе и к отгруженной, но не реализованной в отчетном или налоговом периоде продукции.

Напомним, что под незавершенным производством понимается продукция (работы или услуги) частичной готовности, т.е. не прошедшая все операции обработки (изготовления), предусмотренные технологическим процессом. В незавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К незавершенному производству относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. При этом нормами ст.319 Налогового кодекса РФ не предусмотрены правила оценки незавершенного производства. Таким образом, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Разработанный порядок распределения прямых расходов следует прописать в учетной политике для целей налогообложения и применять не менее двух налоговых периодов. Отметим, что организация имеет право использовать в целях налогового учета тот же самый порядок оценки незавершенного производства, что и в бухгалтерском учете.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности , утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н (далее - Положение), незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

- по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

- по прямым статьям затрат;

- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Методы оценки сырья, материалов и товаров. В учетной политике для целей налогообложения необходимо также закрепить метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, а для определения стоимости приобретения товаров - метод оценки покупных товаров при их реализации. Сделать это необходимо для определения материальных затрат для целей налогообложения.

В соответствии с п.8 ст.254 Налогового кодекса РФ установлены следующие методы оценки сырья и материалов:

- по стоимости единицы запасов (товара);

- по средней стоимости;

- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

При этом в отличие от Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/01)" , утвержденному Приказом Минфина России от 9 июня 2001 года N 44н (далее - ПБУ 5/01), налоговое законодательство не раскрывает содержание этих методов. Таким образом, в учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить тот или иной метод использования оценки материалов, но руководствоваться данным методом необходимо на основании ПБУ 5/01 . Напомним, что ранее применялся также метод оценки сырья и материалов ЛИФО - по стоимости последних по времени приобретений. В соответствии с Приказом Минфина России от 26 марта 2007 года N 26н , данный метод был исключен из бухгалтерского учета с 1 января 2008 года. А с 1 января 2015 года был также исключен и для целей налогового учета (Федеральный закон N 81-ФЗ от 20 апреля 2014 года).

Амортизация. Налоговым законодательством () предусмотрено два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. Только линейным методом можно начислять амортизацию по объектам (зданиям, сооружениям, передаточным устройствам и нематериальным активам), входящим в восьмую - десятую амортизационные группы. Напомним, что в восьмую - десятую амортизационные группы входит имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет. По всем остальным объектам налогоплательщика может применяться только метод начисления амортизации, закрепленный в его учетной политике.

Линейный метод начисления амортизации регламентируется ст.259.1 Налогового кодекса РФ . Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (или восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Линейный метод начисления амортизации хоть и не является экономически выходным - самый простой. Стоимость амортизируемого имущества переносится на расходы для целей исчисления налога на прибыль организаций равномерно. При применении этого метода амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

Порядок применения нелинейного метода начисления амортизации регламентирован и позволяет большую часть стоимости амортизируемого имущества перенести на расходы в целях налогового учета еще в начале срока его полезного использования.

При использовании нелинейного метода амортизация начисляется не по каждому объекту амортизируемого имущества, а по каждой амортизационной группе или подгруппе. Для этих целей при использовании налогоплательщиком нелинейного метода формируется суммарный баланс амортизационных групп (подгрупп) как суммарная стоимость объектов, входящих в каждую амортизационную группу (подгруппу). Объекты, входящие в состав амортизируемого имущества налогоплательщика, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп или подгрупп по своей первоначальной или остаточной стоимости. При этом соответствующие объекты включаются в состав амортизационных групп или подгрупп исходя из срока полезного использования, установленного при их введении в эксплуатацию. Ежемесячно суммарный баланс амортизационных групп или подгрупп уменьшается на сумму начисленной по данной группе или подгруппе амортизации.

Нормами ст.259.2 Налогового кодекса РФ установлены нормы амортизации, применяемые по каждой амортизационной группе.

В соответствии с п.1 ст.259 Налогового кодекса РФ не чаще одного раза в пять лет налогоплательщик вправе изменить метод начисления амортизации, перейти с нелинейного на линейный метод начисления амортизации. Напомним, что изменение допускается с начала очередного налогового периода.

За исключением восьмой - десятой амортизационных групп, по всем остальным объектам организация должна использовать единую методику начисления амортизации.

Очередной вопрос, возникающий в данном вопросе начисления амортизации, будет ли налогоплательщик пользоваться амортизационной премией? Напомним, что в соответствии с

ООО «1000 мелочей-2»

В настоящее время организации должны оформлять как минимум два вида внутренних нормативных документов: учетную политику для целей бухгалтерского учета и учетную политику для целей налогообложения. Все аспекты учетной политики организации для целей бухгалтерского учета регламентируются Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утв. Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н. Впервые понятие "учетная политика для целей налогообложения" получило нормативное закрепление со вступлением в силу главы 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость". Так, согласно п.1 ст. 167 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения определяется дата возникновения обязанности по уплате НДС (дата реализации): по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов или по мере поступления денежных средств. В том случае, если организация не указала в учетной политике для целей налогообложения, какой способ определения даты реализации товаров (работ, услуг) она будет использовать для целей исчисления и уплаты НДС, то применяется способ определения даты реализации по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов.

Глава 25 НК РФ "Налог на прибыль", в ряде статей также закрепляет необходимость формирования учетной политики для целей налогообложения (ст. 254, 261, 267, 307, 313, 314 и др.). Рассмотрим вопросы, требующие обязательного отражения вучетной политики для целей налогообложения.

— В учетной политике необходимо указать — какой метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) будет применяться при их списании в производство, а также какой метод списания себестоимости покупных товаров и ценных бумаг следует применять при их реализации и ином выбытии. В п. 6. ст. 254 предусмотрены следующие методы оценки сырья и материалов: по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации на стоимость приобретения данных товаров, определяемую одним из следующих методов оценки покупных товаров: по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО); по средней себестоимости (в случаях, когда с учетом технологических особенностей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО).

При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг на основании п.9 ст. 280 НК РФ по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО) или по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

2) Порядок ведения налогового учета обязательно должен быть установлен в учетной политике для целей налогообложения, т.к. в соответствии со ст. 313 НК РФ организации должны самостоятельно разрабатывать систему налогового учета. Кроме того, согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов должны быть установлены приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

3) В учетной политике для целей налогообложения необходимо установить метод начисления амортизации имущества (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств со сроком полезного использования свыше 20 лет), который будет применяться в налоговом учете. В соответствии с п. 1 ст. 259 НК РФ в целях налогообложения следует применять линейный или нелинейный метод амортизации имущества. При этом метод амортизации может устанавливаться отдельно для каждого объекта амортизируемого имущества или для каждой амортизационной группы. Выбранный организацией метод амортизации объекта имущества не может быть изменен в течении всего периода начисления амортизации по этому объекту. Статья 259 НК РФ допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных, но только по решению руководителя организации, которое обязательно должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и течении всего этого периода. Отражение в учетной политике для целей налогообложения указанных элементов обязательно для всех налогоплательщиков. Однако есть вопросы, затрагивающие интересы только отдельных категорий налогоплательщиков, которые, тем не менее, требуют обязательного отражения в учетной политике этих организаций.

4) Организации, имеющие основные средства, которые используются для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, должны в учетной политике отразить величину специального коэффициента, на который умножается основная норма амортизации. Согласно п. 7. ст. 259 НК РФ норму амортизации по основным средствам можно увеличить не более чем в два раза.

5) В соответствии п. 8 ст. 259 НК РФ, если объект основных средств организации является предметом лизинга по договору, заключенному до 1января 2002 года, то организация вправе начислять амортизацию по имуществу с применением методов и норм, существовавших на момент передачи (получения) этого объекта, а также с применением специального коэффициента не выше трех. Выбранный порядок организация должна отразить в учетной политике для целей налогообложения.

6) В соответствии с п.2. ст. 261 НК РФ если организация осуществляет расходы на освоение природных ресурсов, относящиеся к нескольким участкам недр, указанные расходы учитываются раздельно по каждому участку недр в доле, определяемой организацией в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения.

7) Статьей 267 НК РФ установлено, что организация самостоятельно принимает решение о создании резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв.

Учетная Политика Производство (Налоговый Учёт) Скачать

При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.

8) Главой 25 НК РФ "Налог на прибыль" установлены вопросы, требующие обязательного отражения в учетной политике иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Если у иностранной организации есть несколько отделений на территории РФ, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, то согласно п. 4 ст. 307 НК РФ налоговая база и сумма налога на прибыль рассчитываются отдельно по каждому отделению. Если деятельность через отделения осуществляется в рамках единого технологического процесса или в других аналогичных случаях по согласованию с МНС России, прибыль, относящуюся к деятельности через отделения на территории РФ, можно рассчитывать в целом по группе отделений, если все включенные в группу отделения применяют единую учетную политику в целях налогообложения. При этом иностранная организация определяет в учетной политике для целей налогообложения, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения.

Кроме вышеперечисленных элементов учетной политики, которые являются обязательными для отражения, можно выделить ряд вопросов которые рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.

1) В учетной политике рекомендуется отразить, какой метод учета доходов и расходов будет применять организация — метод начисления или кассовый метод. Согласно п. 1 ст. 273 НК РФ организации имеют право (но не обязаны) применять кассовый метод учета доходов и расходов, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации без учета НДС и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Этот элемент учетной политики для целей налогообложения важен для организаций, имеющих право и желающих перейти на кассовый метод, так как если в учетной политике не будет указан применяемый метод учета доходов и расходов, то по умолчанию будет принят метод начисления.

2) Если организация какие-либо затраты с равными основаниями может отнести к нескольким группам расходов (расходам, связанным с производством и реализацией и внереализационным расходам), то в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ организация может самостоятельно определить, к какой именно группе будут отнесены эти расходы. Этот рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.

3) В соответствии с порядком, изложенном в п. 2 ст. 286 НК РФ организации имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала года до окончания соответствующего месяца. Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Организация вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря предыдущего года. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться в течение всего года. Если организация будет переходить на такой порядок исчисления и уплаты налога, то это рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.

В современных рыночных условиях непрерывный поиск и реализация мер, направленных на улучшение тех или иных сторон деятельности, — единственная возможность для любой организации выжить и успешно функционировать в среднесрочном, а тем более в долгосрочном плане. Существуют способы заметно повысить эффективность предприятия. Основой такого улучшения может стать рационализация учетной политики.

Разграничение правил формирования информации в бухгалтерском учёте и налоговых правил, получающее широкое распространение на практике, очень часто приводит к чрезмерному «утяжелению» учета, повышению его трудоемкости.

Однако законодатель требует от составителей бухгалтерской отчётности объяснять все свои методологические приёмы, что и указанно в учётной политике ООО «1000 мелочей-2».

Учётная политика для финансового учёта сформирована в соответствии с методологическими указаниями и требованиями. В связи с изменением видов выпускаемой продукции, вида деятельности на ООО «1000 мелочей-2» вносились изменения в учётную политику.

Предлагаю в учетной политике определить и отметить меру ответственности конкретного исполнителя за правильностью приемки, хранения и отпуска материальных ценностей, материалов, электроэнергии, за правильное оформление и составление первичных учетных документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете. Четкое распределение ответственности не только даст психологический эффект, но и позволит определять результативность работы каждого сотрудника и контролировать выполнение возложенных на него обязанностей.

Наряду с преимуществами учетная политика имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Во-первых, ныне существующие законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи с этим предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать. Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета, в первую очередь, принимаемых ПБУ, очень часто встречаются слова и словосочетания “может использовать”, “могут быть”, “разрешается” и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики. В-третьих, обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций.

Единственный, очевидный вывод из всего выше сказанного состоит в том, что законодателям все же необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных актов, которые бы не толкали предприятия на поиски ответов на вопросы.

Во вторую очередь, взаимосвязь между бухгалтерским учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством.

Со вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса РФ в отношении налога на прибыль получит нормативное закрепление понятия налогового учёта как системы обобщения информации для определения базы по налогу на прибыль.

Налоговые органы, как представитель государства, выступили, по сути дела, за создание собственной информационной системы- налогового учёта прибыли, неявно, таким образом, признав, что иная система информации, в частности система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере их фискальным целям.

Порядок оформления и применения учётной политики для целей налогообложения указывается в ст. 167 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ.

Систему налогового учёта ООО «1000 мелочей-2» осуществляет самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Изменения в учетной политике для целей налогообложения могут возникать в связи с изменением законодательства или изменениями применяемых методов учёта. При этом изменение учётной политики для целей бухгалтерского учёта должно быть обоснованным. Налоговое же законодательство не требует обоснования изменения учётной политики для целей налогообложения. Кроме того, вносить изменения в последнюю можно только раз в год.

Относительно ООО «1000 мелочей-2» можно сказать, что налоговый учёт осуществляется бухгалтерской службой, применяются для подтверждения данных налогового учета первичные учётные документы, оформленные в соответствии с Законодательством РФ и аналитические регистры налогового учёта. В целях начисления налога на прибыль в соответствии со ст. 271 и 272 НК РФ применяется метод начисления доходов и расходов. Начисление амортизации производится линейным методом в порядке, установленным ст. 259 НК РФ.

Актуальность проделанного анализа заключается в том, что на цифровых значениях соответствующих экономических коэффициентом можно судить о правильности выбора методов и способов ведения бухгалтерского учёта, указанных в учётной политики.

В данной дипломной работе показана сущность, понятие и подходы к формированию учётной политики на примере ООО «1000 мелочей-2» Проанализировав экономические показатели и просчитанные коэффициенты можно охарактеризовать ООО «1000 мелочей-2» как финансово-устойчивое предприятие.

Учетная политика для целей налогообложения. Формирование учетной политики

Формирование учетной политики

Для целей налогообложения

Первоочередной задачей любой организации является формирование рациональной учетной политики, которая утверждается и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п.

Учетная политика для целей налогообложения

12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, "жесткой" формы приказа об учетной политике нет.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

1) если организация решила изменить применяемые методы учета;

2) если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае — не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены ст. 313 НК РФ.

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов гл. 21 НК РФ не предусмотрено.

В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

— общие и организационно-технические вопросы;

— методологические аспекты.

К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

— распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

— применение аналитических регистров налогового учета;

— технология обработки учетной информации.

В этот раздел включаются также основные правила ведения налогового учета.

Если организация имеет обособленные подразделения, важно определить:

— срок представления сведений в головное отделение организации для сводного налогового учета;

— перечень налогов, перечисляемых по месту нахождения филиалов;

— порядок уплаты налогов организацией и обособленными подразделениями.

Во втором разделе отражаются методы ведения налогового учета, которые организация выбирает самостоятельно, методы оценки активов и обязательств, порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения и другие методологические аспекты. Этот раздел удобнее составить по видам налогов.

Вопросы, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной политике не отражаются. Отражаются только те вопросы, для которых законодательство о налогах и сборах предусматривает разную вариантность. Элементы учетной политики для целей налогообложения представлены в табл. на с. 396 — 399.

Таблица

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Ледяева А.А.

В современных условиях ведения бизнеса для субъекта-предпринимателя открыто множество возможностей. Каждый хозяйствующий субъект выбирает удобные для себя способы ведения бизнеса, методы ведения бухгалтерского учёта, методы ведения налогового учёта. В связи с этим возникает необходимость закрепления выбранного порядка в документации предприятия. Так появляется необходимость в утверждении учётных политик, которые создаются в целях управленческого учёта, бухгалтерского учёта, налогового учёта. Необходимость создания различных учётных политик и невозможность создания одной объясняется тем, что принципы и правила ведения различных учётов существенно отличаются друг от друга.

Рассматриваемая в статье учётная политика непосредственно является важным инструментом налогового учёта, который представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом (ст. 313 НК РФ). Исходя из цели данного вида учёта, а именно формирование и систематизация информации необходимой для правильности исчисления налогов, строится и соответствующая учётная политика для целей налогообложения.

Определение понятия «учётная политика для целей налогообложения» дано в ст.11 НК РФ: учётная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а так же учёта иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Необходимо отметить, что первоначально, а именно в 90-е годы 20 века, основные положения, касающиеся налогообложения предприятия, закреплялись в бухгалтерской учётной политике.

В ч. 2 НК РФ впервые в 2001 г. этот термин вводится ст.167 НК РФ, которая определяет дату реализации товаров (работ, услуг) при исчислении НДС. Лишь потом гл. 25 НК РФ закрепляются основные принципы и методы её формирования. В ст. 11 НК РФ это понятие даётся только в 2006 г.

На данный момент времени обязанность ведения учётной политики для целей налогообложения закреплена в следующих главах НК РФ: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». Нужно отметить, что, не смотря на то, что в других главах не говорится об обязанности применения учётной политики, это не означает, что в ней не могут быть закреплены положения, касающиеся других налогов. Так формируются основная (обязательная) и дополнительная (необязательная) части учётной политики в целях налогообложения.

Законодателем закреплён порядок применения учётной политики для целей налогообложения, а именно налогоплательщик должен применять её с момента создания организации и до момента ее ликвидации.

Для изменения однажды принятой политики необходимо появление одного из следующих обстоятельств: изменение применяемых методов учета; существенное изменение условий деятельности организации; изменение законодательства о налогах и сборах. В первом и втором случаях изменения в налоговую учетную политику принимаются с начала нового налогового периода. В третьем случае — не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства. В этом выражается принцип постоянства учётной политики для целей налогообложения.

Вновь созданные организации обязаны применять налоговую учётную политику с момента своего создания.

Составлять новую налоговую учётную политику каждый год не нужно, так как в налоговом учёте применяется принцип последовательности учётной политики. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.

В данном контексте необходимо обратить внимание на соотношение порядка формирования учётной политики для бухгалтерского учёта и учётной политики для налогового учёта (см. таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика порядка формирования учётной политики для целей налогообложения и учётной политики для целей бухгалтерского учёта*

Характеристика

Учётная политика для целей налогообложения

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

Порядок принятия

для вновь созданной организации считается применяемой со дня их создания.

применяется с первого января года, следующего за годом утверждения;

для вновь созданной организации считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)

Порядок утверждения

утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений

Сроки утверждения

вновь созданные организации утверждают учетную политику для целей налогообложения не позднее окончания первого налогового периода

вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)

Наиболее актуальными сегодня, в период становления и усовершенствования системы налогообложения в РФ представляются вопросы, связанные с легализацией и одновременной оптимизацией налогообложения предприятий и организаций. Знание налогового законодательства позволяет грамотно подойти к решению данного вопроса. Для того чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов следует с помощью учетной политики создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации. При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:

  • 1. Сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;
  • 2. Создать оптимальную систему налогового учета;
  • 3. Предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству;

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики, как уже отмечалось, необходимо учитывать специфику деятельности организации.

Понятие учетной политики для целей налогообложения базируется на ряде законодательных налоговых документов. Так п. 1 ст. 167 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ установил:

  • -принятая организацией учетная политика для целей налогового учета утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителей;
  • -учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом руководителя организации;
  • -учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех подразделений организации;
  • -учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.

В ст. 313 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ установлено, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

Итак, понятие «учетная политика» установлено как законодательными документами в области бухгалтерского учета, так и законодательными документами в области налогообложения, соответственно учетная политика должна нести в себе два этих направления. Каждая организация выбирает для себя свой приемлемый метод.