Уникальная казацкая чайка. Казацкая чайка Ладья для торговых целей - байдак

Описание окружающей местности

Уникальная казацкая чайка.

Этнографический театр "запорожские казаки".

1559 год — знаменитый Крымский поход. Флотилия из 150—200 чаек и дубов спустилась от Хортицы по Днепру, захватила два турецких корабля и высадила войска на западное побережье Крыма неподалёку от Перекопа. После нескольких успешных стычек с отрядами Давлета I Гирея запорожцы взяли Кафу, главный невольничий рынок, освободили пленённых соотечественников и успешно возвратились на Хортицу. (из Википедии)

Уникальная казацкая чайка, поднятая со дна днепра, стала главным экспонатом будущего музея истории судоходства.

На легендарном казацком острове хортица в торжественной обстановке был открыт выставочный павильон для сохранения и реставрации казацкой чайки . На полотнище перед входом можно прочесть слова президента украины леонида кучмы: "запорожская чайка -- гордость и святыня украины". Просторный павильон станет в дальнейшем главным помещением первого в нашей стране музея истории судоходства на днепре.

После русско-турецкой войны xviii века на дно днепра ушли десятки казацких судов.

Сведения о том, что в тридцатых-сороковых годах xviii столетия в районе хортицы существовала крупная судоверфь , можно найти в трудах историков д.Яворницкого и я.Новицкого, посвященных запорожскому казачеству. В период русско-турецкой войны 1735--1739 годов на верфи находилось около 400 судов разных типов -- казацкие лодки, дубы, галеры, кончебасы, плашкоуты, прамы и даже большие парусные бригантины. Основу флотилии составляли 24-весельные казацкие лодки, вооруженные четырьмя небольшими пушками (по две на носу и корме), длиной до 18 метров.

Казацкая флотилия хорошо показала себя во время боев, с ее помощью, например, в 1737 году захватили турецкую крепость очаков. Но с окончанием войны и уходом гарнизона с хортицы флотилия была брошена у причалов. Ледоходы и наводнения со временем погубили десятки судов. Активные поиски их останков и следов верфи начали только в 1971 году, когда молодые запорожские историки и аквалангисты георгий шаповалов и евгений спинов создали экспедицию подводных археологических работ. Многочисленные находки, поднятые аквалангистами из днепровских глубин, украшают ныне экспозиции запорожских музеев.

Прошлой весной сотрудники национального заповедника "хортица" валерий нефедов и максим остапенко, изучавшие русло старого днепра, в двадцати метрах от берега на десятиметровой глубине обнаружили засыпанный песком хорошо сохранившийся корпус старинного судна -- казацкой лодки xviii столетия. В европе до сих пор подобных находок нет.

В лодке и рядом с ней археологи и водолазы нашли множество уникальных вещей казацкой эпохи -- ядра, пули, пики, кремневые пистоли с клеймами "киев 1734", тульский мушкет со штыком, пуговицы, пряжки, люльки, кожаную обувь, детали такелажа, предметы быта. Но как поднять старинное судно целым со дна реки? на территории снг никогда не проводились подобные операции, соответствующих методик и технических средств нет.

Тогда свои услуги историкам предложили конструкторы и монтажники запорожского алюминиевого комбината (залк). За короткое время они разработали и собрали специальный стапель с траверсой для подъема и удержания казацкой чайки. Чтобы успеть в срок, работали и в выходные сразу над несколькими вариантами конструкции. Важно было все рассчитать точно, дабы пролежавшее два с половиной века на дне судно, будучи выдернутым из грунта, не рассыпалось, как карточный домик. Отдельные трудности представляли поиск площадки для сбора стапеля на берегу и доставка его катером к месту подъема. В последние дни водолазы и подводные археологи работали порой по 11 часов, пробив под корпусом лежащего на дне судна несколько траншей, через которые провели эластичные ремни...

Торжественный подъем чайки состоялся 13 октября 1999 года -- накануне дня города и впервые отмечаемого дня запорожского казачества. А 7 ноября на специальном понтоне чайку подтянули к набережной, где на несколько часов выставили на всеобщее обозрение.

Чайку едва не погубили "коллекционеры".

О дальнейшей судьбе находки писали в те дни все областные газеты: судно предполагалось обработать консервантом, предотвращающим разрушение древесины на открытом воздухе, отреставрировать и выставить в специальном ангаре возле хортицкого музея казачества. Но пока чайка стояла на берегу, на водной станции завода "днепроспецсталь", вездесущие варвары начали вытаскивать из лодки старинные гвозди, предлагая их для продажи в антикварные магазины. Местные журналисты забили тревогу. Лодку перевезли на охраняемую территорию конного этнографического театра "запорожские казаки" , расположенного на хортице, укрыли от непогоды целлофановой пленкой. На помощь опять пришло руководство алюминиевого комбината, пообещав купить и смонтировать для казацкой чайки, ставшей для запорожья своеобразным символом (есть идея поместить ее изображение на герб города), сборный ангар площадью в тысячу квадратных метров. И вот на прошлой неделе ангар, превратившийся в выставочный павильон, был открыт.

Все, что поднято из днепра вместе с чайкой, представлено на стеллажах. Само судно обработано консервантом (10 тонн его приобрели в россии заранее), так что за будущее старинного чуда можно не беспокоиться -- потомки его увидят. Со временем в павильоне разместятся другие находки со дна днепра -- фактически это будет первый музей в украине, отражающий историю судоходства на великой реке. Он станет частью музея истории запорожского казачества и всего национального заповедника "хортица".

Вместе с единственным в стране конным театром остров может стать этнографической туристской меккой. Об этом говорил на открытии павильона председатель госкомитета молодежной политики, спорта и туризма украины иван федоренко: в украине, являющейся членом всемирной туристической организации, по поручению президента леонида кучмы разрабатывается программа развития туризма до 2010 года, и остров хортица станет обязательным ее компонентом.

Стоит отметить, что проект "запорожская чайка" стал возможным благодаря поддержке многих спонсоров, в первую очередь благотворительного фонда "допомога" (во главе с народным депутатом, председателем запорожской областной администрации алексеем кучеренко), культурного центра "хортица" (председатель валерий козырев) и, конечно же, запорожского алюминиевого комбината (генеральный директор иван бастрыга). Трудно сказать, как сложилась бы судьба чайки, если бы не их помощь. "Я благодарен всем сотрудникам алюминиевого комбината, которые поддержали инициативу своего директора по осуществлению этого национального проекта, -- сказал "фактам" председатель культурного центра "хортица" валерий козырев, вдохновитель и организатор этнографического конного театра "запорожские казаки". -- Подъем чайки и строительство павильона обошлись им в 350 тысяч гривен. Это не просто благотворительность -- таким образом формируются национальная культура, самосознание, национальная идея. Запорожье может претендовать на право быть истоком в построении государственности. Смысл в том, чтобы возродить чайку не только как символ казачества, но и как символ государственности украинского народа. Еще маркс назвал запорожские сечи прообразом демократической республики."

____________________________________________________________________________________________

Унікальна козацька чайка.

Етнографічний театр "запорізькі козаки".

1559 - знаменитий Кримський похід. Флотилія з 150-200 чайок і дубів спустилася від Хортиці по Дніпру, захопила два турецькі кораблі і висадила війська на західне узбережжя Криму неподалік від Перекопу. Після декількох успішних сутичок із загонами Давлет I Гірея запорожці взяли Кафу, головний невільницький ринок, звільнили полонених співвітчизників і успішно повернулися на Хортицю. (З Вікіпедії)

Унікальна козацька чайка, піднята з дна Дніпра, стала головним експонатом майбутнього музею історії судноплавства.

На легендарному козацькому острові Хортиця в урочистій обстановці був відкритий виставковий павільйон для збереження та реставрації козацької чайки. На полотнище перед входом можна прочитати слова президента України Леоніда Кучми: "запорізька чайка - гордість і святиня України". Просторий павільйон стане надалі головним приміщенням першого в нашій країні музею історії судноплавства на Дніпрі.

Після російсько-турецької війни xviii століття на дно днепра пішли десятки козацьких судів.

Відомості про те, що в тридцятих-сорокових роках xviii століття в районі Хортиці існувала велика судноверф, можна знайти в працях істориків д.Яворніцкого і я.Новіцкого, присвячених запорізькому козацтву. У період російсько-турецької війни 1735 - 1739 років на верфі знаходилося близько 400 суден різних типів - козацькі човни, дуби, галери, кончебаси, плашкоути, Прам і навіть великі вітрильні бригантини. Основу флотилії складали 24-веслові козацькі човни, озброєні чотирма невеликими гарматами (по дві на носі і кормі), довжиною до 18 метрів.

Козацька флотилія добре показала себе під час боїв, з її допомогою, наприклад, в 1737 році захопили турецьку фортецю Очаків. Але з закінченням війни і відходом гарнізону з Хортиці флотилія була кинута біля причалів. Льодоходу та повені з часом погубили десятки судів. Активні пошуки їх останків та слідів верфі почали тільки в 1971 році, коли молоді запорізькі історики та аквалангісти Георгій Шаповалов і евгений спинив створили експедицію підводних археологічних робіт. Численні знахідки, підняті аквалангістами з дніпровських глибин, прикрашають нині експозиції запорізьких музеїв.

Минулої весни співробітники Національного заповідника "Хортиця" Валерій Нефьодов і Максим Остапенко, що вивчали русло старого днепра, у двадцяти метрах від берега на десятиметровій глибині виявили засипаний піском, що добре зберігся корпус старовинного судна - козацького човна xviii століття. У Європі до цих пір подібних знахідок немає.

У човні і поряд з нею археологи і водолази знайшли безліч унікальних речей козацької епохи - ядра, кулі, піки, крем"яні пістолі з клеймами "київ 1734", тульський мушкет з багнетом, гудзики, пряжки, люльки, шкіряне взуття, деталі такелажу, предмети побуту. Але як підняти старовинне судно цілим з дна річки? на території СНД ніколи не проводилися подібні операції, відповідних методик та технічних засобів немає.

Тоді свої послуги історикам запропонували конструктори та монтажники запорізького алюмінієвого комбінату (ЗАлК). За короткий час вони розробили і зібрали спеціальний стапель з траверсою для підйому та утримання козацької чайки. Щоб встигнути в строк, працювали і у вихідні відразу над декількома варіантами конструкції. Важливо було все розрахувати точно, щоб пролежало два з половиною століття на дні судно, будучи висмикнути з грунту, не розсипалося, як картковий будиночок. Окремі труднощі представляли пошук майданчики для збирання стапеля на березі і доставка його катером до місця підйому. В останні дні водолази і підводні археологи працювали часом по 11 годин, пробивши під корпусом лежачого на дні судна кілька траншів, через які провели еластичні ремені ...

Урочистий підйом чайки відбувся 13 жовтня 1999 року - напередодні дня міста і вперше відзначається дня запорізького козацтва. А 7 листопада на спеціальному понтоні чайку підтягли до набережної, де на кілька годин виставили на загальний огляд.

Чайку ледь не погубили "колекціонери".

Про подальшу долю знахідки писали в ті дні всі обласні газети: судно передбачалося обробити консервантом, що запобігає руйнування деревини на відкритому повітрі, відреставрувати і виставити в спеціальному ангарі біля Хортицького музею козацтва. Але поки чайка стояла на березі, на водній станції заводу "Дніпроспецсталь", всюдисущі варвари почали витягати з човна старовинні цвяхи, пропонуючи їх для продажу в антикварні магазини. Місцеві журналісти забили на сполох. Човен перевезли на територію, що охороняється кінного етнографічного театру "запорізькі козаки", розташованого на Хортиці, приховали від негоди целофановій плівкою. На допомогу знову прийшло керівництво алюмінієвого комбінату, пообіцявши придбати і змонтувати для козацької чайки, яка стала для Запоріжжя своєрідним символом (є ідея помістити її зображення на герб міста), збірний ангар площею в тисячу квадратних метрів. І ось минулого тижня ангар, що перетворився на виставковий павільйон, був відкритий.

Все, що підняте з днепра разом з чайкою, представлено на стелажах. Саме судно оброблено консервантом (10 тонн його придбали в росії заздалегідь), так що за майбутнє старовинного дива можна не турбуватися - нащадки його побачать. Згодом у павільйоні розмістяться інші знахідки з дна Дніпра - фактично це буде перший музей в Україні, що відображає історію судноплавства на великій річці. Він стане частиною музею історії запорізького козацтва і всього національного заповідника "Хортиця".

Разом з єдиним у країні кінним театром острів може стати етнографічної туристської меккою. Про це говорив на відкритті павільйону голова держкомітету молодіжної політики, спорту і туризму України Іван Федоренко: в Україні, є членом всесвітньої туристичної організації, за дорученням президента Леоніда Кучми розробляється програма розвитку туризму до 2010 року, і острів Хортиця стане обов"язковим її компонентом.

Варто відзначити, що проект "запорізька чайка" став можливим завдяки підтримці багатьох спонсорів, в першу чергу благодійного фонду "допомога" (на чолі з народним депутатом, головою запорізької обласної адміністрації Олексієм Кучеренком), культурного центру "Хортиця" (голова Валерій Козирєв) та, звичайно ж, запорізького алюмінієвого комбінату (генеральний директор Іван Бастрига). Важко сказати, як склалася б доля чайки, якщо б не їхня допомога. "Я вдячний всім співробітникам алюмінієвого комбінату, які підтримали ініціативу свого директора по здійсненню цього національного проекту, - сказав" фактами "голова культурного центру" Хортиця "Валерій Козирєв, натхненник і організатор етнографічного кінного театру" Запорізькі козаки ". - Підйом чайки і будівництво павільйону обійшлися їм у 350 тисяч гривень. Це не просто благодійність - таким чином формуються національна культура, самосвідомість, національна ідея. Запоріжжя може претендувати на право бути витоком у побудові державності. Сенс у тому, щоб відродити чайку не тільки як символ козацтва, але і як символ державності українського народу. Ще маркс назвав запорізькі січі прообразом демократичної республіки. "

Несмотря на то, что в Европе военные флоты активно ис-пользовали паруса, а борта кораблей буквально ощетинивались пушками, на побережье Чёрного моря, в обшир-ных степных районах, лежащих за порогами Днепра и в рай-оне реки Дон, кораблестроение развивалось по особому сценарию. Здесь, на землях, контролируемых казаками, из-вестная еще со времен Киевской Руси ладья последний раз обрела новую и долгую жизнь.

Казачий струг — прямой потомок

Технология строительства славянской ладьи была край-не простой и дешевой, но в то же время корабль получился весьма эффективным. Несмотря на многие достоин-ства, ладья обладала и целым рядом недостатков. Главный из них — ее размеры больше подходили для плавания по крупным реками и морям. Но для многих целей такие размеры были неудобны-ми.

Поэтому примерно в 1054 г. при киевском князе Ярославе Мудром (1019—1054 гг.) в написанном под его руководством первом сборнике законов Киевской Руси «Русская правда» впер-вые был упомянут струг — маленькая ладья, скользящая по волнам.

Казацкие струги первоначально стро-ились как ладьи небольших размеров, своего рода заме-на челну, но на более высо-ком технологическом уровне.

Различия парусников

Примерно в это же время сло-ва «струг» и «челн» начинают употребляться и в фольклоре как синонимы. Но постепенно струг увеличивается в разме-рах, в том числе для того что-бы выходить в открытое море. В итоге большое количество разнообразных по размерам и конструкции древнерусских корабликов начинают бороз-дить водную гладь. В целом струг представлял из себя преимущественно пло-скодонный парусно-весель-ный корабль длиной от 20 до 45 м и шириной от 4 до 10 м.

В отличие от ладьи он имел более вытянутый корпус, за-частую с прямой — транце-вой — кормой. На нем была оборудована примитивная каюта — чердак (так называемые чердачные струги). Но главное — удалось сде-лать мачту убираемой, поэтому струги могли ходить как на веслах, так и под парусом. Скорость и маневренность стругов также различались в очень широких пределах. Наиболее маневренные и скоростные из них, развивавшие при попутном ветре скорость (до 13 узлов, назывались ертаульными. При этом, где бы ни строился струг, он одинаково хорошо держался и на реке, и в прибрежной части моря.

Универсальный струг

Донские казаки первыми стали использовать это за-мечательное свойство струга, превратив его в настоящий универсальный боевой корабль, хоть и очень маленьких размеров. Не отказался от стругов и молодой регулярный Рос-сийский флот. Было органи-зовано их поистине массовое строительство на быстро созданных и, естественно, плохо оборудованных верфях в очень короткие сроки. Достаточно вспомнить, что перед первым неудачным Азовским походом Петра I в 1695 г. за полгода был по-строен 1291 струг, а к сле-дующему, успешному походу 1696 г. — уже 1300!

Будучи универсальными при-брежными кораблями, струги в основном перевозили войска до 80 пехотинцев на борту и грузы. Однако вооруженные мелкокалиберными пушками струги могли стать серьезными противниками и для крупных кораблей неприятеля, взду-мавших атаковать побережье Российской империи. Как следствие, на регулярной ос-нове строились они вплоть до начала XIX в., а казаки и купцы продолжали строить струги и торговать (а иногда и вое-вать) на них как минимум еще столетие.

Уникальный образец - запорожская чайка

Представители возникшего в конце XV в. на землях вос-точной Украины запорожского казачества разработали ориги-нальный и крайне эффективный тип боевого струга, получив-ший название чайка или шайка (в последнем случае так назы-вали чайку малых размеров).

Технология строительства чай-ки была предельно упрощена по сравнению не только с ладьей, но и с уже привыч-ным стругом. Уменьшились и ее размеры: длина, как пра-вило, не превышала 21,3 м. а ширина — 4 м. При этом чайка могла принять на борт 40-70 вооруженных казаков, 2-6 мелкокалиберных фальконетов и изрядный запас продовольствия, воды и боеприпасов, позволявший кораблю и его экипажу действовать в открытом море до двух месяцев.

Мачту с единственным легким прямым тканым парусом не только сделали съемной и скла-дывающейся, но и предусмо-трели возможность ее установ-ки как строго в центре корпуса, так и ближе к носу или корме в зависимости от ситуации.


Тем самым обеспечивалось варьирование скоростных дан-ных корабля в очень широких пределах, и открывались уни-кальные тактические возмож-ности. Например, стандартной тактикой запорожцев при ата-ке господствовавших тогда на Чёрном море турецких греб-ных или парусных кораблей был поиск противника при убранной мачте. Этим обеспе-чивалась незаметность чайки и неожиданность ее атаки, которую казаки могли прово-дить, либо дружно управляясь веслами (от 10 до 20 пар), либо идя на противника под парусом. В первом случае турецкие корабли неминуемо ждал абордаж, а во втором — атака с применением пушек и ружей.

Превосходство

При этом чайка обладала из-рядной непотопляемостью. По бортам верхней части ее корпуса навешивались легкие связки камыша, лыка или пру-тьев боярышника, служившие защитой от вражеских стрел и пуль. Но главным их пред-назначением было держать корабль на плаву, даже если весь корпус будет заполнен водой.

А вообще корпус чай-ки. несмотря на свою про-стоту и примитивность, был настолько устойчивым к проникновению воды, что запорожцы могли перевора-чивать чайку вверх дном идти на ней близ берегов, так на почти всплывшей под-водной лодке, чем вводили в заблуждение противников и под покровом ночи незамеченными проникали в хорошо охраняемые врагами гавани.

Гетман Пётр Конашевич Сагайдачный

Украинская военная история явила миру многих талантли-вых полководцев, в том чис-ле и с гетманской булавой. Среди них особо выделяется знаменитый гетман Пётр Конашевич Сагайдачный (1582—1622 гг.).


В историю Украины Сагайдачный вошел не только как знаме-нитый руководитель, дипломат, просветитель и полководец. Куда более знаковыми, на наш взгляд, могут считаться организованные и успешно проведен-ные им морские походы против одной из самых сильных тогда держав мира — Османской империи. Став гетманом весной 1616 г., Сагайдачный задумал нанести по Блистательной Порте (так тогда в Европе называли им-перию турок) сокрушительный удар в очень уязвимое место — по г. Кафе (нынешняя Феодо-сия). В то время это была не только мощнейшая крепость и база турецкого флота, но и колоссальный рынок славян-ских рабов-христиан.

В июле 1616 г. флотилия из 150 чаек, на которых нахо-дилось до 6000 запорожцев, стала спускаться вниз по Днепру. На выходе в Чёрное море казаки встретили эскадру турецких галер, сразу же атаковали и разгромили ее. Затем часть чаек отправились назад — это был обманный маневр для турок. А осталь-ные, используя паруса и вес-ла, без остановок направи-лись к Кафе. Через 2 дня — 22 июня 1616 г. — около 120 чаек с 4000 казаков не-ожиданно обрушились на турецкую твердыню. Через 6 часов боя город был взят, а турецкий флот наполови-ну уничтожен и наполовину захвачен. Запорожцы ос-вободили несколько тысяч пленников-христиан и на захваченных у турок галерах отправили их домой. Но плен-ных было настолько много, что размещать их пришлось и на чайках, из-за чего казаки вынуждены были выбросить значительную часть захвачен-ных у турок трофеев.


Кафа — самая знаменитая мор-ская операция запорожских казаков, проведенная под руководством гетмана Сагайдачного.

Противостояние казаков и турков

Турки попытались скопировать чайку, создав ее вариацию, получившую название кирлангич («ласточка»). Это был скоростной парусно-гребной корабль длиной до 22 м, шириной до 7,6 м. Изначально был взят курс на создание скоростного корабля по принятым для большого коралестроения технологиям, в результате чего он получился намного более тя-желым, чем чайка, и с куда большей осадкой в 2,4 м против 1-1,5 м. Однако прочная конструкция по-зволила поставить на «ласточку» две мачты с косым парусным воору-жением. Теоретически это должно было обеспечить кораблику высокую скорость и возможность двигаться при любом ветре. На практике же кирлангич по всем статьям уступал чайке и потому получил крайне ограниченное распространение.

Однако она была далеко не единственной. Еще будучи простым казацким полковником, Пётр Сагайдачный со своими запорожцами с 1603 г. изрядно портил жизнь туркам. География и дерзость морских походов казаков по-ражают.

Хронология походов Сагайдачного

1603 г. — морской поход на Варну. Запорожцы взяли кре-пость, которая считалась в то время неприступной, уничтожи-ли все ее укрепления и корабли, стоявшие на рейде. Были захва-чены значительные трофеи и 10 турецких галер целыми и с экипажами. Разгневанный султан приказал перегородить железной цепью реку Днепр в районе острова Тевани, чтобы заблокировать казаков. Но тщетно.

1608 г. — казаки под руковод-ством Сагайдачного осуществи-ли комбинированный сухопут-ный и морской поход на Крым-ское ханство, в ходе которого захватили Перекоп и Очаков. Расположенные в этих городах турецкие крепости были уничто-жены.

1608-1609 гг. — на 16 чайках запорожцы Сагайдачного со-вершили успешный поход в устье Дуная, напав на турец-кие крепости Белгород, Килия и Измаил.

1612 г. — флотилия Сагайдач-ного из 60 чаек совершила успешный поход к болгарскому побережью, уничтожив крепости Гёзли, Бабадаг, Варна и Месембрия.

1613 г. — казаки совершили два успешных похода в устье Дне-пра, разбив турецкую флотилию и захватив 6 новеньких турецких галер.

В августе 1614 г. казаки дей-ствовали уже у турецкого по-бережья. В итоге была захва-чена крепость Трапезунд и осажден Синоп. Хотя не уда-лось взять крепость целиком, был уничтожен весь турецкий флот из галер и галеонов, сто-явший на рейде.

Наконец, в 1615 г. сама сто-лица Османской империи, Стамбул, ощутила на себе мощь казацкого оружия. К городу с двух сторон (то есть со стороны Чёрного и Мраморного морей) подош-ли 80 казацких чаек и сожгли весь турецкий флот, стоявший в гаванях Мизевни и Архиоки (предположительно около 200 кораблей). Турецкий сул-тан приказал догнать и унич-тожить запорожцев. Но у ос-трова Змеиный те устроили турецкому флоту засаду, нанесли поражение и ушли к Очакову. Туда подошла вторая турецкая флотилия, которую казаки просто унич-тожили. Ее командующий — адмирал Али-паша — попал в плен. Как видим, под руководством знаменитого украинского гетмана-флотоводца запо-рожские чайки стали поистине хозяевами Чёрного моря.

Хотя после смерти Сагайдачного масштабных морских походов против Османской Империи казаки не предпри-нимали, практически любой выпад Блистательной Порты против них на море заканчи-вался плачевно для турецкого флота.

Ладья для торговых целей - байдак

Нельзя не сказать о том, что развитие конструкции струга преследовало и другие, куда более мирные цели. В резуль-тате появился байдак, или байдак днепровский, первые сведения о котором относятся к XVI в.

Это было преимущественно речное судно, созданное по технологии чайки, но с большими развалом и высотой бортов, благодаря чему обеспечивалась изрядная для незначительных размеров самого корабля грузоподъем-ность в 160-290 т. При этом размеры байдаков, как и стругов, варьировались в широких пределах: длина — 36-60 м, ширина — 13-25 м и высота борта от 1,3 до 3,8 м, а иногда 5 м. Но почти всегда неиз-менной оставалась осадка, варьирующаяся в пределах 1-1,5 м.

Конструкция Штерна: 1 — перо; 2 — штерновый гак; 3 — вертлюг; 4 — ахтерштевень; 5 — борт

Носовая и кормовая части корпуса байдака были заужены для придания ему лучшей мореходности, он часто оснащался штернем, или, как его тогда называли, кормилом, — специальным устройством для обеспечения обратного курса или его из-менения.

История и идея создания «Чайки»
Идея строительства Чайки, которая возила туристов вокруг Хортицы, датируется где-то с середины 60-х годов 20-го века. Когда создавался Национальный заповедник Хортица, тогда же возникла идея создать казацкую лодку, который бы смог перевозить людей на Хортицу и возить вокруг нее. Затем к этой идее возвращались после обретения независимости. Но только сейчас мы имеем вот такую ​​красавицу, такая лодка, который был создан благодаря частной инициативе одного из жителей нашего города».

Судно создано по чертежам новоманерного казацкого судна 18 века, а точнее периода 1735-39 гг., Времен Русско-Турецкой войны. Соответственно, детали чайки - оригинальные, такие как дубово-килевая часть, дубовые шпангоуты, сосновая обшивка, часть текалажного оборудование - все полностью воспроизведен, как это было. Но есть некоторые новые вещи, без которых просто невозможно сейчас зарегистрировать такое судно и проводить экскурсионную деятельность. В первую очередь, это и спасательные жилеты, и огнетушители, и топоры, и лицензия на мачту (прим. редактора - не слышал еще что на мачту требуется лицензия), и тому подобное. Это то, что требуют при регистрации. Соответственно, из-за того, что судно находится на воде, ради безопасности в некоторых моментах пришлось отойти от первичных чертежей, но в целом это судно представляет собой реконструкцию той запорожской «Чайки». Пушки стреляют, только не боевыми. Весла и паруса функционируют».

«Когда возникла идея создать "Чайку", мы привлекли специалистов - историков, культурологов, туризмоведов и других. Мастер, который построил это судно, это тот самый, который строил суда для фильма «Тарас Бульба». Приятно говорить, что это судно строилось у нас в Кушугуме. Мастера все ласково называли «дядя Толя». К сожалению, в начале июня его не стало».

«В свое время, на таком судне могли находиться 50 членов экипажа. Сейчас такое количество людей судно на борт не берет. На веслах судно достигает скорости примерно 7-8 км / ч. Желающие могут попробовать поработать веслами самостоятельно. Сейчас разработано 7 экскурсионных маршрутов, и 3 переправы, но в связи с правовой коллизией, используется только один».


11 причалов и другие проблемы регистрации

«В связи с тем, что судно воспроизведено по оригинальным чертежам, оно попало в разряд маломерных судов. Специального класса «исторически воспроизведенные суда» не существует. Мы попали в класс вспомогательных, технических судов. На перевозку у нас есть лицензия, оформлено ЧП, платим налоги, то есть полный комплект документов»

«Есть проблема оформления маршрутов. Нам дают разрешение разворачиваться только в трех местах. Я понимаю, что к нам, как к первопроходцам, много вопросов по поводу того, как это все должно работать. С одной стороны это хорошо, что у нас нельзя просто построить какой-то паромик, и прогуливать на нем людей. Проверки должны быть, но хотелось бы, чтобы различные структуры тоже учитывали специфику работы в такой сфере. Все говорят, что город нуждается в улучшении имиджа, туристической привлекательности, так вот, пожалуйста, смотрите, частный предприниматель вкладывает немалые средства, кажется, ему надо помогать, а не мешать?».

«Чайка - судно плоскодонное, во время казачества было рассчитано на то, что оно должно приходить на мели, лиманы. Но по документам «Чайка» должна приставать к причалу. Вообще, когда мы разработали возможные маршруты, нам сказали, что мы должны построить 11 причалов. Владелец не знал, что делать, думал, что идея сойдет на нет» .


Запорожскую чайку уже позвали в Киев и Днепр

«Мы получили запрос из города Днепр, они арендуют судно на праздник Ивана Купала. Это все было проведено официально: объявили тендер, мы в нем участвовали. То есть, понимаете, они готовы платить за то, чтобы в их город пришло такое судно, приняло участие в театрализованном представлении на воде и смогло покатать людей»

«Я не говорю, что город Запорожье обязан финансировать наше дело, тратить средства города, но какую-то поддержку хотелось бы получить. Потому что нам уже звонят даже из Киева, говорят - давайте мы арендуем ваше судно вместе с командой на летний период, заплатим фиксированную плату, а там вы уже сами разбирайтесь, что вы будете делать осенью, зимой, в ненавигационной период. Наша команда хотела бы оставаться в Запорожье, развивать родной город и никуда не идти, но различные бюрократические моменты заставляют задуматься о том, чтобы согласиться на предложения других городов. Надеюсь, не так все плохо и удастся все это урегулировать» .


Во сколько обошлось создание "Чайки"

«Владелец "Чайки" не миллионер, а обычный рядовой гражданин. Он не хочет славы. Он говорит, мол есть капитан, есть команда, пусть они дают комментарии. Зовут его Вадим Калюжняк, он не богат, ездит на стареньком автомобиле, так как все деньги вкладывает в развитие "Чайки"».

«Насколько мне известно, строительство и материалы для "Чайки" стоили около 300 000 гривен. Всего с такелажной частью, двигателем получилось около полумиллиона. Но я не собственник, поэтому я к финансовым вопросов не был привлечен, а вкладывать собственные деньги возможности не имею».

«Первый рейс был в ноябре 2016 года, после этого судно очень долго обкатывали, были определенные технические моменты, которые надо было исправить. Владельцу пришлось дополнительно ездить зарабатывать средства на ее доработки, поскольку многие детали всплыли уже в самом конце»


Команда - профессиональные матросы

«Количество спасательных жилетов на борту превышает в два раза количество пассажиров, которых принимают на судно. Каждый спасательный жилет рассчитан на определенный вес, но никогда не знаешь, какие люди придут. В поездку Чайка может взять около 30 человек, это комфортная количество, перевозим маленькими группами, чтобы избежать всех спорных вопросов. На судно заходили и пожилые люди, на костылях, и дети с пороками развития движения на колясках, это полностью безопасно».

«Команда - это профессиональные матросы, работали на флоте. Кстати, им уже шьют соответствующие костюмы. У капитана есть специальность и все соответствующие документы» .


Что дальше?

«К нам присоединились активные люди, у которых возникла идея построить казацкий зимовник, залога. Она может находиться в урочище Сагайдачного. Казацкая залога - это несколько домиков, выглядит как зимовник, но вместе с тем и сторожевой пост. Они подали такое предложение в Генплан, недавно пришло письмо с поддержкой такой инициативы. Построено это будет за частные средства».

«Чайка все время базировалась на Вырве, она там приписана, оформлена, но она довольно габаритная, поэтому временно базируется в урочище Сагайдачному. Если на законодательном уровне будут определены возможности строительства этой казацкой залоги, то она там и останется»

«Сейчас планы одни - завершить все документальные дела. Потому что мы начали оформление и регистрацию туристических маршрутов еще в ноябре 2016 года. Но вопросов остается еще очень много» .


Сколько стоит покататься

« Стоимость проезда на "Чайке" для взрослого человека - 100 гривен, для детей до семи лет - бесплатно. Маршрут занимает 2 - 2,5 часа. Такой разбег потому, что у людей возникает обычно желание сесть на весла . Конечно , есть спрос у турфирм , которые привозят в Запорожье группы людей. Если раньше это была обзорная экскурсия на автобусе, то сейчас появилась возможность поездить на казацкой Чайке ».


На Запорозькій Січі суднобудівництво здавна розвинулось і досягло високого рівня й досконалості. Козацькі майстри-корабельники славилися і за межами України. Їх часто запрошували й до Москви, щоб вони навчали корабельної справи.

Безпалубний плоскодонний човен запорізьких козаків XVI-XVII ст. у вигляді величезної видовбаної колоди, по бортах обшитої дошками. Довжина – близько 18м, ширина й висота бортів – до 4м. Ззовні бортів для збільшення остійності і плавучості кріпився очеретяний пояс. Човен мав поперечні переборки і лави, щоглу з вітрилом, 10-15 пар весел, носовий і кормовий рулі, уміщав до 70 чоловік. Озброєння – 4-6 фальконетів (гармати калібром 30 мм.). На борту був запас зброї та провіанту достатній для тривалих морських походів.

Одну чайку споруджувало впродовж півмісяця понад 60 чоловік. Техніка суднобудування, якою володіли майже всі козаки, не була надто складною. Запорожці зрубували високу липу чи вербу і, очистивши її від галуззя, видовбували днище. До нього кріпили дубові ребра, на які зверху вниз нашивали дубові дошки довжиною 3,5 метра, шириною 30 сантиметрів. На носі й кормі споруджували щось на зразок кают .

Тут зберігали провіант, боєприпаси й зброю. До кожного кінця човна прилаштовували окреме стерно, завдяки чому чайка в будь-який момент могла змінити курс на 180 градусів.

Ілюстрація «чайки» запорозьких козаків з книжки Ґійома Левассер де Боплана 1660 р.

У центрі на спеціальному станку укріплювалась щогла з вітрилами, з обох боків човна було від 20 до 40 весел. Отже, чайки котрі одночасно приводились у рух веслами й вітрилами, були дуже маневреними. Борти човна обкладали в"язанками очерету завтовшки від півтора до двох з половиною метрів. Ця своєрідна захисна одежина утримувала судно на поверхні й захищала од ворожих стріл і куль. Запорозькі чайки сягали у довжину 15-22 метрів, у висоту не більше 4 метрів, а в ширину - 6 метрів. Човен брав на борт 40-60 козаків.

Над чайками-дубами, що стояли у гавані, підносилися високі, стрункі трищоглові кораблі. Вони мали дві палуби, двоярусну рубку у формі намета, де розміщувалася старшина (до 10 чоловік). Обабіч рубки було по 4 каютних ілюмінатори. По бортах, на нижніх і верхніх деках судна, виглядали з люків грізні дула фальконетів - невеликих кованих залізних чи мідних гармат.

До складу запорозької флотилії входили навіть підводні човни. Звичайно, з нашого погляду вони здаються досить примітивними. Проте факт їх існування у XVI ст. становить великий інтерес.

Очевидно, запорожці використовували різні види суден залежно від стратегії й тактики морського бою. Особливістю козацького флоту було те, що чайки могли пришвартовуватися до будь-якого берега.

Інші козацькі кораблі:

ДУБ - друга пол. ХVІІ - XVIII ст. - Вітрильне вантажне судно прибережного плавання, що застосовувалося в пн.-зх.. Причорномор"ї і гирлах Дніпра, Дону і Бугу. Дуб – вантажне вітрильне судно прибережного плавання. На відміну від чайок дуби мали дві або три щогли з вітрилами. Назвою «Дуб» козаки підкреслювали міцність своїх суден та їх високотонажність до 100 тон. Під час воєнних походів на Дубах перевозили визволених із неволі співвітчизників та велику кількість захоплених гармат.

Спочатку в основі був довбаний човен і будувався з набойнимі розваленою бортами. Вилиці закруглюються, мало похилий форштевень, транцевой корму і навісний кермо. На двох щоглах по рейкового вітрилу. На прямому бушприті клівер. Дл. до 20, шир. до 6-7, висота борту до 1,8 м, вантажопідйомність до 100 т.

СТРУГ - козацька човен ХУІ-ХУІІ ст. - Основний тип суден, на яких донські і яїцькі козаки здійснювали морські походи. Козацький струг відрізнявся легкістю, повороткість і швидкохідністю. Однодеревий корпус оковувався залізом, по бортах для збільшення остійкості і непотоплюваності кріпили пояс з снопів очерету. Ніс і корма були гострими, палуба була відсутня, на носі й у кормі розташовувалися горища. Струг мав щоглу висотою бл. 11м з прямим вітрилом, 16-40 весел. На кормі, іноді в носі розташовувалися загребні (рульові) весла. Озброювалися декількома фальконетами, вміщували 50-100 чол.

Довжиною. 15-21, шириною 5,5-6 м. Ранні струги і чайки практично не мали відмінностей, пізніше у стругів почали чітко розрізняти ніс і корму, яка стала робитися заокругленою

БАРКАЗ - друга пол. XVII - перша пол. XVIII ст. (Від гол. Ьагкае від ісп.Ьагкага, італ. Ьагсассіо) - Невелике вітрильне судно, поширене на Чорному та Азовському морях. Вітрильне озброєння латинське, з клівером, на короткому горизонтальному бушприті. Довжина - 8-12, шир. 2,4-3 м, висота борту 1-1,3, осаду ок. 0,75 м.

Під час російсько-турецьких воєн (друга пол. XVII ст.) Використовувався козаками під час морських походів.

ДУБОК - XV - XVI ст. парусно-гребний рибальський човен зі шпрінтовим (раніше прямим вітрилом). Ранні човна в основі мали довбаний човен-дуб. Довжина - 10 м, ширина близько 2,5 м, осадка 0,5-0,6 м. Добре збережений дубок знайдений в районі м. Бендер на річці Дністер. Його вік перевищує 500 років. Радіовуглецевий аналіз датував деревину 1420 ± 50 років. У деревині збереглися отвори для прив"язування снопів очерету або розтяжок щогли.

Дубок став прабатьком чайок, що були спочатку ні чим іншим, як дубками з надбудованими бортами.

НАПІВГАЛЕРА - друга пол. XVIII - початок XIX ст. До них відносяться малі галери скампавеї. Скампавея (від італ. Scampare тікати, зникати, via - геть) - невеликий швидкохідний гребний корабель - зменшена на 30-40% венеціанська галера. Вони будувалися на Дону і Азовському морі, а з 1790 р. в Бендерах і Кріулянах для військових дій проти Туреччини на Дністрі та Дунаї. Дл. 20 - 22, шир. 3, осадка 0,7 м., 12-18 пар весел, 1-2 щогли з косими вітрилами.

Озброювалася 1-4 фальконетами. Перевозила десант (включаючи екіпаж) до 150 чол.

БАЙДАК – середній по величині річковий човен. Будова його схожа до чайки. Довжина човна – 7-8 м., ширина – 2м., осадка човна – 1 м. В човні присутньо 8 веслярів, місткість човна 16-20 чол. Байдак активно використовувався на початкових етапах розвитку козацької морської справи, для хадіння в руслах Дніпра. Виконав роль прототипа чайки. Нині човен з дещо зміненою конструкцією будови днища, має назву ЯЛ. Використовується як шлюпка на великих морських кораблях, а також тренувальний човен основного курсу мореплавства.

«На море ни один корабль не находится в безопасности,
если встретится с чайками»
Эмиллио Дасколи

Э тот румб посвящен необычным ладьям, получившим имя "Чайка" за скорость, маневренность и надежность. Как бесстрашные птицы улетают на десятки километров в открытое море, так и украинские лодки-ладьи уходили от своих поселений в дальние походы. "Чайки" непосредственно связаны с Украиной и ее народом, столетия боровшимся за свободу и независимость.

У краина, как государство, берет свое начало в Киевской Руси - государстве, образовавшемся во второй половине IX столетия. Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в процессе исторического развития восточно-славянских народов; но пала, раздираемая внутренними противоречиями и ударами монголо-татарских орд.

В результате ослабления Киевской Руси, ее земли попали под влияние Литвы и Польши. Разорительные нашествия Золотой Орды, позже султанской Турции и ее вассала - Крымского ханства, а также господство польских, литовских, венгерских феодалов вели к обнищанию украинского народа и его исходу на необжитые земли.

С середины XV века таким прибежищем стали низовья реки Днепр, где была основана Запорожская Сечь военизированное городище свободных поселенцев. Поселенцы получили общее имя - казаки, что означает в переводе с тюркского языка "вольные люди". На днепровских островах и в плавнях казаки сооружали охранные укрепления засеки, откуда и появилось слово "Сечь".

Запорожская Сечь - это не что иное, как Запорожское укрепление. Сечь вела постоянную борьбу с турецко-татарской агрессией. Казаки совершали постоянные набеги на Крым и доходили по Черному морю до пределов Турции. Основной единицей военной казачьей организации был полк во главе с кошевым. В казацкий полк входили как конные, так и пешие воины. Он оснащался стрелковым оружием и артиллерией. Для участия полка в походе строились вместительные и быстрые ладьи -"чайки".

Обратимся к "Описанию Черного моря и Татарии", которое было составлено доминиканским аббатом Эмиллио Дасколи, префектом Каффы в 1634 году.
"На крайних пределах Руссии есть скалы и леса, образующие как бы остров на реке Днепр, где живут россы, называемые иначе казаками. Дабы мстить татарам, ежегодно набегавшим на их земли с целью грабежа, стали последние тридцать лет спускаться на выдолбленных челнах в Черное море, причиняя немало вреда прибрежным местам Татарии.

На море они вначале завладевали маленькими судами и, поощряемые удачей в своих предприятиях, с каждым годом стали забирать все большие суда и в большем количестве, и, наконец, дошли до того, что десять лет тому назад триста челнов вышли в море и сразились с целым флотом падишаха.

По словам всех очевидцев, если бы в день битвы была тихая погода, то ни одна галера турок не вернулась бы обратно. Однако, поднявшаяся сильная буря разметала "чайки", и туркам, идущим под всеми парусами, удалось потопить несколько. Однако с тех пор и по настоящее время до 30, 40 и 50-ти челнов спускаются ежегодно в морс и в битвах причиняют столь жестокий вред, что берега Черного моря стали совсем необитаемы, за исключением некоторых мест, защищенных крепостями. На морс ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с "чайками", особенно в тихую погоду.

Казаки так отважны, что не только при равных силах, но и двадцатью "чайками" не боятся тридцати галер падишаха, как это видно ежегодно на деле. Всего три года тому назад они забрали две большие галеры и преследовали остальные. Ладьи-"чайки" длинноваты, вмещают до 50 человек и могут двигаться как на веслах, так и под парусами. Дабы они могли выдерживать жестокие бури, их обвязывают вокруг бортов камышом, который поддерживает их на воде".

Эмиллио Дасколи сравнивал казацкие "чайки" с фрегатами, но не трехмачтовыми военными кораблями, ставшими основой флотов морских держав XVIII века, а с небольшими, беспалубными судами, управляемыми латинским парусом и 8 - 10 веслами.

"Фрегаты эти быстроходны, поворотливы и довольно схожи с "чайками" казаков". Другие современники отмечали, что "чайки" - суда грубой работы речной техники, державшиеся на воде во время шторма благодаря снопам камыша, и что ходили в море на таких простых лодках только отчаянные люди, и только в летние месяцы.