Воображения состоит в том что. Виды и процессы воображения

Воображение – это мыслительный процесс в голове человека, который создает картины (образы) того, о чем человек думает. Воображение безгранично, оно не имеет границ и может противоречить всем законам реальности. Вместе с тем воображение влияет на а. В психологии воображению отводится важное значение, поскольку оно позволяет человеку предвидеть картины будущего, успокаивать или побуждать на действия. Воображение развивается еще у детей. Оно бывает несколько видов.

Интернет-журнал сайт называет воображением психическую деятельность человека, который в виде образов представляет себе собственные мысли. Воображать можно что угодно: реальное и нереальное. При этом образы влияют на настроение, поведение и даже в дальнейшем принятые решения человеком.

Воображение – это мысли, фантазии, представления и прочее, что у человека находится в голове. Некоторые скептические люди не верят в то, что мысли материализуются. Но, как показывает жизнь, эти люди ошибаются. А ошибаются не только они, но и все остальные, поскольку не обращают внимания на один вполне естественный и простой процесс.

Однажды женщина не могла понять, почему великий математик, профессор наук живет на нищенскую зарплату, а жулик, который всех обманывает, организовывает свой бизнес и получает прибыль. Вроде бы судьба должна поступить по справедливости: математику дать деньги, а жулика наказать и посадить. Но кто устанавливает эту справедливость? Сами люди, а не судьба. У Вселенной существуют свои законы. И вот они.

О чем необходимо думать профессору математики, чтобы достичь такой высокой должности? О математике. А о чем нужно думать жулику, чтобы обманывать, иметь свой бизнес и еще получать прибыль? О бизнесе и деньгах. Что в голове, то и в реальности: профессор имеет свою математику, а жулик – деньги. Кто, над чем трудился, то и получил. Невозможно получать деньги, пока вы изучаете математику. Но можно понять, как именно изучение математики может помочь вам заработать деньги, тогда вы будете получать деньги. Если вы хотите иметь деньги, то у вас в уме должны быть деньги. Если вы хотите иметь любовь, то у вас в голове должна быть любовь.

Многие скажут, мол, «нас всех учат, что нужно зарабатывать на том, чем любишь заниматься». Это так. Любовь к своему делу провоцирует вас развивать свое мастерство и свои знания. Но деньги невозможно заработать, если вы не свяжете свое хобби, интерес, увлечение с деньгами. Например, любитель путешествовать наконец-то понял, что можно совместить приятное с полезным, и открыл свое туристическое агентство (путешествие + деньги). Вы любите готовить кушать? Тогда откройте свой ресторан или устройтесь работать шеф-поваром (кулинария + деньги). Пока у вас в голове только путешествия или кулинария, вы денег не заработаете. Вы будете иметь то, о чем думаете. Но как только вы зададитесь вопросом «Как я могу заниматься своим любимым делом и при этом приносить пользу другим людям, чтобы они платили мне деньги за то, что я делаю?», здесь у вас возникает множество вариантов, как не просто «изучать математику», но еще и заработать на этом деньги (стать, например, трейдером или финансистом).

Что в голове, то и в реальности. И это куда более справедливо, нежели человеческое понимание справедливости, когда сначала нужно помучиться, а потом уже пожинать лавры своих мучений. Каждый получает то, о чем думает, что держит в своей голове. И это справедливо. Поэтому только вы в ответе за то, что у вас есть, а чего у вас нет.

Что такое воображение?

Воображение – это наглядно-образное , во время которого человек представляет в своей голове конкретные образы. Они могут носить различный характер.

  • Есть образы-воспоминания, когда человек возвращается к тому, что с ним произошло, он снова прокручивает в своей голове то, что с ним случилось.
  • Есть образы-мечты – когда человек представляет в своей голове желаемые картины будущего, в котором хотел бы оказаться.
  • Есть образы самого себя, когда человек начинает представлять или пытаться понять, кем он является.
  • Есть образы реального мира, когда человек просто вспоминает о том, что видел или слышал.
  • Есть образы-фантазии, когда человек начинает создавать новые предметы или явления, которых пока не существует в природе.

Воображение становится многогранным и многофункциональным. Оно позволяет прогнозировать дальнейшее развитие событий, опираясь на свой предыдущий опыт. Оно помогает творить, где главной сутью становится создание чего-то нового и необычного. Оно позволяет влиять на свое настроение и даже мотивировать самого себя. Нередко воображение позволяет понять, как нужно действовать в ситуации, чтобы достичь желаемого результата.

Воображение использует память человека, который обладает определенным опытом, знаниями и воспоминаниями. Также используется творческое мышление, которое может включать способность человека думать о таком, чего он никогда не видел и не слышал. В психологии выделяют такие функции воображения:

  1. Познавательная – воображение помогает систематизировать информацию, более лучше ее познать и выделить что-то новое для себя.
  2. Прогнозирование – человек способен представить в своей голове, как будут разворачиваться события, каким будет конечный результат.
  3. Понимания – воображая, человек может предположить, о чем думает и что чувствует другой индивид.
  4. Саморазвития – человек фантазирует и прогнозирует, что делает его сильнее и увереннее в себе.
  5. Защиты – если человек может прогнозировать события, значит, может к ним подготовиться.
  6. Воспоминания – способность воспроизводить то, что человеком уже было пережито.

Воображение проявляется в различных формах. Самыми известными становятся:

  • – создание новых форм, предметов, явлений на основе реально существующих, которые человек трансформирует в своем сознании.
  • Акцентирование – фиксация внимания на отдельной характеристике предмета.
  • Типизация – выделение определенных черт в нескольких предметах.

Виды воображения

Воображение делят на такие виды:

  1. Непроизвольное (пассивное) – когда человек просто о чем-то думает, даже не всегда принимая в этом осознанное участие. Так часто происходит в состоянии полудрема или дремоты.
  2. Произвольное (активное) – человек сознательно включает процесс воображения и представляет себе какие-то образы.
  3. Мечтания – представление себе желаемого будущего.
  4. Воссоздание – когда человек воспроизводит в своей голове, что реально существует.
  5. Творчество – когда человек активно создает некое явление, предмет или образ в своей голове, которого нет в реальности.

«Мечтать вредно» — а почему? Наверняка вы когда-то слышали подобное выражение от человека, который на собственном опыте испытал неудачу от постоянных мечтаний. Почему мечтать вредно? Маленькие детки все время мечтают, и при этом живут более счастливо и чувствуют себя спокойно, нежели взрослые люди. Выходит, мечтать не вредно. Что-то другое вредит, и это связано с мечтами.

Просто мечтать о чем-либо не вредно. Если вы решили поднять себе настроение или успокоиться, то представить желаемое или просто просмотреть картинки чего-то приятного – полезное занятие. Вы улучшаете себе настроение – что в этом может быть вредного? Само по себе мечтание не приносит вреда. Поэтому правильнее было бы поставить вопрос: когда мечтать вредно?

Представьте ситуацию (вспомните из своего опыта): вы о чем-то мечтали, но ваша мечта не исполнилась. Вы даже что-то попробовали сделать для реализации, у вас не получилось, вы опустили руки – и мечта так и осталась мечтой. А теперь вопрос: что вы чувствуете, испытываете, какие эмоции вас переполняют, когда вы понимаете, что мечта не воплотилась в реальность? Горечь, печаль, злость, пустота и т. д. Другими словами, вы страдаете по причине того, что вам не удалось реализовать свое желание.

Таким образом, когда мечтать вредно? Ответ: когда понимаете, что ничего не сделаете для того, чтобы она стала реальностью.

  • Во-первых, мечта не сама по себе исполняется, а этим занимаетесь вы. Стул сам по себе не можете материализоваться, если вы будете только его представлять. Его должен кто-то сделать, кто-то принести. Первое, что вредит, — не сама мечта, а ваша неготовность ее реализовывать.
  • Во-вторых, вредит вам не сама мечта, а те эмоции, ощущения, переживания, которые вас охватывают, когда вы не достигаете желаемого. Вам неприятно осознавать, что ваша мечта осталась мечтой, поэтому вы (по привычке не видя за собой вины) выбираете ни о чем не мечтать, чтобы снова не испытывать негативных эмоций.
  • В-третьих, мечтать полезно и даже нужно. Но следует понимать, хотите ли вы воплотить свое желание или согласны оставить его нереализованным, а просто довольствоваться им в своих представлениях. Мечта вас вдохновляет и воодушевляет, а вредит осознание того, что вы ничего не делаете для ее воплощения. Заранее договоритесь с собой, будете ли вы воплощать свое желание или так и оставите его просто мечтой.

Воображение и творчество

Воображение является творческим процессом, если человеку необходимо создать новый предмет, представить новый образ, найти новое решение ситуации. Периодически каждый человек сталкивается с необходимостью неординарно подходить к решению повседневных проблем. Творчество здесь проходит три этапа:

  1. Нечеткий образ, который возникает в голове человека в виде идеи.
  2. Вынашивание идеи, ее трансформация, четкое понимание, корректирование.
  3. Реализация задуманного.

Творческое мышление очень важно для человека, и развивается оно с самого детства. Человек должен позволить себе мыслить неординарно, в чем помогает чтение литературы и просмотр фантастики. Также хорошо путешествие и столкновение с ранее неизведанным, что вызывает новые впечатления и эмоции.

Развитие воображения

Воображение развивается в возрасте от 2,5 до 5 лет. Именно в этот период ребенок постепенно совершенствует свое воображение, оно у него обладает фантастическими свойствами. У ребенка достаточно развито воображение, в чем помогают просмотры мультфильмов, чтение книг, игры различного плана, рисование, лепка или продумывание ролевых сюжетов.

Родители должны поощрять в ребенке творческое начало, поскольку это способствует развитию воображения.

Итог

Вместе с тем человек не должен забывать, что воображение – это всего лишь мысли. Чтобы идеи стали реальными, нужно их воплощать. Живите, а не мечтайте! Пока вы тратите время на свои мечты, ваша жизнь проходит мимо, и вы даже не успеваете ею насладиться. Поэтому следует помнить, что время идет, а ваша жизнь – это то, на что вы это время тратите.

Почему лучше жить, чем мечтать? Конечно, никто не запрещает иногда погружаться в фантастические представления своего прошлого или будущего, однако это следует делать как можно реже. Основная масса людей в настоящее время предпочитает жить где-то в нереальном мире, в виртуальном (в сети Интернет), забывая о том, что за окном бушует настоящая жизнь. Что в этом плохого? По большому счету ничем плохим это не грозит, кроме отсутствия каких-либо воспоминаний об этом периоде жизни. Сейчас вы мечтаете об одном, через 3 месяца начнете мечтать о другом, а через 10 лет даже и не вспомните об этом времени – оно для вас будет пустым, так как вы его прожили в фантазиях, которые испарились, оставив чистое поле вашей жизни.

Вы никогда не задумывались, почему пожилые люди так много времени проводят за тем, что вспоминают свои былые годы? Ответ очень прост: они смирились со своей старостью, сделав этот этап чем-то таким, что уже не заслуживает жизни. Другими словами, они перестали жить настоящим временем, так как считают, что уже ничего нового и интересного с ними не произойдет, из-за чего погрузились в воспоминания, которые они приобрели.

Точно так же происходит и с современным человеком, который либо витает в своих мечтах, будучи героем или суперкрасавицей, либо живет в виртуальном мире. Если человек занимается этим в молодости, то о чем он сможет вспомнить, будучи старым? Скорее всего, кроме названия игры, в которую играл в интернете, он больше ничего не вспомнит. И такие пустые воспоминания вы хотите иметь?

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его пробуждать в наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображения придерживаются, одного и того же мнения, что воображение характерно только для человека, которое странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.
До сих пор так и неизвестна настоящая природа воображения. Ученые не могут объяснить механизм воображения, его анатомо-физиологическую основу. Неизвестными остаются такие факты, как место локализации воображения в мозгу человека, с работой каких известных науке нервных органических структур оно связано.
Возникновение работы воображения нельзя свести ни к какому закону, оно является следствием схождения в одной точке, часто случайного, различных, изученных предварительно факторов.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны) (Немов Р.С., 2005).
Воображение – это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.
По И. Канту и Хайдеггеру воображение выступает как одна из способностей души, основа познания и осознания мира (Немов Р.С., 2005).
Очень много известно о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовая культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «homosapiens», уже достаточно хорошо известно. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.
Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение человека выражается:
1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;
3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность;
4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Имеет аналитико-синтетический характер, как и другие психические процессы (мышление, память, восприятие).
Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения - намеченные с его помощью пути решения проблемы нередко недостаточно точны (Степанов С., 2005).
Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.
Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т. е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений. Таким образом, в проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны.
Когда проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения.
Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления - здесь вступает в права фантазия.
Исследование воображения как специфического вида активности человеческой психики показало, что следует различать его произвольную форму (художественно-творческую, технико-изобретательскую, социально-реформаторскую, педагогическую) и непроизвольную (сновидение, галлюцинации, бред); продуктивную (создающую нечто новое) и репродуктивную (воспроизводящую элементы былого опыта); реализуемую в принципе, раньше или позже (проектирующую практические действия), принципиально нереализуемую (фантазирование), реализуемую с той или иной степенью вероятности (мечта) и реализуемую опосредованно (вовлекая людей, обладающих воображением, в сотворенную фантазией писателя, живописца, актеров «художественную реальность»); нормальную (воображение художника, инженера, социального реформатора, полководца, хирурга, шахматиста, воспитателя) и патологическую (шизофренический бред, галлюцинации, мистические видения); контролируемую знаниями и опытом (в деятельности инженера-изобретателя и рационализатора) и неконтролируемую (создание утопий, прожектерство); индивидуальную и коллективную (мифотворчески-фольклорную). Такое многообразие конкретных разновидностей воображения говорит о культурном значении его инвариантной функции - создании небытия как условия рождения новых форм бытия.
Воображать можно все что угодно и как угодно. В этом смысле воображению не положено никаких пределов и, более того, воображение является бесконечным пространством реализации человеческой свободы (Романенко Ю.М., 1998).
Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).
Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психологических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест - ТАТ, тест Роршаха, и др.) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат (Немов Р.С., 2005).
Воображение может быть 4 основных видов:
1) активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы;
2) пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека;
3) продуктивное - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается;
4) репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть, и хотя здесь присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности; оно - неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, то есть в возникновении мечты.
Мечта - необходимое условие преобразования действительности, мотив деятельности, окончательное завершение которой по каким-либо причинам оказалось отсроченным. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, - воссоздающее воображение. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний необходимо с помощью воссоздающего воображения конструировать в сознании то, что отражено в этих книгах, на этих картах. Ребенку воображение дает возможность осваивать окружающий мир в игре, а взрослому - преобразовывать мир в активной творческой деятельности.
Пассивное воображение лишено действенности, для него характерно создание образов и планов, которые не воплощаются в жизнь. В этом случае воображение выступает как суррогат деятельности, с помощью которого человек уклоняется от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, во сне, при патологических расстройствах сознания.
Преднамеренное пассивное воображение продуцирует специально создаваемые образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в воображении грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности (Степанов С., 2005).
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Творческое воображение, как уже было сказано, создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое - идеи, не существующие в данный момент. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое - новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.
Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ.
Процесс творческого воображения имеет следующие приемы:
1) агглютинация (в переводе с греческого - склеивание) - берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета (кентавр: туловище быка, шея и голова - верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост-рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время;
2) аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела - бионика. Творческие образы создаются также при помощи акцентирования и преувеличения (в художественном творчестве). Прием преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование - подчеркивание части объекта, заострение, обнажение ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию («Гулливер у лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот прием широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском);
3) типизация (выражение общего в типичном). Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее, отражая типичное в единичном.
Тот или иной прием создания творческих образов используется в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства знаний. Например, в инженерном деле большее значение приобретает аналогия, в изобразительной деятельности - акцентирование, типизация, в литературном труде - типизация.
Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. В зависимости от предмета, на который направлено воображение, различают научное, художественное, технологическое воображение. Примером творческого воображения в науке, например, являются своеобразные образы-понятия, в которых в наглядной форме проступает определенное понятие. В химии - это формула вещества, то есть специфический образ в виде рисунка дает полную характеристику данного вещества, указывает порядок связи атомов в молекуле и структуру их расположения в пространстве. В физике - это наглядная модель строения атома, в биологии - модель, образ молекулы белка и т.д.
Воображение стремится стать творческим: действенным, активным и преображающим то, на что направлена деятельность этого воображения; его построения стремятся воплотиться в жизнь.
Л.С.Выготский (1987) разделяет мечтательность и творческое воображение: «При своей нормальной и полной форме воля кончается действием, но у людей нерешительных и безвольных колебания не кончаются никогда или же решение остается без исполнения, неспособным осуществиться и подтвердиться практически. Творческое воображение в полной своей форме стремится внешним образом подтвердить себя таким делом, которое существует не только для самого творца, но и для всех других. Напротив, у чистых мечтателей воображение остается во внутренней их сфере в плохо обработанном состоянии и не воплощается в художественном или практическом изобретении. Мечтательность представляет эквивалент слабоволия, и мечтатели не способны проявить творческое воображение». Здесь мечтательность сравнивается с безволием, а творческое воображение – с волей.
Идеал, как построение творческого воображения, является жизненной силой только тогда, когда руководит действиями и поступками человека, стремится к воплощению. Таким образом, формирование воображения имеет общее значение, отражающееся на всем поведении человека (Суворова И.В., 1998).
Творческое воображение в своем полном развитии проходит через два периода, отделенные критическою фазою: период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, представляющегося в разных видах.
Известно, как много людей, оставивших о себе великую память в науке, в политике, в механических изобретениях или в промышленности, начинали с посредственных опытов в музыке, живописи и особенно в поэзии. Толчок к изобретательности не направил ее сразу по надлежащему пути. Шла подражательная работа в надежде на изобретение. Сказанное выше о хронологических условиях развития воображения избавляет нас от необходимости останавливаться на этом случае. Потребность творить шла сначала по линии наименьшего сопротивления, где она находила. уже некоторый приготовленный материал; но чтобы достигнуть полного самосознания, для нее нужно было больше времени, больше знаний, большего запаса опытности.
Одним из первых психологов, изучавших эти процессы, был Т. Рибо. В своей книге «Творческое воображение» он выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание (Романенко Ю.М., 1997).
Диссоциация - самопроизвольная операция, она проявляется уже в восприятии. Как пишет Т. Рибо, на одну и ту же лошадь художник, спортсмен, торговец и равнодушный зритель смотрят по-разному: «качество, занимающее одного, не замечается другим». Таким образом, вычленяются отдельные единицы из целостной, образной структуры. Образ «подвергается непрестанной метаморфозе и обработке по части устранения одного, прибавления другого, разложения на части и утраты частей». Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством. Так, аборигены Австралии называли книгу «раковиной» только потому, что она открывается и закрывается: подобное стремление одушевить все Рибо сводил к двум типам: олицетворение и преобразование (метаморфоза).
Олицетворение состоит в стремлении одушевить все, предположить во всем, в чем есть признаки жизни, и даже в безжизненном, желание, страсть и волю. Олицетворение - неиссякаемый источник мифов, суеверий, сказок и т.д.
Творческое воображение отдельных лиц не следует рассматривать в изоляции их от связи с окружающим миром и другими людьми. Творческий субъект включен в сферу предметов, ценностей, идей и понятий, созданных данной культурой, он всегда опирается на то, что уже было сделано до него, в этом залог прогресса.
Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; продолжительное «погружение» в проблему.
Е.И. Игнатьев, изучая вопросы творческого воображения, приходит к выводу о возможности возникновения своеобразной творческой доминанты у тех, кто глубоко охвачен творческой работой. Появление такой доминанты ведет к усилению наблюдательности, настойчивому поиску материалов, повышению творческой активности и продуктивности воображения.
Интересной особенностью творческого воображения является то, что процесс этот не похож на планомерный, непрерывный поиск нового образа. Усиление творческой продуктивности сочетается с периодами спада творческой активности.
Многие исследователи пытаются разобраться, что же предшествует вспышке творческой активности, и приходят к выводу, что в этом плане особое значение имеет своеобразный период заторможенности, период внешней бездеятельности, когда в подсознании происходят процессы, которые в сознании не формируются. Умственная активность не прекращается в период такого затишья, работа творческого воображения продолжается, но в сознании не отражается. Такие спокойные периоды некоторые авторы называют заторможенным состоянием транса («интервалы вынашивания», когда происходит перегруппировка информации, которая была уже усвоена). После такого внешнего «бездействия» происходит мгновенно процесс окончательного решения проблемы, внезапного рождения творческого образа, возникает ответ на давно мучивший вопрос.
Таким образом, воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.
Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы создать стол).
Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций (однако их актуализация отличается оттого, что наблюдается в процессах памяти).
Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями.
Список используемой литературы:
1.Берулава М. Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования. // Гуманизация образования.- М. –С., 1998, №1.
2.Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Собрание сочинений.- Т.3.- М., 1983..
3.Выготский Л. С. Проблема возраста. //Собрание сочинений.- Т.4.- М., 1984.
4.Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987
5.Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. // Психология личности. Тексты.-М., 1982
6.Гурова Л. Л, Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. // вопросы психологии.- 1991.- №6.
7.Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1994. Книга I.
8.Речинская Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников – М.: Владос, 1999

Воображение является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но именно она может оказать значительное влияние на реальную жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией.

Сущность и механизм

— это продуктивная деятельность психики, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее в опыте человека. Он не видел живых динозавров или машину времени, мог не слышать морской прибой и не вдыхать аромат пустыни, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.

Восприятие выступает материалом для фантазии. Исходные образы перерабатываются. В них выделяются элементы, которые могут трансформироваться — становиться больше или меньше реальных, соединяться в невероятных сочетаниях, меняться местами, представать в нереальных количествах.

Так появляются фантазийные образы объектов, которые не могли быть восприняты: Гулливер в стране лилипутов или великанов, избушка на курьих ножках, Пегас, многорукое божество Шива, трехглавый дракон, восьминогий конь Одина Слейпнир. Воображение может заострить определенные черты — так возникает карикатура, гротеск.

Образы могут стать схемами, когда несущественные различия стираются, а главные свойства выявляются очень четко. Смайлики — яркий пример схематической переработки образа.

Воображение типизирует — человеческие характеры, места, события. Эльфы, гномы, орки — это типы. Тургеневские барышни и «крепкие орешки» блокбастеров — тоже типы.

Затем и образы воображения преобразуются, что порождает очень сложные фантазии.

Эмоциональный компонент образов воображения приводит к неожиданным, логически непостижимым ассоциациям. Оригинальные комбинации частей тела человека, пространств, технических устройств поражают зрителей в произведениях сюрреалистов, полагающихся на фантазию (С.Дали, Р.Магритт и др.).

Итог деятельности воображения — кристаллизация образа в зримом, осязаемом продукте — картине, изобретении, художественном тексте, модели, программе. Не всегда воображение проходит полный цикл. Мечтатели переходят от фантазии к фантазии, так и не воплотив в жизнь ни одной идеи.

Функции

  1. Побуждение деятельности при помощи яркого, привлекательного образа ее результата, средств и способов осуществления, обобщенных замыслов и конкретных планов.
  2. Регуляция поведения в неопределенной, проблемной ситуации при помощи образов альтернативных поступков и их последствий.
  3. Эмоциональная саморегуляция, аутопсихотерапия, иллюзорное удовлетворение потребностей. С этой функцией связан риск уйти от реальности. Замещение реальности игровыми образами — одно из следствий игромании.
  4. Организация познания — воссоздание объекта по описанию, достраивание недостающих элементов, моделирование.

Виды

Активное воображение усиливает мотивацию деятельности и человек преобразует реальность — изобретает, воплощает художественный замысел, приближает будущее, о котором мечтает.

  • Активное воссоздающее строит образ по описанию.
  • Активное творческое строит образ того, чего еще не существовало.

Вся культура создана творческим воображением.

Пассивное воображение подрывает мотивацию реального поведения, образы воспроизводят сами себя. Мечты и прожекты множатся и не становятся реальностью. Тайм-аут необходим, но пауза может затянуться, и жизнь пройдет как во сне.

  • Пассивное преднамеренное управляется человеком, который сам вызывает воспоминания, грезы, фантазии.
  • Пассивное непреднамеренное управляет человеком, когда он принимает за реальность бредовые, сновидные образы.

Воображение и стремление к достижению

Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться.

С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша.

Способы развития воображения

  1. Обогащение опыта восприятия, т.к. воображение оперирует материалом, полученным при восприятии реальных объектов.
  2. Развитие речи, т.к. она позволяет поименовать элементы образа, переставить их, поменять местами, увеличить, умножить, оформить замысел, обмениваться идеями. Играя словами, ребенок создает новые образы.
  3. Поддержка спонтанного и организованного детского творчества — рисования, простейшего музицирования, придумывания сказок, небылиц.
  4. Поддержка и обогащение детской игры, т.к. игра занимает промежуточное положение между реальностью и воображением, дает опыт для построения адаптивной связи воображения и реальности.
  5. Методические приемы — словесные игры, дорисовывание картинок, сочинение сюжетов, применение и сочетание необычных техник, материалов рукоделия и т.д.

Воображение поможет планировать, предвидеть риски, воодушевляться на действия, находить нетривиальные решения (см. репродуктивное воображение), сопереживать, созидать. Главное, чтобы не подменяло подлинную жизнь.

Воображение в жизни человека

15.04.2015

Снежана Иванова

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи.

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышлением, речью и вниманием. Ведь для того, чтобы четко себе что – то представить, необходимо обладать полной информацией об интересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлять.

В повседневной жизни мы часто прибегаем к необходимости представить что – то в своей голове. Скажем, абстрактные понятия или художественные образы, так или иначе, нуждаются в том, чтобы вообразить их, так они легче запоминаются. Воображение помогает сделать внутренний мир человека ярче и насыщеннее. Данный процесс позволяет личности вовремя провести прогнозирование какой – то ситуации, выстроить имеющиеся перспективы и внутренне приготовиться к последствиям своего выбора. Иногда люди с чрезвычайно развитым воображением страдают тем, что начинают создавать такие образы, которые не имеют никакого отношения к действительности, тем самым вводя себя и окружающих в заблуждение. Воображение человека помогает творческим натурам создавать уникальные авторские произведения. Сущность его как процесса заключается в том, чтобы конструировать из имеющихся образов новые — неповторимые и уникальные.

Виды воображения

В современной психологической науке принято различать произвольное (преднамеренное) воображение и непроизвольное. Во втором случае сам процесс проявляет себя в сновидениях, которые видит человек. То есть, пережитые за день события и переживания трансформируются в индивидуальные образы, которые личность продолжает «прокручивать» во сне.

Преднамеренное воображение активизируется только при участии воли человека и включает в себя несколько подвидов: воссоздающее, творческое, мечта. Воссоздающее воображение работает на основе имеющихся представлений о том или ином предмете. Так, при чтении художественной литературы, мы бессознательно выстраиваем у себя в голове абстрактные картины, дополняем их собственными представлениями, смыслами и значениями. Нередко получается так, что одно и то же произведение рождает у людей различные (и даже противоположные) образы.

Творческое воображение формируется посредством преобразования имеющихся представлений о мире в неповторимые структуры. Творческий процесс рождает новый продукт, который обязательно отражает индивидуальное видение мира его создателя. Особым видом воображения является мечта . Этот тип воображения отличается тем, что в нем всегда создается образ желаемого, нет особенной нацеленности на результат, чтобы получить его здесь и сейчас. Устремленность в будущее и эфемерность рождающегося образа иногда приводит к уходу от реальности, к пребыванию в мире грез и фантазий. Если человек строит активные планы на реализацию задуманного, то мечта превращается в цель, которой воплотиться в реальности гораздо легче.

Функции воображения

Воображение как психический познавательный процесс выполняет основную задачу отражения объективной реальности. Человеческий мозг способен полноценно воспринимать информацию только тогда, когда она ему по – настоящему интересна. Среди основных функций принято выделять следующие:

  • Целеполагание и планирование. Прежде, чем взяться за какое – то дело, человеку необходимо представлять его конечный результат. В отдельных случаях от способности прогнозировать и выстраивать последовательность шагов зависит успешность предприятия. Воображение здесь выступает связующим звеном между желаемой целью и конечным продуктом деятельности. В данном случае оно конкретно, не имеет ничего общего с фантазиями. Мечта может вести человека к новым свершениям, но только в том случае, когда он готов действовать, предпринимать практические шаги в желаемом направлении.
  • Познавательная функция. Никакая деятельность невозможна без постоянной работы над собой. Чем бы ни был занят человек, для успешного становления ему всегда требуется продуктивная деятельность. Потребность узнавать новое, совершенствовать свои навыки и умения приводит к процессу активизации познавательной активности.
  • Приспособительная функция. Данная функция заключается в необходимости объяснить себе непонятные явления. Так в древности люди создавали легенды и сказки, используя воображение, чтобы минимизировать собственный страх перед неизвестным.
  • Психотерапевтическая функция. Воображение может успешно использоваться человеком в качестве психологической защиты, когда он «придумывает» несуществующие реалии таким образом, чтобы они соответствовали его внутренней готовности воспринимать окружающий мир. Терапевтическая направленность находит выражение в сублимированных образах, обозначении и признании собственных чувств.

Формы воображения

  • Агглютинация. Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
  • Акцентирование. Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.
  • Гиперболизация. Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.
  • Типизация. Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.
  • Схематизация. Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.
  • Обострение. Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
  • Перенос признаков. Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.
  • Приемы воображения влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.

Особенности воображения

Посредством данного психического процесса каждый индивид имеет уникальную возможность создавать и моделировать собственную реальность. Особо значимые потребности, такие как самореализация и личностный рост находят прямое отражение с помощью воображения. Так, например, художник способен отобразить в произведении те вопросы, которые наиболее сильно волнуют его самого, тем самым уменьшив количество собственных переживаний по этому поводу. Воображение прекрасно помогает процессу сублимации. Роль воображения в любом виде деятельности чрезвычайно высока.

Развитие воображения

Воображение как процесс, помогающий познавать окружающий мир, можно и нужно совершенствовать. Для решения этой задачи как нельзя лучше подойдут специальные упражнения и занятия, направленные на его развитие. Надо сказать, что воображение невозможно развивать отдельно от внимания, памяти и мышления. Именно поэтому представленные ниже задания способствуют заметному прогрессу всех познавательных процессов, ведущим из которых является воображение.

  • Прогнозирование будущей ситуации. Развитие воображения начинается с формирования навыка четко представлять себе предмет или явление. Прежде чем приступить к какому – либо делу, постарайтесь заранее продумать, что из этого выйдет. Ответьте себе на вопрос, чего хотите получить в результате, какой видите конечную цель. Доказано, что умение представлять, мыслить конструктивно в направлении заданной цели формирует уверенность в себе, дает дополнительные силы, прибавляет решимости, уменьшает сомнения.
  • Создание художественного образа. Подойдет написание сказки, рассказа, создание портрета или пейзажа. Сюда можно включить и вышивание, главное, чтобы вам нравился сам процесс. Для начала постройте у себя в голове образ, который хотите изобразить. Постарайтесь, чтобы он был ярким, привлекающим внимание, помогающим раскрыться вашим стремлениям и талантам. Не обязательно создавать «Войну и мир», можно ограничиться небольшим стихотворением или зарисовкой, главное условие – творчество должно вдохновлять на новые идеи. Хорошо, если в процессе воображения начнут возникать свежие образы и задумки. Упражнение направлено на формирование умения развивать образ, давать ему раскрыться во всей полноте и многообразии.
  • Дорисовывание фигуры. Упражнение заключается в формировании навыка создавать картину в воображении из ничего, прекрасно тренирует внимание к мелочам, учит понимать, что из самых незначительных деталей можно смоделировать новый образ. В центре на листе бумаги, как правило, изображен фрагмент фигуры, которую требуется дорисовать. Если раздать такие листы участникам небольшой группы и попросить их выполнить задание, у каждого в результате получится свой неповторимый рисунок. Процесс воображения у каждого человека работает сугубо индивидуально.
  • «Я – успешный человек». Если вы давно мечтаете о самореализации, то выполнение данного упражнения принесет вам большую радость и колоссальный подъем энергии. Представьте себе, что вам необходимо для того, чтобы считать себя состоявшейся личностью. Основная задача заключается в том, чтобы как можно конкретнее осознать и удержать в сознании то занятие, которое приносит максимальное удовлетворение, помогает развиваться вашей личности. Когда этот образ будет найден, продолжайте рисовать в своем воображении картину идеального успеха, отмечайте, какие события должны произойти в дальнейшем. Упражнение уникально тем, что позволяет не только тренировать воображение, но и нацеливает человека на положительный результат, помогает развить веру в собственные силы и возможности.

Данные упражнения на воображение способствуют формированию индивидуального видения жизни, выстраиванию перспектив для личностного и профессионального продвижения. Задания можно выполнять каждый день, они подходят представителям любых профессий и званий. Конечно, гораздо легче их будет выполнить творческим людям, имеющим отношение к живописи, литературе, музыке, дизайнерскому делу и т.д.

Таким образом, роль воображения в жизни человека чрезвычайно значима и глубока. Ведь каждому из нас в любой деятельности требуется владеть абстрактным мышлением, уметь представлять себе желаемый эффект. Старайтесь читать больше книг, участвовать в культурной и общественной жизни города, постоянно совершенствуйте свой потенциал. Развитое воображение является неотъемлемой составляющей успешной личности.